Сегодня я посмотрел этот фильм в кинотеатре. Никогда не был фанатом вестернов, смотрел разве что фильмы братьев Коэнов, но остался под большим впечатлением. И не сколько от финальной мясорубки, а от деталей и характеров героев главных и не очень.
ПыСы На выходных иду смотреть "Однажды на Диком Западе".
В центре событий жестокий, но уважаемый негодяй Пайк Бишоп (Холден), преследующий своего бывшего друга Дика Торнтона (Роберт Райн) на территории дореволюционной Мексики.
Как раз наоборот: Пайк - грабитель (банков и поездов), а Торнтону за его поимку обещано вознаграждение. И действие происходит в основном в американских штатах, а в мексиканский городишко Агуа Верде банда Пайка заезжает ненадолго, чтобы сбыть краденое.
Я не очень люблю вестерны, но этот привлёк внимание звёздной личностью режиссёра Сэма Пекинпа и просто-таки выдающейся игрой (увы, уже) неизвестных актёров: Уильяма Холдена в роли Пайка, Эрнеста Боргнайна в роли Голландца и особенно хорош Эдмонд О'Брайен (просто красавец!) в роли старика Фредди Сайкса...
Для 1969 года это был выдающийся вестерн, да и сейчас эта работа вызывает огромное уважение: и сценарий, и режиссура, и съёмки - высочайшего качества (про игру актёров я уже говорил). Фильм вышел в том же году, что и "Золото Маккенны" - и если бы я его увидел тогда, ещё бы неизвестно, какой из них "победил", но... К сожалению, я его увидел только спустя полвека. И ставлю ему 9 баллов из 10 только потому, что "Золото Маккенны" я люблю всё-таки больше... ))
Один из наиболее известных вестернов в истории мирового кино, теперь причисляемый самими американцами к несомненной классике жанра, хотя в момент своего появления «Дикая банда» всё-таки не была оценена по достоинству (например, номинирована на «Оскар» только за сценарий и музыку, но вообще ничего не получила). Её особое значение тем более велико, что к 60-м годам вестерн в США пришёл почти в полный упадок, прежде всего — в качественном плане, что контрастировало, допустим, с Европой, где самыми необычными оказались стилизаторские усилия итальянского постановщика Серджо Леоне, в подражание которому возникло целое направление так называемых «спагетти-вестернов».
А новаторский вклад создателя «Дикой банды», 44-летнего режиссёра Сэма Пекинпа, который как раз упорно в своей карьере старался разрабатывать этот типичный американский жанр, заключался вовсе не в его переосмыслении и осовременивании, как в фильмах «Буч Кэссиди и Санданс Кид» Джорджа Роя Хилла и «Маленький Большой Человек» Артура Пенна, но в придании вестерну эпически-мифологического звучания. Однако по сравнению с предыдущими экранными фресками, воспевавшими славу покорителей Дикого Запада и исключительные добродетели мужественных героев, Пекинпа создал действительно эффектную, а порой и эстетизированную сагу о насилии. Его персонажи — постаревшие, разуверившиеся, циничные и жестокие люди вне закона, для которых насилие, в общем-то, стало уже привычной формой существования.
История банды, действующей на границе Техаса и Мексики (уже не в старые добрые времена завоевания Запада, а в 1913 году — в момент мексиканской революции и грядущей мировой войны), рассказана постановщиком в жёсткой, экспрессивной манере. Зрители конца 60-х годов были шокированы наличием в картине резких деталей и подробностей. Сейчас же, когда многие адаптировались к показу насилия на экране, а оригинальные находки Пекинпа растасканы и использованы в массе других кинолент, обращаешь внимание именно на главное — присущий этому творцу мощный эпический строй повествования. Трудно не оценить широкий размах и мастерство батальных сцен, великолепную операторскую работу Люсьена Бэлларда, отточенный, типично «вестерновский» диалог.
Хотя истинной «визитной карточкой» Сэма Пекинпа всегда был изумительный, филигранно и с блеском выполненный монтаж, который даёт неожиданные сопоставления как крупных по своему размеру сцен, так и отдельных кадров или некоторых выразительных деталей. Причём в оригинальной версии содержалось рекордное количество монтажных переходов — 3643, то есть на каждую экранную минуту их приходилось примерно по 25! А финальная перестрелка, в которой целых 325 склеек (по 65 в минуту!) и вдобавок использован рапид, снималась в течение двенадцати дней и заслуживает включения во все учебники по мастерству кинорежиссуры и искусству монтажа.
С.Кудрявцев. 1989/2006
Знаете ли Вы, что...
* В 1999 году фильм Библиотека Конгресса США включила «Дикую банду» в Национальный кинореестр как культурное наследие.
* В 1996 году фильм «Дикая банда: Монтажный альбом» (англ. The Wild Bunch: An Album in Montage), повествующий о Сэме Пекинпа и его работе над фильмом «Дикая банда», был номинирован на «Оскара» как лучший короткометражный документальный фильм.
* «Дикая банда» был первым фильмом студии «Warner Bros.», в котором по требованию режиссера для имитации выстрелов из различного оружия были использованы различные звуковые эффекты.
* По словам монтажера Лу Ломбардо, фильм содержит 3643 монтажные склейки; это один из кинематографических рекордов.
* В сцене, где двое мальчишек наблюдают за ускользающим грабителем, сыграл Мэттью Пекинпа, маленький сын режиссера.
* Фильм основан на рассказе актера и каскадера Роя Н. Сикнера. Сценарий написал Уэлон Грин, а Сэм Пекинпа его переписал. Однако Грин считал, что это был не повод для Пекинпа ставить свое имя рядом с его. После этого конфликта Гильдия сценаристов пересмотрела свои правила — теперь, чтобы режиссер мог претендовать на место в титрах и как сценарист, он должен переписать, как минимум, 60% сценария.
* В начале фильма детишки издеваются над скорпионом. Этой сцены не было в сценарии; такой образ предложил режиссеру актер Эмилио Фернандес (генерал Мапаче), припомнив свои детские забавы.
* В сценарии также не было ограбления поезда. Эта сцена была полностью сымпровизирована во время съемок.
* Нехватка финансов постоянно давала знать о себе. Так, не всем актерам достались костюмы; едва одни герои погибли, их исполнители тут же смывали с костюмов фальшивую кровь и изображения пулевых отверстий и передавали их, как эстафету, другим актерам.
отзывы
ПыСы На выходных иду смотреть "Однажды на Диком Западе".
Я не очень люблю вестерны, но этот привлёк внимание звёздной личностью режиссёра Сэма Пекинпа и просто-таки выдающейся игрой (увы, уже) неизвестных актёров: Уильяма Холдена в роли Пайка, Эрнеста Боргнайна в роли Голландца и особенно хорош Эдмонд О'Брайен (просто красавец!) в роли старика Фредди Сайкса...
Для 1969 года это был выдающийся вестерн, да и сейчас эта работа вызывает огромное уважение: и сценарий, и режиссура, и съёмки - высочайшего качества (про игру актёров я уже говорил). Фильм вышел в том же году, что и "Золото Маккенны" - и если бы я его увидел тогда, ещё бы неизвестно, какой из них "победил", но... К сожалению, я его увидел только спустя полвека. И ставлю ему 9 баллов из 10 только потому, что "Золото Маккенны" я люблю всё-таки больше... ))
А новаторский вклад создателя «Дикой банды», 44-летнего режиссёра Сэма Пекинпа, который как раз упорно в своей карьере старался разрабатывать этот типичный американский жанр, заключался вовсе не в его переосмыслении и осовременивании, как в фильмах «Буч Кэссиди и Санданс Кид» Джорджа Роя Хилла и «Маленький Большой Человек» Артура Пенна, но в придании вестерну эпически-мифологического звучания. Однако по сравнению с предыдущими экранными фресками, воспевавшими славу покорителей Дикого Запада и исключительные добродетели мужественных героев, Пекинпа создал действительно эффектную, а порой и эстетизированную сагу о насилии. Его персонажи — постаревшие, разуверившиеся, циничные и жестокие люди вне закона, для которых насилие, в общем-то, стало уже привычной формой существования.
История банды, действующей на границе Техаса и Мексики (уже не в старые добрые времена завоевания Запада, а в 1913 году — в момент мексиканской революции и грядущей мировой войны), рассказана постановщиком в жёсткой, экспрессивной манере. Зрители конца 60-х годов были шокированы наличием в картине резких деталей и подробностей. Сейчас же, когда многие адаптировались к показу насилия на экране, а оригинальные находки Пекинпа растасканы и использованы в массе других кинолент, обращаешь внимание именно на главное — присущий этому творцу мощный эпический строй повествования. Трудно не оценить широкий размах и мастерство батальных сцен, великолепную операторскую работу Люсьена Бэлларда, отточенный, типично «вестерновский» диалог.
Хотя истинной «визитной карточкой» Сэма Пекинпа всегда был изумительный, филигранно и с блеском выполненный монтаж, который даёт неожиданные сопоставления как крупных по своему размеру сцен, так и отдельных кадров или некоторых выразительных деталей. Причём в оригинальной версии содержалось рекордное количество монтажных переходов — 3643, то есть на каждую экранную минуту их приходилось примерно по 25! А финальная перестрелка, в которой целых 325 склеек (по 65 в минуту!) и вдобавок использован рапид, снималась в течение двенадцати дней и заслуживает включения во все учебники по мастерству кинорежиссуры и искусству монтажа.
С.Кудрявцев. 1989/2006
Знаете ли Вы, что...
* В 1999 году фильм Библиотека Конгресса США включила «Дикую банду» в Национальный кинореестр как культурное наследие.
* В 1996 году фильм «Дикая банда: Монтажный альбом» (англ. The Wild Bunch: An Album in Montage), повествующий о Сэме Пекинпа и его работе над фильмом «Дикая банда», был номинирован на «Оскара» как лучший короткометражный документальный фильм.
* «Дикая банда» был первым фильмом студии «Warner Bros.», в котором по требованию режиссера для имитации выстрелов из различного оружия были использованы различные звуковые эффекты.
* По словам монтажера Лу Ломбардо, фильм содержит 3643 монтажные склейки; это один из кинематографических рекордов.
* В сцене, где двое мальчишек наблюдают за ускользающим грабителем, сыграл Мэттью Пекинпа, маленький сын режиссера.
* Фильм основан на рассказе актера и каскадера Роя Н. Сикнера. Сценарий написал Уэлон Грин, а Сэм Пекинпа его переписал. Однако Грин считал, что это был не повод для Пекинпа ставить свое имя рядом с его. После этого конфликта Гильдия сценаристов пересмотрела свои правила — теперь, чтобы режиссер мог претендовать на место в титрах и как сценарист, он должен переписать, как минимум, 60% сценария.
* В начале фильма детишки издеваются над скорпионом. Этой сцены не было в сценарии; такой образ предложил режиссеру актер Эмилио Фернандес (генерал Мапаче), припомнив свои детские забавы.
* В сценарии также не было ограбления поезда. Эта сцена была полностью сымпровизирована во время съемок.
* Нехватка финансов постоянно давала знать о себе. Так, не всем актерам достались костюмы; едва одни герои погибли, их исполнители тут же смывали с костюмов фальшивую кровь и изображения пулевых отверстий и передавали их, как эстафету, другим актерам.