... Этот кинофильм, драма американского режиссёра Джона Эвилдсена. В основе сценария фильма лежит роман, 1989, австралийского писателя Брайса Кортенэя, который провел детство в Южной Африке, в провинции Лимпопо. Роман стал очень известным в Австралии, и книгу даже специально адаптировали для детского чтения.…В моем понимании – это еще один фильм про «тяжелое бремя белого человека», по-другому и не сказать. Я бы на месте черных уже давно перестал соглашаться на участие в таких проектах. А на месте англичан простил уже членам commonwealth их закономерное стремление к собственной независимости…Фильм 1992, а белый мальчик в нем все также дирижирует толпой черных пленников, носит им табачок, белая девочка учит их английскому языку. И это, наверное, где-то правильно, ибо рабы должны хорошо себя чувствовать и знать язык хозяев. Некоторые сцены, а особенно финальная, мне представились воистину поединками избранных – пока они дерутся, простые смертные смиренно стоят в сторонке и следят во все глаза за тем, чем окончится драка. Заокеанская Англия получает образ не больше, не меньше «земли обетованной» - только там и, как и сегодня, можно обрести спасение… Но, кроме шуток, атмосфера действия, конечно,сложная. Приход Гитлера к власти в Германии, распространение нацизма по Европе и WWII освежают противостояние африканеров и англичан в Южной Африке, ну а и те, и другие по ходу дела продолжают угнетать коренное население – многочисленные негритянские племена. Апартеид в худшем своем проявлении. Для человека, воспитанного на идеях свободы, равенства и братства, такая жизнь невыносима. И главный герой, мальчик ПиКей, всеми силами пытается бороться со сложившимся положением вещей. Короче, сюжет универсальный, натурные съемки именитого австралийского оператора Дина Семлера выше всяких похвал, музыка мировой знаменитости из Германии Ханса Циммера --тоже, но– ничего сверхособенного в фильме нет. То ли я не попадаю в его целевую аудиторию, то ли фильм выпадает, не совсем понятно...Игра главного героя американца Стивена Дорффа очень неплоха, не более того, но вот стремление авторов продемонстрировать, что идеи о справедливости волнуют его больше всего, и он объявляет войну расизму в целом, вообще придают роли дидактический характер....Интересно, что в этом фильме впервые появляется ныне очень знаменитый британец Дэниэл Крэйг, сыгравший сержанта. Это его первая роль в полнометражном фильме. О нем разговор отдельный… В начале истории его герой, Яппи Бота, предводитель, националистически настроенной группы детей—африканеров. Так вот, именно Бота показался мне несчастным, по сути, человеком, заложником обстоятельств. Мелкобуржуазный сын трансваальского фермера, забитый отцом, с самого детства запрограммированный to push down the English to put down the Blacks, не получивший должного образования, получает возможность самоутвердиться, увлекшись расово-ненавистническими идеями. Он делает расовую борьбу и личную месть смыслом своей жизни. Лучше места, чем Южная Африка середины XX века, для таких фюрериков просто невозможно было придумать. Прикрываясь званием полисмена, он получает право носить коричневую форму, дубинку и пистолет, избивать и расстреливать любых людей. По законам справедливости подобные действия одинаково разрушительны и по отношению к своим жертвам, и по отношению к своим носителям… Взрослый герой Крейга до отвращения фанатичен, самоотвержен и убедителен в своей роли, благо глубиной образ Боты не отличается. Белокурая бестия с сумасшедшими глазами, брызжущая расистской слюной. В сцене избиения у него даже зрачки (WOW!) расширились от садистского удовольствия! Про искусство "актерских слез" всем известно, а вот "актерские зрачки" я видел впервые. А сцена, где Бота с растрепавшимися волосами, забрызганный кровью оглядывает негритянский поселок во время ночной облавы, вообще просится на антифашистский плакат.Ничего сексуального в таком Боте я не нашел. И Под конец их финальной разборки с главным героем откровенно требовал (простите за невольную жестокость), чтобы ПиКей наконец добил. уже эту фашистскую гадину. Но уверен, что только мастерски сыгранный Яппи мог вызвать такие эмоции…. Грустное наблюдение: думается, что съемки в этом фильме имели для Крейга как положительные, так и отрицательные последствия – несколько последующих лет он получал исключительно роли жестоких ублюдков...«Сила личности» ещё раз ведает о том, что происходило в ЮАР времён апартеида с молчаливого согласия европейских и не только стран, но благодаря таким, как ПиКей происходят изменения к лучшему. Так что стоит увидеть историю человека, которого безусловно можно назвать бесстрашной и сильной личностью...Эта картина, в первую очередь, должна послужить стимулом, для людей незнающих недавнюю историю Южной Африки, выучить её. Для людей не понимающих причин зверств “одного из самых известных активистов в борьбе за права человека в период существования апартеида» Нельсона Манделлы, по отношению к белой расе, и не прекращающемуся то тут то там геноциду уже белого населения. Это всё звенья одной цепи. Полагаю, это должно знать и понимать. История вообще штука сложная. Осуждать или поддерживать кого-то — дело априори неблагодарное. Просто нужно ЗНАТЬ, быть компетентным. Но в одном я уверен точно . Сегодняшней Европе выгодно иметь целый континент обнищавших людей у себя под боком, являющихся дешевой рабочей силой. Выгодно поддерживать постоянный конфликт и не вмешиваться в него. Фильм — это предисловие, понимание агрессии черных к белым. Ведь просто так ничего не бывает. Не правда, ли?... и несколько поэтических строк из этой ленты: “ Владей собой среди толпы смятенной, Тебя клянущей за смятенье всех,Верь сам в себя наперекор вселенной, А маловерным отпусти их грех ”. Фильм не лишен трагичности, однако это является напоминанием что на пути к своей цели человек может преодолеть все.....Вообще говоря, в этом фильме, ни Нельсон Мандела, ни “его садистко-развратная Винни, которая в Лондоне опустошала бутики в свое время” никак и никаким образом не упоминаются, картина эта -- не более как драма и экранизация очень знаменитого романа, который, как я уже отмечал “стал очень известным в Австралии, и книгу даже специально АДАПТИРОВАЛИ ДЛЯ ДЕТСКОГО ЧТЕНИЯ». Кроме того, вся критика отмечала, что в фильме очень хорошо поставлены боксерские бои. И это становится понятно, если знать, что режиссер “Силы личности”Джон Эвилдсен был первым постановщиком культового “Рокки”, за который получил «Оскара» в категории «Лучший режиссёр» в 1977. Кроме него в картине участвовали Джон Гилгуд, Оскар в 1982; Морган Фриман, Оскар в 2005; Дин Семлер, Оскар 1991; Ханс Циммер,1995….Драматическая составляющая этой картины несомненно сильна, поэтому рекомендую, особенно, повторюсь, тем, кто знает или что-то желает знать именно о Африке Южной....
отзывы