После успеха своих первых фильмов - "Пустоши" (1974) и "Дней жатвы" (1978) сценарист и режиссер Теренс Малик замолчал на целых 20 лет. И вот на экраны мира вышла его третья картина - военная драма "Тонкая красная линия".
Эта экранизация одноименного романа Джеймса Джонса появилась одновременно с фильмом С.Спилберга "Спасение рядового Райана". Аналогии, как говорится, уместны. Оба фильма о Второй мировой войне. Оба фильма отчетливо гуманистического пафоса. Оба фильма показывают войну во всем ее неприглядном обличье: изувеченные пулями и снарядами солдатские тела, страх и ужас в глазах умирающих... Правда, действие картины Т.Малика происходит не в Европе, а на далеких островах в Тихом океане, где американцы сражались с японцами. Да и сцены атак сняты Маликом менее эффектно, без буйства пиротехники и спецэффектов. Фильм Т.Малика, вообще, скромнее. В нем нет гимна американской армии, готовой послать солдат, для того чтобы вернуть матери последнего из ее трех сыновой. Война отвратительна Т.Малику сама по себе. Любовь простых людей выше и значительнее любого героизма на поле сражений. Люди рождены для любви, а не для войны. Эта мысль в тех или иных вариациях звучит во многих эпизодах трехчасового фильма. Работа с Т.Маликом была настолько привлекательной для голливудских звезд, что многие из них согласились даже на совсем небольшие роли. Так, Дж.Траволта ("Без лица", "Криминальное чтиво") сыграл эпизодическую роль генерала. Дж.Клуни ("От заката до рассвета", "Скорая помощь") еще меньшую по объему роль офицера. Куда большее значение придается в фильме ролям сурового полковника в исполнении Н.Нолти ("48 часов", "Мыс страха") и нескольких его подчиненных (Ш.Пенн, Дж.Кьюссак, В.Харелсон и др.). Жаль только, что "Тонкая красная линия" тянется слишком долго. На мой взгляд, те же мысли и чувства можно было донести с экрана и в односерийной картине.
Александр Федоров
обсуждение >>