Кино-Театр.Ру
МЕНЮ
Кино-Театр.Ру
Кино-Театр.Ру
Тёмный рыцарь кадры из фильма
Оригинальные названия
Dark Knight, The
Batman: The Dark Knight
Другое название
Бэтмэн: Тёмный рыцарь
Год
2008
Страна
США
Фотоальбом
Отзывы
Рейтинг:
  7.5 / 40 голосов

   
Имя
Пароль
 
 


Забыли пароль?

Хотите зарегистрироваться на форуме?
1 2 >

32
 
Тот случай, когда злодей гораздо харизматичнее и хитрее, чем положительный герой.
31
 
Нового Бэтмена нам не покажут. Решила понастальгировать и пересмотрела «Тёмный рыцарь». Лучший Джокер всех времён! Тот случай, когда симпатизируешь злодею…
30
 
Еще очень классный фильм "БЭТМЕН И РОБИН" (1997). Там много звезд: Джородж Клуни, Алисия Сильверстоун, Ума Турман, Шварценегер и т.д.
29
 
Тонированная камера никак иначе
28
 
Поздравляю создателей кинокартины с тем, что второй фильм трилогии стал культурным достоянием нации!

Смотреть эту киноленту и размышлять о ней мне доставляет большое наслаждение. И эстетическое. И интеллектуальное.

Отдельно рада за DC - они ещё раз доказали, что не зря верны культурным традициям Европы, развивая и переосмыслмвая их в своей родной :). Отрадно и за Джерри Робинсона - справедливость восторжествовала! :)

Бесконечно больно сейчас ощущать одиночество из-за смерти Хита. Вечная ему память!
26
 
Он отказался без противоборства,
Как от вещей, полученных взаймы,
От всемогущества и чудотворства,
И был теперь, как смертные, как мы.
Ночная даль теперь казалась краем
Уничтоженья и небытия.
Б. Пастернак

[«Способен ли Иисус разогреть буррито настолько, что не сможет его съесть?»* >>]

* «Симпсоны», Гомер

Хит Леджер - первый актёр в кино, кто воплотил гениальный - дьявольский - интеллект Джокера. Здесь и прикладная математика, и математическая логика, и квантовая механика, и онтология с философией :)). За всё за это - отдельная признательность и благодарность братьям Ноланам и Дэвиду Гойеру! :)
Начну с математической логики. А именно - с антиномии. В этом фильме это - частный случай парадокса Рассела :)). Да, всё отчаянно сложно и красиво :). Это, разумеется, парадокс всемогущества Бога. Джокер очень тонко и изящно троллит Бэтмена, что решил устроить косплей Всевышнего :)). Напомню - Принцу-Клоуну известно, что он является персонажем кАмикса, потому и отыгрывает роль бэдбоя с блеском :D. Кинокартина Кристофера исключением не является, так как Пирожочек и здесь несколько раз ломает четвёртую стену :)). Играючись :). С огоньком ;Ъ.
Итак, существует целый комплекс логических проблем, связанный с парадоксом всемогущества, но я буду рассматривать именно «парадокс камня» - по очень простой причине - гравитация! :D. Да, любимый Пудинг - гений и решил извести Бэтси весьма последовательно и нудно :)). Вот оно во всей красе: «This is what happens when an unstoppable force meets an immovable object» / «Вот что происходит, когда непреодолимая сила встречает неподвижный объект». Веселье началось рано, но я ограничусь эпохой после Рождества Христа :)) - Плиний Старший в своём труде «Естественная история» сформулировал - «Бог не может сделать, чтобы дважды десять не было двадцатью». Христианские философы пошли дальше, ибо для них не являлось очевидным то, что так легко и ясно представлялось Риму начала эры. В XI веке Пётр Дамиани в своём трактате «О божественном всемогуществе» утверждает иное: «Бог … может сделать бывшее небывшим». Затем Гуго Гроций запустил в историю мем образца 1625 года - «Даже Бог не может сделать, чтобы дважды два не было четыре». Во-первых, легко считывается аллюзия на Плиния, а во-вторых, в спорах эпохи голландец подтвердил правоту римлянина и свою приверженность его решению. Мемом это стало, ибо даже стихотворение в прозе нашего Тургенева «Молитва» - настоящее трололо в духе мистера Джея - даже подчёркнутая любовь к «Гамлету» их обоих :D. Фома Аквинский поддержал не своего (кардинала Дамиани), а чистую логику - «Исключено из всемогущества Бога то, что противоречит сущности разума» - утверждает он в «Сумме теологии», приводя аккурат знакомую цитату - «то, что бывшее стало небывшим». Но, мой обожаемый Кьеркегор возвращается именно к кардиналу Дамиани. Мой любимка утверждал, что Богу законы человеческой логики без надобности и ставил в центр вопрос веры :). «Каким парадоксом является вера, парадоксом, который способен превратить убийство в священное и богоугодное деяние, парадоксом, который вновь возвращает Исаака Аврааму, парадоксом, который неподвластен никакому мышлению, ибо вера начинается как раз там, где прекращается мышление». Джокер также ставит ребром именно вопрос веры! :)) Ох, недаром в его фигуре мне пригрезился кардинал ;D! Шутник нисколько не скрывает своего азартного мефистофельского антиресу, вызывая на баттл Бэтмена - в качестве ставки - душа Готэма: «You didn't think I'd risk losing the battle for Gotham's soul in a fist fight with you? No» / «Ты же не думаешь, что я рискну проиграть битву за душу Готэма в кулачной схватке с тобой? Нет». Троллит он Мышу именно в христианском контексте - логика и вера (как отдельный случай - вера в другого или людей в целом), используя соответствующую лексику - «You won't kill me, out of some misplaced sense of self-righteousness» / «Ты не убьёшь меня из-за неуместного чувства собственной праведности ака фарисейство». Дело всё в том, что словечко «righteousness» - в философии и богословии означает «всеправедность» или «личный моральный кодекс», но в сочетании с частичкой «self-» даёт обратный результат - «лицемерие / фарисейство / самомнение». Джокер играет здесь обоими значениями :)). Но изюм у Кексика в ином - отсылка к Библии - «Blessed are those who are persecuted for righteousness sake, For theirs is the kingdom of heaven» / «Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное», - «Евангелие от Матфея» - этим собственно и заканчивается второй фильм трилогии - Бэтмен в изгнании. Он страдает за правду. Но прав именно Клоун - у Бэтса фарисейство чистой воды, так как тот использует ложь. Как ему кажется - во благо. Так не бывает. Джокер доказал ему, что Брюс не является всемогущим - у Бэтмена нет власти даже над собою. Правду нельзя насиловать - как и начинать допрос с битья головы подозреваемого :))).
Теперь камень и гравитация :)). Сама формулировка этого парадокса не так стара - XIX век: «Может ли Бог создать камень, который Он сам не в силах поднять?». Переводя на язык этого кинокомикса - может ли Бэтмен создать кодекс, который он сам не в силах исполнять? Гибель Рэйчел по гениальному замыслу Шутника даёт совершенно ясный ответ. Без всякой двусмысленности. Теперь через Рэйчел к её жениху Харви Денту ака Двуликому:

Джокер: Мой Харви.
Бэтмен: Что ты сделал?
Джокер: Я взял «Белого рыцаря» Готэма и довёл* его до нашего уровня. Это было не сложно. Видишь ли, безумие, как ты знаешь, похоже на гравитацию: всё, что нужно, это небольшой толчок! / I took Gotham's "White Knight", and I brought him down to our level. It wasn't hard. See, madness, as you know, is like gravity: all it takes is a little push!

*«Brought» - коварное словечко - в зависимости от контекста - оно имеет значения как "довести до нужного уровня", так и "свести к низшему уровню". Джокер опять играет обоими значениями - с одной стороны, он низводит Белого Рыцаря до уровня фрика, что любит маскерад - как он сам с макияжем или Бэтси в колготках и плаще - тут крыша течёт касательно папкиной монеты, а с другой - психологически доводит Харви до той бездны ада психической травмы, которую переживают сам мистер Джей и Бэтмен (у каждого своя).

Формулировка парадокса всемогущества версии с камнем содержит некорректную лексику в описании проблемы, потому отсылает к физической природе, где вес предмета зависит от силы, которая на него воздействует ака гравитационное поле. Здесь Принц Криминала создаёт точку бифуркации, соединяя парадокс всемогущества с парадоксом непреодолимой силы. Умно! И моя любимая сцена искушения - Джокер провоцирует сбить его, когда Бэтмен несётся прямо на него - ярко живописуется эта черта мотива парадоксов, которые Клоун как Фокусник в изобилии вытаскивает аки карты из рукава :)). Здесь интересно и другое. Учитывая самопрезентацию Джокера - собака, что бежит за машиной, и эту классическую формулировку парадокса силы, можно и обязательно нужно вспомнить как эта логическая проблема решалась в древности. В этом вся соль шутки мистера Джея :)). Мифология Древней Греции - Лелап - пёс, от которого не мог убежать ни один зверь :D. Дадада! :))) Лелап - это тебе не Цербер :Ъ. НО! в природе всё должно уравновешиваться или "дополняться", выражаясь языком Джокера :)) - существует тевмесская лисица, которую не мог догнать ни один пёс :D. Естественно, что они начали гоняться друг за другом :))). Намёк ясен - Джокер есть Лелап, что гонится за Бэтменом ака тевмесская лисица :))). Что он будет делать, когда догонит, он и правда не знает, ибо это невозможно. По определению :)). В этом суть парадокса. С другой стороны, он, безусловно, знает, что он будет делать - заставит хитромудрую лису - вернее - Мышу - снять маску :))). Лис же - в фольклоре зооморфная проекция трикстера или антигероя, коим и является Тёмный Рыцарь :)). Но! - Джокер, будучи классическим трикстером, сам является тевмесской лисицей, а Бэтси - Лелапом, что сторожит Готэм! :))) Да - они суть одно. Идеальная пара ;D. Самое замечательное, что богу в лице Зевса это надоело и он … превратил и лису, и собаку в … камень! :D Брутальный Зевс махом решил оба парадокса :)))). Джокер прямо говорит об этой участи для них обоих - «Я думаю, что тебе и мне предстоит делать это вечно» / «I think you and I are destined to do this forever» :D. "Destined to" - как раз используется в формулировке математических задач :))). Неподвижным объектом является Бэтмен, так как у него есть личный моральный кодекс - необходимый тормоз в борьбе = "не убий", а непреодолимой силой является сам Джокер, так как он творит хаос. Но! - поскольку Шутник есть демиург светопреставления, то последнее принимает чёткую - математически верную логике - стратегию ака план, то он сам также становится неподвижным объектом, а Бэтмен, который вынужден менять стратегию борьбы, становится для него непреодолимой силой. Харви Дент своим Двуличием является гениальным Зеркалом / Двойником их обоих, поскольку этот парадокс известен также как "щит и меч". Суть его такова - мастер продавал и то, и другое, говоря о каждом - "нет меча, что совладает с этим щитом" и "нет щита, что, совладает с этим мечом". Всё кончилось, когда к нему подошёл остроумец и спросил, что будет, если он приобретёт, например, меч и спробует прям щас на этом самом щите :D. Главное оружие Бэтмена - окружной прокурор Харви = щит. Но, что будет, если этот щит направить против самого Бэтмена?! Он станет мечом. Естественно. Рэйчел здесь стала тем самым толчком, где гравитационное поле безумия уже радостно раскрыло для Лыцарей свои объятия. Бэтмен был вынужден нарушить свой кодекс. Какое бы решение он не принял. Он заранее поиграл. И Двуликий - живое тому свидетельство. Вот к чему приводит всемогущество Бэтмена. Вот к чему приводит его стойкость и сила. Эти два неразрешимых парадокса станут миной замедленного действия и для будущего - о чём Джокер честно предупредил Бэтмена:

- Этот город только что показал тебе, что в нём полно людей, готовых верить в Добро.
- Пока их Дух не сломается полностью. Пока они не увидят настоящего Харви Дента и все "героические" вещи, которые он совершил.


Собственно - и здесь Клоун был прав. Настанет день, придёт Бэйн и покажет истинное лицо Дента. И самого Бэтмена. И Готэм падёт.
Как ни парадоксально, но Бэтмена об этом уже ранее предупреждал Гордон - а мистер Джей, выходит, пай мальчик-то ;D?!

- А как насчёт эскалации?
- Эскалации?
- Мы начинаем носить полуавтоматику, они покупают автоматику. Мы начинаем носить кевлар, они покупают бронебойные снаряды.
- И… ?
- И ты носишь маску ... и прыгаешь по крышам. Теперь возьми, к примеру, этого парня. Вооружённое ограбление, двойное убийство. Есть вкус к театральным эффектам, как и у тебя. Оставляет визитную карточку…


Теперь всё то же самое, но в контексте квантовой механики :)). А именно - принцип неопределённости Гейзенберга. В этом фильме есть шутка о котейке и это не только отсылка к Женщине-Кошке, что появится в заключительной части трилогии. Как и подобает фильму, где главным героем является Джокер, каждая шутейка оборачивается трагедией или - Fucking Comedy - как мило выразился Артур Флек. Классика жанра - «Кот Шрёдингера». В качестве несчастной жертвы - Рэйчел. Логика гениальна в своей последовательности, жестокости и красоте исполнения. Сущность сводится к простому парадоксу - одновременное состояние жизни и смерти. В русском фольклоре это поэтично сформулировано - "ни жив, ни мёртв" :). Отдельный бонус для Харви с его монетой, ибо квантовая система описывается в терминах вероятности, но … с интересным посылом - как-то - амплитуда вероятности :D, потому невозможно точно предсказать заранее какая сторона выпадет. С Клоуном лучше не шутить - всяко лучше него не получится. Здесь нельзя не вспомнить бесчеловечную шутку над бедняшкою Дентом из шедевра «Бэтмен. Лечебница Аркхем. Дом скорби на скорбной земле» - она в этом самом духе. Начто я не люблю окружного прокурора, но мне его тут жалко. До безумия. Даже здесь Джокер доказал, что деньги ничего не стоят - ажно памятная монетка и игра в орлянку превращается в аттракцион смерти. Стивен Хокинг, например, так и не смирился с этим парадоксом, заметив однажды, что когда он слышит про "кота Шрёдингера", его рука тянется к браунингу. Джокеру бы эта шутка с тройным дном понравилась :D. Весёлого здесь, правда, мало :((((. Фигура наблюдателя в такой системе ключевая. Но те, кто изучают квантовую механику, с этим утверждением до сих пор не разобрались - пример тому - тот же Хокинг. Но здесь - именно личность наблюдателя делает положение Харви и Брюса трагическим. Относительно смерти любимой женщины - их абсолютная беззащитность и тотальная беспомощность. Потому что для Принца-Клоуна здесь важна именно амплитуда состояний, что он блестяще демонстрирует. На все лады. Играя на чужих нервах как на скрипке. Правда, лишь две ноты ;¬]. Но и этого хватает :))). Для симфонии ужаса ;].
Здесь ещё и интереснейшая аллюзия - графический роман «All-Star Superman», том III. Название невозможно перевести на русский без потерь, ибо это и - «Всё звёзды «Супермена»», что правда :)), и «Сверхновый Супермен», что верно, и собственно - то, как перевели на русский - «Блистательный Супермен» - не поспоришь :)). В нашем случае важна именно литературная часть комикса, потому акцент на - чудесной работе Гранта Моррисона :)). Всё та же родная квантовая механика, но переведённая в сферу человеческих чувств, а именно - любви :). Ну и всё тот же парадокс - куда же без него :)). Такая вот физика с лирикой ;). Для меня разгадывание этого кейса трилогии Нолана было не только интеллектуально-эстетическим наслаждением, но и удовлетворение любопытства исследователя :D - заметив в начале трилогии аллюзии на комикс про сириус дом на сириус земле, я задалась простым вопросом - вай со сириус?! - в смысле - как глубоко они пойдут в этих аллюзиях и оммажу гениальному шотландцу?! :)) Кстати, о чертополохе - уж не его ли так баловали :D?! Сравнительный анализ творит чудеса :)). Лоис праздновала День Рождения. Рэйчел - День собственной Смерти. Обе были в шкуре "кота Шрёдингера". Но тут я сделаю отступление - возвращаясь к комиксу «Похороны Бэтмена», где частью сюжетной арки был графический роман «Сердце Хаша» (об этом всём я уже подробно писала в рамках трилогии) - там в состоянии "кота Шрёдингера" была … Женщина-Кошка :D. Это - не только, чтобы оценить уровень и красоту панчлайнов ;¬), изящество юмора и остроумия этих прекрасных мужчин, но и чтобы уяснить константу этого мотива во вселенной Бэтса :)). Лоис оказалась в таком состоянии по чужой злой воле. Супермен же - Рыцарь, спасающий Деву в беде. Рэйчел оказалась в сём положении целиком и полностью по вине Тёмного и Белого Рыцарей. Деву они не спасли. Супермен делает предложение руки и сердца. Брюс тянет кота за все подробности и предложения руки и сердца так и не делает. Лоис не ответила любимому, ибо уснула. Рэйчел так и не дождавшись ответа (ни от одного из двух!), уснула. Вечным сном. Ультра-Сфинкс в качестве загадки предлагает нашего знакомца - «Что произойдёт, когда некая безудержная сила столкнётся с неподвижным объектом?». От ответа Супермена зависела жизнь его любимой. Джокер предлагает эту логическую задачку, когда уже всё кончено. Рэйчел мертва. Интересен и акцент - у Супермена - Древний Египет, а здесь - Древняя Греция. Сфинкс в последней - это демон разрушения с туловищем собаки :D. Улыбает, да. Эдип ответил на загадку и оно само кинулося в бездну - здесь Бэтмену ответить по существу нечего, потому в бездну он спихивает Джокера, но пресловутое фарисейство ака всеправедность - оно же - всемогущество a' la Бог - не позволяет Клоуна убить, - с чего последний и ловит лулзы :)). Супермен решает легко и просто этот парадокс - «Они отдадутся на волю Судьбы». Ультра-Сфинкса устраивает этот ответ :). Логика Супермена безукоризненна - войну можно выиграть лишь одним способом - уберечь мир от войны как таковой :)). Бэтмен же сразу бьёт. Так и родится комикс «Холодные дни», где Брюс заявит, что Бэтмен и есть Бог. Книга Иова, Тайная Вечеря и все дела :)). За всю эту красоту стоит благодарить Хита Леджера, ибо это его идея - приложить Джокера лицом о стол в сцене допроса по-настоящему. Сам придумал, сам исполнил. Гениально. Ещё и не менее гениальное эхо для жанра и вселенной Бэтса. Вечная Хиту память. Аллюзии на Супермена не случайны, ибо персонаж получил это своё прозвание благодаря немецкой культуре, что в трилогии Нолана - отдельный кинк :)). Спасибо Ницше и за это! :) Супермен это и есть - Сверхчеловек в переводе на английский. Так как Джокер в начале фильма цитирует / перефразирует Ницше - «Се человек», то вполне логично, что есть аллюзии и на Супермена :)). Ещё одно художественное средство, показывающее разницу между героем - Суперменом и антигероем в лице Бэтмена :)). Но здесь веет гением Гёте, так как Дух Земли насмешливо величает Фауста - «Ubermensch» ака «Сверхчеловек» :))). Здесь Мефисто в лице Джокера так троллит парадоксом всемогущества Фауста-Бэтмена :))). Для справки - во времена Реформации католики именно так - "сверхлюди" - именовали лютеран, а в эпоху Гёте слово имело значение "героизм", отсюда - его переосмыслял и использовал Ницше, а от него американцы в 1930 - 1940 годах для своего Супермена :).

Источники
К. Душенко, «История знаменитых цитат»
https://pravoslavie.ru/47651.html
http://www.festivalnauki.ru/statya/14967/kot-shredingera
https://www.google.com/amp/s/www.epochtimes.ru/kitajskie-idiomy-protivorechit-samomu-sebe-98930340/amp/
С. Кьеркегор, «Страх и трепет»
С. Кьеркегор, «Болезнь к смерти»
А. Аствацатуров, ««Фауст» Гёте: образы и идея»
«Arkham Asylum: A Serious House on Serious Earth»
«Batman R. I. P.»
«Heart of Hush»
«Cold days», № 51 - 53
«All-Star Superman» № 3, 2006 - 2008
«Способен ли Иисус разогреть буррито настолько, что не сможет его съесть?»*
24
 
Останься в живых, желанный,
Из всех нас только ты
И соблюдай сохранно
Могильные цветы.
Иоганн Вольфганг Гёте, «Фауст»

[«Кто погубил её, я или ты?»* >>]

* Мефистофель Фаусту о гибели Маргариты

Как я уже писала - Кристофер Нолан посредством оперы Арриго Бойто «Мефистофель» вводит в свою трилогию фаустианский мотив, что есть в самом каноне. Эти музыкальные метаданные помогают пониманию авторской мысли :). Оперные интонации задают свой лейтмотив каждому фильму трилогии - например, Мефистофель у Гёте явился Фаусту в виде собаки, а у Нолана Ра’с аль Гул ака Мефистофель в виде члена таинственного ордена, устроенного на монашеский лад - это в духе произведения Бойто, где Мефисто явился Фаусту в виде монаха :)). Потому здешний Джокер посредством мелодий саундтрека и оперы так крепко связан с образом собаки-Дьявола и его "аскетичность" ("Папа Римский") также родом отсюда ;]. Но это не единственная опера, что выступает в качестве метаданных! Джокер ведёт за собою свою оперную интонацию - причём - очень причудливую :D.
Прологи фильмов в трилогии Кристофера чрезвычайно насыщены метаданными - каждый на свой лад :). Здешний пролог я очень сильно люблю - он просто невероятен! В своей сложности и красоте. Это и математическая задача, и аллюзия-оммаж кинокартины «Схватка» 1995 года, и аллюзия-оммаж культового сериала «Бэтмен» 1966 года. Сериал, где впервые в истории кино появился Джокер! Но так как этот сериал был предтечей постмодерна в кино, то дебют Джокера там так же сложно выстроен. Шутник Хита Леджера в прологе фильма носит маску клоуна - о, именно она и раскрывает весь цимус происходящего на экране! :D Клоун в маске клоуна - это очень смешно … и очень крипово - на самом деле. Но это и совершенно читаемая деконструкция образа Джокера из комикса - именно этим и занимался только что рождённый тогда кэмп, чьим классическим примером в кино и является этот сериал. Джокер впервые появляется в серии с громким названием «The Joker Is Wild» / «Безумный Джокер». На нём как раз та же маска, что и на Джокере Хита Леджера :D. И от одного этого уже невероятно смешно и очень хорошо :)). Название эпизода громкое именно потому что так называется фильм, где Фрэнк Синатра играет … Джокера :D! На дворе - 1957 год. Это название эпизода сериала - на самом деле - очень жестокий троллинг Синатры - он всегда любил Джокера из комиксов, хотел его сыграть, потому (среди прочих причин) и появился этот фильм, НО! - именно великий Фрэнк имел серьёзные виды на роль Джокера в сериале 1966 года! Ромеро быстрее заключил контракт, а для Синатры это было очень болезненное событие. Но вместе с тем - это название и дань уважения сопернику. Кинокартина Видора основана на биографии реального человека - Джо Э. Льюиса, который был чудесным певцом, пока в один из плохих дней ему не перерезали горло и язык таким образом, чтобы он больше не смог петь, а то и жить. Но он выжил. Сотворил чудо - реабилитировался и стал … стендап-комиком. Образ Джокера в американской культуре - это, действительно, живой - из плоти и крови - дух нации. Такой трагикомический отклик на шедевр Гюго и его первую экранизацию. Песня Фрэнка Синатры «All the Way» удостоилась премии «Оскар» как лучшая песня к фильму «Джокер», 1957. Именно поэтому во вселенной Бэтмена Фрэнку Синатре воздаётся оммаж - ярчайший пример - фильм «Джокер» 2019 года :)). Последняя шутка тамошнего Клоуна как раз красива своей сложностью - много слоёв, среди которых и песня Синатры и его образ Джокера :). Суть этой шутки поймут лишь гики ;D. И в этом тоже шутка :))))). Или другой пример - песня Синатры звучит в прологе игры «Batman: Arkham Knight» в эпизоде … сжигания трупа Джокера :'-). Это тоже типичная шутка для своих ^_^.
Итак, «Безумный Джокер» и «Тёмный рыцарь». Диалог этих двух кинокартин многое рассказывает о образе Хита в этом фильме. Начало начал. Джокер Ромеро сидит в тюрьме. Джокер Леджера свободный человек. Джокер Ромеро собирается ограбить музей. Джокер Леджера - банк мафии. Джокер Ромеро требует чтобы Бэтмен снял маску и явил своё истинное лицо миру Готэма. Джокер Леджера требует ровно того же. С той лишь разницей, что Джокер Ромеро горит этой идеей исключительно пока находится на сцене :D. Это такая деконструкция мотива карнавала - отсюда и искусственное пространство искусства - музей и оперный театр. А вот здешний Джокер горит этой идеей всерьёз. Он вызывает на дуэль не только Бэтмена, но и мафию. Джокер Ромеро бросает в окно куклу-клоуна. Джокер Леджера бросает в окно куклу-клоуна, созданную из живого умученного человека! Более того - здесь мотив карнавала: человек-кукла одет как Бэтмен, но на его лице клоунский грим Джокера. Смысл такого послания очевиден - Бэтмен такой же ряженный чудик как и Клоун. Здесь как раз проявляется мотив Мефисто и Фауста в их единой природе - о чём и говорит философу Нечистый:

С тобою схож
Лишь дух, который сам ты познаёшь.


Ровно о том же скажет Джокер Бэтмену в сцене допроса: «Я не хочу убивать тебя! Что я без тебя буду делать? ... Ты… дополняешь меня!... Для них ты просто фрик - вроде меня» / «I don't wanna kill you. What would I do without you? You complete me. To them, you’re just a freak like me». Самое замечательное, на мой взгляд, в этом послании, что оно в равной мере предназначено и Тёмному Рыцарю, и Белому Рыцарю, и жителям Готэма, и мафии.
Теперь самое вкусное - маска клоуна на Клоуне. Это физия шута-актёра из оперы «Паяцы» Руджеро Леонкавалло :D. Следует обязательно сказать, что сия опера основана на реальном уголовном деле. Опера относится к веризму, который через сто с лишним лет - наше время - превратится в гиперреализм, в эстетике которого Нолан творит свою трилогию :)). Джокер Ромеро так вырядился на сцене оперного театра, а для Джокера Леджера - уже весь Готэм - ёперная сцена, где он творит свой ёперный спектакль с собою в главной роли :-D. История - "знаешь откуда у меня эти шрамы" - вариант с женой в контексте оперы о клоунах ака вздорная жена и катастрофа ея мужа в устах Джокера Хита играет новыми красками :'-(. Если Бэтмен стянул с Джокера Ромеро сию маску, то Джокер Леджера сам - добровольно - её снимает и то не перед Бэтменом и даже не перед персонажем, а перед зрителями фильма :)).
Как я уже указывала в своём эссе на страничке фильма «Джокер» 2019 года - сериал 1966 года сложно устроен касательно повествования. Одна история рассказывается в двух эпизодах, названия которых рифмуются ;]. Потому есть смысл заглянуть не только в эпизод сериала 1966 года, что цитируется во втором фильме трилогии Нолана, но и его завершение - «Batman Is Riled» / «Рассерженный Бэтмен». Джокер Ромеро юзает СМИ для своих дерзких посланий. Джокер Леджера делает ровно это же. Справедливости ради - это отсылка к канону :D. Джокер Ромеро юзает бутылку шампанского, а Джокер Леджера в схожем качестве - живого человека. А вот дальше расхождения в фабуле фильмов, что подчёркивает властность именно Шутника Хита :)). В сериале 1966 года Бэтмен придумывает план "прикинуться овечкой в плену" и тем победить Джокера. Здесь сей план осуществляет именно Принц-Клоун Криминала. Он ведёт Игру. Свою игру. Бэтмен здесь беззащитен. Последнее легко прослеживается как раз на примере Рэйчел.
Этот персонаж создан специально для этой трилогии. Дружба, что родилась в детстве, во взрослой жизни обернулась любовью. Несчастной, разумеется. Она - дочь прислуги. Он - дворянин и наследник-миллионер. Она взрослела, училась и добилась высокой должности и социального положения. Он учился, но ещё больше - шлялся по белу свету и вообще - няша и плейбой. А по ночам и того интересней - в костюме ушастика даёт люлей нехорошим парням. Она, разумеется, его тайну узнала. Но любви счастливой при таком его образе жизни быть не может. Всё это банально. Как и история Фауста и Маргариты. Феномен последней крайне интересное явление. Гретхен Гёте полифонична. Его модель «вечной женственности» многоступенчатая - от Гретхен до Елены Троянской, потому образ этот очень тяжело воплощать. Единственный, кто справился - это … Бойто :D. Одна певица поёт две партии :). Очень показательно в этом смысле свидетельство В. Дорошевича в его «Театральных заметках», что А. Бойто хотел «воссоздать в опере гётевского «Фауста» вместо рассиропленного, засахаренного, кисло-сладкого «Фауста» Гуно». Дело всё в том, что Гуно как раз создал оперу-мелодраму, а шедевр Гёте - это не лавстори. Чем мне и нравится трактовка Кристофера Нолана - история Рэйчел и Брюса мелодраматична, но не является главной сюжетной линией фильма. Будучи филологом, режиссёр сумел сохранить в своём фильме "философский расклад" произведения Гёте. Это в первую очередь касается "распылённой" вечной женственности в качестве мотива. У немца весь спектр - от Медеи до христианок-мучениц. У англичанина так же :D. За что я и люблю фильмы, которые создают братья по профессии :-). Нолан никогда не скрывал, что его кинонарратив строится по принципу литературы :D. «Я благодарен этому образованию, ведь, изучая литературу, я понял, как работать с историями, которые являются главными в творческом процессе. Мне стало легче работать с литературными концепциями и понимать, что помимо собственно идеи в произведении есть ещё и подтексты, эмоциональные слои». Пусть трилогия Нолана и не является чистой экранизацией конкретной истории о Бэтмене - эта свободная интерпретация канона как-раз близка его духу в литературном аспекте. Вот за эти изумительные подтексты я обожаю трилогию Кристофера, а критики уважают её как-раз за многослойность - до Нолана с жанром супергероика кинокомикса такое никто не делал.
Из всех женских образов трилогии Рэйчел воплощает собою именно вечную женственность в её возвышенно-духовном аспекте. Кристофер говорил, что она - маячок нормальной жизни. Это чисто гётевское понимание этого мотива. «Das ewig weibliche zieht uns hinan» / «Вечно женственное влечёт нас ввысь». Именно женская сила ума и духа "руководит" миром мужчин. По Гёте. В трилогии Нолана :)). Несмотря на любовный треугольник в фабульном повествовании, Рэйчел почти "бесплотна". Тут дело даже не в детском рейтинге - в третьем фильме есть постельная сцена Брюса и моей любимой героини ;] - здесь именно подчёркивание особой духовной силы этой женщины. Моё любимое - она - единственная, кто открыто выступила против Джокера, который явился без приглашения на званый вечер. Она честно сказала Брюсу в первом фильме, что не будет его, пока он геройствует в костюме ушастика. Во втором фильме она это подтвердит в письме. Её отношения с Харви честны. Но героиня не безупречна - во втором фильме она как раз - пусть на мгновение, но поверила Брюсу - в их совместную счастливую жизнь. Без Бэтмена. Если у Гёте вопрос плоти ставится ребром - «Und — ach! — mein Schoss!» / «И — ах! — моё лоно!» [замечательно, что поэт вычеркнул при правке это восклицание Гретхен, но модель её поведения в этом направлении оставил! :)], ибо нарушение всех табу того времени касательно секса и отношений, то в XXI веке "хорошая девочка" в вопросе секса и отношений проходит искус не между запретным желанием собственного лона и социальных норм - с одним мужчиной, а нормальной семейной жизнью с одним или настоящей любовью с другим. Маргарита Гёте выбрала страсть и была казнена людьми, но спасена Богом. Рэйчел выбирает тихую семейную гавань и казнится Джокером, Бэтмен её не спасает, а Брюс тем более :((((. Мне безмерно нравится как братья Ноланы и Гойер решили "моральный треугольник", используя идеи Гёте. Напомню архитектонику произведения великого немца (первой её части, разумеется):

Фауст = дух и его сила
Мефистофель = энтропия
Гретхен = земное во всей красе

Бэтмен / Брюс = сила духа / символ
Джокер = энтропия во всей красе :D
Рэйчел = вечная женственность в её возвышенно-земном аспекте

Именно посему этот треугольник мне интереснее любовного треугольника Брюс / Рэйчел / Харви. Прежде чем я выскажу свою мыслю касательно этого фаустианского мотива в фильме «Тёмный рыцарь», приведу две цитаты:

«Мефистофель - это воплощение вечного отрицания» - А. Бойто

«Он олицетворяет Зло» - К. Нолан о своём Джокере

Теперь со спокойной совестью продолжу :)). Гретхен является частью искушения Мефисто и относительно Фауста, и относительно Бога. У первого он выиграл, Второму проиграл. Закономерно. Здесь Рэйчел становится частью - причём главной - искушения Бэтмена / Брюса Джокером / Мефисто. Тут нельзя не увидеть аллюзию на «Убийственную шутку» - там Джокер надругался над приёмной дочерью Гордона (она же подруга Бэтмена), а здесь над возлюбленной Харви, то есть - Белого Рыцаря и Бэтмена, то есть Тёмного рыцаря. Недаром в этом фильме ориджин Двуликого связан с потерей любимой женщины. И тут история о жене Джокера очень кстати. Именно женщина становится игрою в монетку и относительно Бэтмена:

- У меня одно правило.
- Вот его тебе и придётся нарушить, чтоб узнать правду.
- Какую?
- Единственный разумный способ жить в этом мире - это жить без правил. И сегодня ты нарушишь своё единственное правило.
- Я подумаю.
- Осталось пять минут, так что, придётся сыграть в мою игру… ...если хочешь спасти одного из них.
- «Них»?
- На мгновение, я подумал, что ты - правда - Дент. Когда бросился вслед за ней. Смотри-ка, а. А Харви знает о тебе и своей малышке?
- Где они?!
- Убийство – это тоже выбор.
- Где они?!
- Выбирай. Твой друг, окружной прокурор, или его прекрасная невеста. У тебя нет ничего, чем ты можешь мне угрожать. Вся твоя сила бесполезна. Не волнуйся, я скажу тебе, где они. Оба. В этом весь смысл. Тебе придётся выбрать. Он - в доме 250 по Пятьдесят Второй. А она - на авеню Икс в Сисеро.


Бэтмен таким образом ставится перед выбором - нарушить своё единственное правило «не убий» или спасти любимую женщину. Он выбрал последнее. Но оно автоматически означает согласие на убийство (прокурора). Это и делает Бэтмена антигероем. Лучшего способа показать это каноническое качество персонажа в кино и не придумаешь. Имхо. Выбор Бэтмена очень предсказуем. Джокер потому и "пошутил" с ним, "перепутав" адреса. Не ему же одному мучиться касательно любимой женщины. Тут метаданные оперы «Паяцы» сказываются во всей красе. Да, безусловно, ориджина у Шутника до сих пор нет. В этом фильме обе его версии могут быть как ложью, так и правдой. Или пополам. В данном случае это и не важно. Важно, какие метафоры он выбирает для самопрезентации. Кристофер говорил, что они специально не делали ориджина Джокера, но сам персонаж дважды поднимает тему отца, а этот мотив - красной линией проходит сквозь всю трилогию. Из одного этого можно с уверенностью сказать, что доля правды в его этой истории есть. А, если учесть, что Дэвид говорил о мотиве отца, то тем более :). Но это же касается и мотива любимой женщины. Потому и эта маска клоуна у Джокера Леджера и его трагикомичная история с женой. То, что для Джокера Ромеро было лишь спектаклем, для тутошнего вполне могла быть какая-то история в жизни в духе оперы про несчастных клоунов.
Я люблю сцену гибели Рэйчел. Она актёрски тонко сыграна. Но ещё тоньше она разыграна Джокером. Рэйчел похититель от лица Клоуна сказал правду - друзьям предоставят выбор и спасти можно будет лишь одного. Между ней и Харви была телефонная связь. Это милосердие, ибо они могли сказать друг другу главное. Но это и чрезмерная жестокость вкупе с цинизмом, ибо обнажает сущность человека, когда он на пороге смерти - «Ты знаешь, перед самой смертью… ...проявляется истинная сущность человека. Так что, в каком-то смысле, я знал твоих друзей лучше, чем ты». Это самое Джокер и демонстрирует рыцарям в лице Харви и Бэтмена. Двуличие Дента во всей красе раскрывается в сцене смерти Рэйчел. Она говорит, что любит его, она согласна стать его женой, она говорит, что не хочет без него жить. Она молчит, что выбирая между ним и Брюсом - перед лицом смерти - она выбирает его - Дента. И даже это её молчание очень возвышает героиню. А он даже не сказал банального «Я люблю тебя». Нолан гениально обыгрывает штампы супергероики, деконструируя их - в данном случае "романтическая сцена героя и девушки перед смертельной опасностью". Особенно это скажется в третьем фильме ;). Признание в любви Рэйчел пронзительно и искренне на контрасте с ложью Харви - «Всё будет хорошо. Они спасут тебя». Недаром эта фраза Дента станет разменной монетой в разговоре с Гордоном, когда Двуликий возьмёт в заложники его маленького сына. Невероятно сильное и глубокое впечатление на меня оказало то, что Дент, зная, что есть связь, орёт, что не надо было его спасать! Он не думает, что Рэйчел поймёт, так как она всё слышит!, что сейчас умрёт, причём в безнадежности и без его признания в любви. Харви думает не о ней, но о себе - как ему - бедняжке - будет тяжело жить без неё. Расчёт Джокера безупречен логически - Дент назвался Бэтменом, будь добр - играй роль до конца: ты же - Белый Рыцарь в сияющих доспехах и Готэм на первом месте. Это грандиозный удар и по психике Бэтмена. Ведь совершенно очевидно, что в костюме - живой человек - со своими слабостями и болевыми точками, включая любимую женщину. Хотел спасать Готэм?! Так бери окружного прокурора и вперёд! Ах, у вас любовь?! Так фигли вы во всеуслышание величаете себя рыцарями и спасителями мира ака Готэм?! Ах, эта ваша работа?! Так фигли называться Бэтменом, не будучи им и фигли на работе носить маску ушастика - полицейские вон лица свои не прячут. То-то и оно. Джокер, кстати, в полицейской форме тоже своего лица не прячет! Это единственная сцена, где он без грима! И это потрясающе-гениальная деталь-характеристика персонажа! И как человека, и как фрика. Ибо отсутствие грима в этой сцене … есть маскировка :)) БРАВО!
Мэгги Джилленхол, на мой вкус, потрясающе красиво и тонко актёрски сыграла сцену гибели своей героини. Её Рэйчел, будучи всегда "сильной женщиной" - словно маску носит - помощник окружного прокурора, но в сцене гибели раскрывается именно пресловутая вечная женственность - её мягкость, нежность, но и сила духа. Каждый раз у меня комок в горле - когда она слышит крик Харви, понимая, что сейчас умрёт, говорит - "хорошо". Одна из немногих смертей в кино, на которые я реагирую при пересмотре как первый раз.
За что я люблю Францию - кроме того, что она родина современного комикса :)) - так это за потрясающие статьи по анализу кино ;]. Мне хочется поделиться удивительным анализом Матьё Барта сцены Джокера и Рэйчел. «Благодаря своей работе с камерой, Нолан окружает зрителя закрытым пространством вечера. Когда появляется Джокер, изображение теряет глубину резкости, а фокус оказывается на персонаже, размывая фон. Внимание зрителя направлено на Джокера, снятом крупным планом и крупным планом же его доминирование над другими персонажами… Когда Рэйчел вмешивается, противодействуя ему, это его доминирование ставится под сомнение, баланс сил меняется на противоположный, и Джокер теряет важность в изображении: камера слегка отодвигается назад… пока съёмка Рэйчел, набирает глубину фокуса… Самый напряжённо-гнетущий* [не могу перевести нормально, ибо я не переводчик, а главное - французское слово "oppressant" означает состояние стрессовой задержки дыхания от сильного шока или психологического давления - то есть - не просто подавленное или напряжённое состояние - прим. моё] момент сцены (и, возможно, даже фильма) - это лицом к лицу между Рэйчел и Джокером, когда последний рассказывает ей «историю» этих шрамов… Баланс сил между двумя персонажами снова меняется, и Джокер восстанавливает контроль над ситуацией… Благодаря постановочной работе, наиболее ярким примером которой является чудесная в своей мощи круговая съёмка* [у нас этот термин - панорамирование (на английском сокращённо - pan). Такая съёмка от лица к лицу выражает не только противостояние персонажей, как указывается в статье, но и является визуальным эквивалентом экфонезиса ака восклицание - прим. моё] вокруг Джокера и Рэйчел. Так зритель окружается двумя персонажами, на этот раз в ещё более ограниченном и почти клаустральном пространстве. Интересно отметить, что камера меняет направление вращения дважды… Музыка (Ханс Циммер и Джеймс Ньютон Ховард) также играет большую роль в создании напряжённости. Тема Джокера начинается одновременно с вмешательством Рэйчел и нарастает в силе до появления Бэтмена». Джокер Хита меня просто потряс - тем, как он проанализировал отношение Бэтмена к Рэйчел. Он обратил внимание на то, КАК - то есть по кинесике - он реагирует на женщину. Немое восхищение! Воистину - гений! :) Супергерой спасает не просто жертву ака дева в беде, но любимую женщину. Аплодирую стоя! :))
Моим любимым шедевром на тему является легенда в мире скульптуры - «Двойная статуя Мефистофеля и Маргариты», созданная неизвестным. Само чудо хранится в музее Салар Джанг в Хайдарабаде, Индия. Учитывая, что Кристофера вдохновляла эта страна при создании заключительного фильма его трилогии, я тоже решила поделиться своим вдохновением :D.

Источники
«Art of the making of the Dark Knight trilogy», Jody Duncan / Janine Pourroy
https://www.leblogducinema.com/on-refait-la-scene/usus-the-dark-knight-862280/
В. Дорошевич, «Рассказы и очерки»
Д. А. Митрофанова, ««Фауст» Ш. Гуно и «Мефистофель» А. Бойто - два воплощения трагедии И. В. Гёте в истории музыкального театра»
A. Boito, «Tutti gli scritti»
https://informburo.kz/amp/interview/kristofer-nolan-ya-neveroyatno-boyus-predatelstva.html
http://snimifilm.com/almanakh/semki/kamera-v-dvizhenii
С. Е. Медынский, «Компонуем кинокадр»
«Кто погубил её, я или ты?»*

№ 23 Goras
Дельная рецензий. Редко когда можно прочитать такой развернутый ответ.

Никому нельзя доверять, всё приходится делать самому! (с) :D
23
 
Дельная рецензий. Редко когда можно прочитать такой развернутый ответ. Понравился абзац
Как я уже писала – вся трилогия строится на мотивах Мефистофеля и Фауста. Второй фильм «Тёмный рыцарь» является центральным и в этом смысле примечательно, что «золотая середина» пришлась именно на Джокера ;]. Оба мотива связываются во едино с помощью ещё одного сложного образа – собаки. Это последнее отразилось и в саундтреке. Последний – к слову – сложно и красиво (на мой вкус) выстроен. Именно благодаря музыке я утвердилась в своих догадках. Но обо всём по-порядку :)).
22
 
Намёки на сверхчеловека, обломки нездешних миров,
Аккорды бездонных значеньем, ещё не разгаданных снов.
К. Бальмонт

[«Очевидно, дьявола надо держать на привязи, и вина Бога, что он спустил его с цепи»* >>]

* Виктор Гюго, «Человек, который смеётся»

Хит Леджер своим Джокером обладает абсолютно нечеловеческою властью – это не мой вариант любимого персонажа, но своё признание в любви Пирожочку в кино мне хочется начать именно с интерпретации, созданной этим актёром. Это сложно объяснить. Это больше, чем уважение и признательность – за первый серьёзный образ Джокера на киноэкране, но это и не любовь. Сила, но не насилие… Магия, но не тёмная… Я чувствую живую силу света… Среди моих любимых плохих мальчиков DC Джокер лишь на третьем месте, но я хорошо с ним знакома, потому то, что я чувствую – это совершенно точно не чары персонажа – тут дело именно в актёре. Хит по праву – Король этой драмы.
Кристофер Нолан покорил меня своей версией Голубого Цветка в трилогии о Бэтмене – я об этом уже писала (включая образ Джокера) – БЭТМЕН: НАЧАЛО (2005)«Бэтмен. Начало». Но эта тема так меня пленяет, что хочется об этом ещё чуток поговорить :).
Как я уже писала – вся трилогия строится на мотивах Мефистофеля и Фауста. Второй фильм «Тёмный рыцарь» является центральным и в этом смысле примечательно, что «золотая середина» пришлась именно на Джокера ;]. Оба мотива связываются во едино с помощью ещё одного сложного образа – собаки. Это последнее отразилось и в саундтреке. Последний – к слову – сложно и красиво (на мой вкус) выстроен. Именно благодаря музыке я утвердилась в своих догадках. Но обо всём по-порядку :)).
Ра’с аль Гул прямо называется Дьяволом. Родители Брюса погибают в вечер, когда вся семья Уэйнов ушла с оперного спектакля «Мефистофель» Арриго Бойто – на сцене была как раз в разгаре Вальпургиева ночь. «Я чувствовал, что опера станет более грандиозным и богатым источником страха Брюса» - Кристофер Нолан. Сцена Брюса и Анри во льдах – цитация и аллюзии на Ад самого Данте, что подчёркивается и мелодией саундтрека – «Тема действия во льдах» / «Action Ice Theme». Это не просто тема или лейтмотив нескольких мелодий – нет! Это целая сюита! Именно она лежит в основе мелодии … Джокера (!) - «Как собака, бегущая за автомобилем» / «Like a dog chasing car». Это не просто сравнение Ра’с аль Гула с Джокером – это прямое их уподобление, а это значит лишь одно: Ра’с аль Гул есть Дьявол; Ра’с аль Гул = Джокер; Джокер есть Дьявол. Так смыкаются во едино образ Мефистофеля-Джокера и Собаки. Именно в образе пса Мефисто явился к Фаусту – «Так вот кто в пуделе сидел: схоласт, в собаке сокровенный!». Именно с образом этого зверя уподобляет себя сам Джокер – «Знаешь кто я? Я – пёс, бегущий за машиною» / «You know what I am? I'm a dog chasing cars». Что интересно – Чечен спускает не только своих собак с цепи, но и самого Джокера – такова точка бифуркации сюжета – с этой сцены начинается прямое противостояние Бэтмена и Шутника в фабуле фильма! :D Потому фраза-признание моего любимого Кексика, что он похож на собаку, имеет двойное дно – он иронизирует над собою, осмеивая эту параллель с собаками Чечена, ведь именно он – «пёс»-Джокер управляет по-настоящему «своим хозяином» Чеченом! :))) Последний слишком поздно понял эту «шутку» :)))). А так как мотив Голубого Цветка является ключевым в трилогии, то совершенно очевидно, что и у Джокера он есть. Это аллюзии на Геракла, что забрал у Аида Цербера – Брюс «вызволил из ада» в Готэм Джокера – такой себе «подвиг»... Цветок Цербера – сине-фиолетовый ядовитый аконит. Брюс / Геракл проявил свою власть над Джокером / Цербером, но укротить Зло, что несёт этот адский пёс не в силах – отсюда и ядовитый цветок ака философия Клоуна-Принца, что превращает Готэм в ад. У Густава Майринка аконит есть «Кардинал Напеллус» и меня это приводит в восторг, ибо образ Джокера в этом фильме есть аллюзия на … Римского Папу! :D Я безумно рада, что оказалась на одной волне с Ноланом – я увидела «кардинала»! Разными путями мы увидели одно в этом Шутнике ;). Вот так причудливо Кристофер представил в своей трилогии этого персонажа ;). Речь идёт о известном живописном полотне – «Этюд по портрету папы Иннокентия X работы Веласкеса»(1953 год) Френсиса Бэкона :)). Нолан лично просил Линди Хемминг проработать внешний вид Джокера в духе этого полотна ;). В итоге – замшевое фиолетовое пальто, фиолетовые брюки – причём в бледно-сиреневую полоску, тёмно-фиолетовые же перчатки, зелёный жилет, голубые и тёмно-синие тона рубашки и пиджака. Так оформлена и обложка первого издания «Кардинала Напеллуса», к слову :D. «Фиолетовый цвет – седьмой по счёту от красного, с которого начинается спектральная гамма … присущий памяти о Кресте и Распятии фиолетовый цвет … выражает мысль о том, что Своею смертью на Кресте Христос победил смерть, так как соединение вместе двух крайних цветов (красный и синий) спектра не оставляет в образовавшемся тем самым цветовом замкнутом круге никакого места черноте, как символу смерти» - «Символика цветов богослужебных облачений», 2007 год. Джокер Хита – единственный персонаж в фильме, которого не страшит смерть = он её победил. Это одна сторона. Другая – «Фиолетовый – цвет фиалок… традиционно символизирует духовное начало» - Г. Бидерманн, «Энциклопедия символов». Фиалка – традиционный символ верности, а в этом фильме Джокер рассуждает о верности в контексте мотива именно собаки! :D Не считая замечания Бэтмену, что их «союз» будет вечен ;)))). Мой любимый цвет, о котором я писала очень много на страничке любимого фильма – «Дамы в лиловом», к слову :)). Этот сложный цвет может как угнетать, так и располагать к свету. Джокер в комиксах всегда делает и то, и другое ;). И этот фильм не является исключением ;). Соединение Шута и Римского Папы в единое целое так же не является нечто неслыханным – можно вспомнить того же Гюго и его «Собор Парижской Богоматери» или традиции европейского Средневековья – карнавал, где был свой канон и в соответствии с ним вначале избирался шутовской папа – пролог кинокартины как раз начинается с Джокера = «отец» сюжета фильма :D. Потому в этой интерпретации от дон-жуанской сущности Клоуна ничего нет – здесь он представлен как служитель высшей идее, что заключается в существовании его самого :)). Особенно эта его подчёркнутая моногамность (стоит учитывать её даже как метафору!). Отмечу и то, что карнавальская мистерия второго фильма трилогии заключается и в том, что именно тут пай-мальчик становится Двуликим, а Бэтмен переходит черту – выбирает ложь, так как он считает, что цель оправдывает средства. Безусловно, и то, и другое – плод рук именно Пирожочка :D. Здесь в фильме Джокер «ведёт за собою» Бэтмена – тот лишь отвечает, то есть именно Джокер – властная фигура ака образ отца. Но, учитывая, что сам Клоун возник именно благодаря Бэтмену, то именно последний - настоящий «духовный отец» Джокера ;)). Эта сюжетная линия – отцовство - вообще главная в трилогии и она художественно глубоко проработана – «Главная тема в фильме – как страх управляет нашей жизнью. Но другая важная тема – об отцах и о том как оправдать наследие и ожидание отцов» - Дэвид Гойер. Даже, если бы Гоейр не сказал бы об этом открыто, это легко считывается - особенно в первом и третьем фильмах трилогии :)). Так что Джокер Леджера ака Римский Папа = Шут – это, на мой взгляд, абсолютно гениальная идея! ;)В духе книжного персонажа - недаром он был Королём Готэма :))). Потому у героя Хита такой флёр как в самой киноленте, так и за её пределами (!), что неслучайно, ибо Джокер Леджера роняет здесь 4 стену :D. Даже саундтрек второго фильма трилогии открывается мелодией именно Джокера – «Почему так серьёзно?» / «Why so serious?». В этой зеркальной параллели сказывается традиционная зеркальность / двойничество этой пары персонажей в каноне комикса. На мой вкус, в трилогии касательно Джокер / Бэтмен она решается очень изящным манером и за это я благодарна создателям :). БРАВО! С одной стороны – образ Шутника абсолютно каноничен, а с другой – костюм подчёркивает «религиозный» характер персонажа. Чем мне ещё нравится интерпретация внешнего вида Джокера в этом фильме – это абсолютно точная цитация обложки комикса, где впервые появляется герой – 1940 год, но его строгий – я бы даже сказала – элегантно-аскетичный вид лишён «банта», явленного на обложке 2005 года – выпуск, что оммажит как раз первый номер в истории и это тем более значимо, что именно из этого комикса - «Человек, который смеётся» 2005 года для этого фильма черпается вдохновение ;)). Что кардинал, что папа римский – это духовная власть. И в этом смысле – Джокер Хита Леджера чрезвычайно «одухотворён» :)). Другое дело – что это за Дух?! Джокер здесь остроумно перефразирует Ницше - его сочинение «Се человек», что в свою очередь – начиная с названия - отсылка к библейским событиям – Христу и его казни. А Тот, безусловно, победил смерть :)). И в этом религиозном контексте шутка Джокера имеет тройное дно – издёвка над тем, кому он это говорит, над самим Ницше и самоирония – «То, что тебя не убивает, просто делает тебя … страннее!» / «Whatever doesn’t kill you simply makes you…stranger». Это тем более значимо, учитывая – «Идеальная симметрия, как Иисус и Дьявол» - Грант Моррисон (автор шедевра «Лечебница Аркхэм. Дом скорби на скорбной земле») о Бэтмене и Джокере:)). С одной стороны – Джокер ака Дьявол несколько раз в фильме искушает Бэтмена – моё любимое: когда он вынуждал сбить его, а с другой – именно сам Брюс, став Бэтменом, «сотворил» Джокера = несёт в себе часть дьявольской тьмы ака гордость. Об этом, кстати, Джокер ему так же скажет :).Шутник играючись косплеет Дьявола, а вот Брюси не по плечу выбранный им крест – об этом Клоун ему тоже скажет прямым текстом. Так что – «отцом анархии и хаоса» можно считать прежде всего самого Бэтмена. Недаром он является антигероем DC. На фоне того же Супермена – героя. Именно поэтому Метрополис солнечный и светлый, а Готэм – тёмный ночной город. Именно поэтому название второго фильма трилогии – «Тёмный рыцарь». Безусловно, название фильма многомерно. Это и ласковое прозвище самого Бэтмена – Тёмный Рыцарь – из-за чёрной одежды, зооморфной символики ночного зверя – летучей мыши, но и потому, что Бэтмен вне закона, хотя и стоит на его страже. Тёмным рыцарем здесь становится и Харви Дент – его крестовый поход против преступности кончился тотальным поражением, ибо он стал злодеем - Двуликим. И самое чудное – Тёмный рыцарь – это, несомненно, Джокер. Будучи трикстером как архетип, а так же тот факт, что это фигура из карт Таро, этот персонаж не является в полной мере злодеем. Да, в этом фильме даже с детским рейтингом, Джокер, шутя и просто убивает 36 человек(!), но его идея с паромами – гениальна. И с точки зрения интеллекта, ибо он феерично-остроумно использует прикладную математику – знаменитую дилемму (здесь обыгрывается его ласковое прозвище – Эйнштейн преступного мира!). И с точки зрения морали, ибо ставит перед Брюсом острейшую морально-нравственную дилемму. На мой взгляд – в этом фильме трилогии духовная победа на стороне Джокера :).

Источники
«Art of the making of the Dark Knight trilogy», Jody Duncan / Janine Pourroy
«От мистерии к карнавалу: Театральность немецкой религиозной и площадной сцены раннего и позднего Средневековья», В. Ф. Колязин
«Очевидно, дьявола надо держать на привязи, и вина Бога, что он спустил его с цепи»*
21
 
С удивлением и огромным удовольствием только сейчас обнаружила, что среди консультантов этого фильма был сам Джерри Робинсон - родной отец Джокера (!). Он же и в сценаристах "Джокера", 2019 :). Значит мне не показалось, что оба фильма пропитаны философией Ницше - всё как в книжках с рисунками ;). Но Хит был первый, кто серьёзно в кино представил этого персонажа. Мне здесь больше всего понравился взрывной коктейль идей Джокера - философия Ницше, Кьеркегора и самая захватывающая задача прикладной математики :). Робинсон настолько подружился с Леджером, что у них должна была быть очередная встреча в Нью-Йорке. Гениальную игру Хита он назвал - "чудом мастерства" и я с ним согласная :).

Великая трагедия. Вечная память.
сообщение было отредактировано в 23:41
20
 
№17 Виктория31
Даже не знаю, что сказать об этом фильме. Пожалуй, начну с того, что мне вообще не слишком нравятся фильмы, снятые по комиксам DC, - мне нравятся фильмы, снятые по комиксам MARVEL - ироничные и неглупые. " Тёмного рыцаря " стала смотреть только из-за присутствия Бейла и Леджера. Очень нравятся и тот, и другой. Джокера Леджер играет просто великолепно! Ну да, Бейл несколько статичен в своей холодной красоте и строгом костюме, но и к нему претензий нет. Претензии к сценарию, который примерно часа через полтора просмотра активно склоняет к тому, чтобы телевизор выключить / крышку ноутбука захлопнуть : нелепости нарастают снежным комом. Усилием воли заставила себя досмотреть этот парадоксальный фильм. Да всё я понимаю : фантастика есть фантастика, но даже в фантастических фильмах есть какие-то границы, переходя которые авторы рискуют свалиться в чистый жанр комедии. Вдвойне забавнее, когда картинка подаётся под таким смачным абсолютно неуместным пафосом ( снова сравнение не в пользу DC ). Вот эти вот сканирующие пространство глаза Тёмного рыцаря меня просто добили : кажется, абсурдность подобного будет понятна даже двухлетнему ребёнку. Лицо уродца вообще не просто мерзость даже, а верх идиотизма : понятно, что при ТАКИХ увечьях человек не проживёт даже на обезболивающих, ну а уж говорить и ходить не будет и подавно. Ну, в общем, ясно : -1 к карме. Эффектная картинка? Да ладно! Картинка хороша ровно до тех пор, пока веришь в происходящее. Да-да, даже если это фантастика, - ну вот есть какая-то канва - и ты понимаешь, что она ХО-РО-ША! А бывает так, что хороша, но не очень. Логика должна присутствовать даже и в таком жанре. Ну и, наконец, мы добрались до финала. Слава тебе, Господи! Вот идёт Джокер - и на улице НИКОГО. Совсем. Полицейских нет, зато есть школьный автобус. Абсурд? Ну, конечно! В общем, начали за здравие, а кончили... ну тут уж как кривая вывела. Никак то есть. Хотя вот моя племянница смотрела восторженно на уезжающего вдаль Тёмного рыцаря... Красиво...
Я, конечно, понимаю, что вам больше нравятся фильмы мурвела, но раз уж тема зашла про увечья.)) Что же вы тогда не вспомните про Баки Барнса, который упал с огромной высоты?
19
 
№ 9 Макс Ростовский (Ростов-на-Дону)
Возможно, первые фильмы
Первые?! 0_0 Кхм… Первый фильм о челомыши был создан ажно в 1943 году. Вернее - сериал. А фильм – в 1966 году.
Ближе к оригиналу…
Ближе к оригиналу?! Убийственная шутка (с).
№ 16 Тал
Важен контекст фильма. «Если Бэтмен ассоциируется у вас со старым сериалом [Речь о сериале 1966 года – прим. моё], в котором Адам Уэст и Берт Уорд перебрасываясь сальными шуточками, одновременно избивают уличных злодеев в лице зарубежных звёзд Винсента Прайса и Сизар Ромеро, то надеюсь, что этот комикс будет для вас сюрпризом. Для меня Бэтмен никогда не был смешным» - Фрэнк Миллер, 1988 год. Нолан опирался именно на эту концепцию. Его первый фильм – оммаж и цитация как раз «Бэтмен: Год первый» Миллера. Именно в силу этого эстетического и этического переосмысления жанра этот фильм Кристофера и получила восемь номинаций на премию «Оскар» и много других престижных наград и номинаций.
№ 17 Виктория31 (Москва)
Пожалуй, начну с того, что мне вообще не слишком нравятся фильмы, снятые по комиксам DC, - мне нравятся фильмы, снятые по комиксам MARVEL - ироничные и неглупые.
Ох уж эта гражданская война DC и Marvel! :)
Вдвойне забавнее, когда картинка подаётся под таким смачным абсолютно неуместным пафосом ( снова сравнение не в пользу DC ).
Весь цымус этой фильмы именно в сурьёзности и пафосе супергероики, ибо в 1966 году Вселенная Бэтмена ломала 4 стену и всячески занималась стёбом и самоиронией, не говоря уже о пародии супергероики, включая бондиану (!) и политическую сатиру – до чего Marvel дорастёт лишь в 2016 году («Дэдпул») :D. Было бы странно, если бы DC в 2008 году с Бэтменом делала то же, что и полвека назад :). Что касается юмора и иронии, то относительно этого фильма они проявились в изящной форме – эта фильма во всей красе показала явление постпостмодернизма в создании и функционировании газет Готэма (!) и сайтов, где пройдя квест, можно было получить уникальную информацию о героях фильма и о самом фильме. Особенно смешным был призыв-приглашение Джокера для совместного дела, которое оказалось ох, как хорошо – для тех, кто прошёл квест ;))). Веселуха, кстати, длилась долго ;D. Пекарня рулит! ;) И телефон, который прячется в "недрах". Потрясающая игра для своих :). Торты такие торты ;D А в самом фильме - чего стоят шутки про "не повернуть голову" и маска Джокера a'la Ромеро ;). Мне было очень смешно :)).
сообщение было отредактировано в 18:25
18
 
№17 Виктория31
......! Претензии к сценарию, который примерно часа через полтора просмотра активно склоняет к тому, чтобы телевизор выключить / крышку ноутбука захлопнуть : нелепости нарастают снежным комом. Усилием воли заставила себя досмотреть этот парадоксальный фильм. Да всё я понимаю : фантастика есть фантастика, но даже в фантастических фильмах есть какие-то границы, переходя которые авторы рискуют свалиться в чистый жанр комедии. Вдвойне забавнее, когда картинка подаётся под таким смачным абсолютно неуместным пафосом ( снова сравнение не в пользу DC ). Вот эти вот сканирующие пространство глаза Тёмного рыцаря меня просто добили : кажется, абсурдность подобного будет понятна даже двухлетнему ребёнку. Лицо уродца вообще не просто мерзость даже, а верх идиотизма : понятно, что при ТАКИХ увечьях человек не проживёт даже на обезболивающих, ну а уж говорить и ходить не будет и подавно. Ну, в общем, ясно : -1 к карме. Эффектная картинка? Да ладно! Картинка хороша ровно до тех пор, пока веришь в происходящее. Да-да, даже если это фантастика, - ну вот есть какая-то канва - и ты понимаешь, что она ХО-РО-ША! А бывает так, что хороша, но не очень. Логика должна присутствовать даже и в таком жанре. Ну и, наконец, мы добрались до финала. Слава тебе, Господи! Вот идёт Джокер - и на улице НИКОГО. Совсем. Полицейских нет, зато есть школьный автобус. Абсурд? Ну, конечно! В общем, начали за здравие, а кончили... ну тут уж как кривая вывела. Никак то есть.....
Начал смотреть потому что попался диск с шестью Батманами.
Персонажи в буквальном смысле картонные. А ведь такое количество актёров первой величины вместе редко где увидишь. Но , увы....
Денежек выкачали много.... а диск... диск
в топку !
сообщение было отредактировано в 20:39
17
 
Даже не знаю, что сказать об этом фильме. Пожалуй, начну с того, что мне вообще не слишком нравятся фильмы, снятые по комиксам DC, - мне нравятся фильмы, снятые по комиксам MARVEL - ироничные и неглупые. " Тёмного рыцаря " стала смотреть только из-за присутствия Бейла и Леджера. Очень нравятся и тот, и другой. Джокера Леджер играет просто великолепно! Ну да, Бейл несколько статичен в своей холодной красоте и строгом костюме, но и к нему претензий нет. Претензии к сценарию, который примерно часа через полтора просмотра активно склоняет к тому, чтобы телевизор выключить / крышку ноутбука захлопнуть : нелепости нарастают снежным комом. Усилием воли заставила себя досмотреть этот парадоксальный фильм. Да всё я понимаю : фантастика есть фантастика, но даже в фантастических фильмах есть какие-то границы, переходя которые авторы рискуют свалиться в чистый жанр комедии. Вдвойне забавнее, когда картинка подаётся под таким смачным абсолютно неуместным пафосом ( снова сравнение не в пользу DC ). Вот эти вот сканирующие пространство глаза Тёмного рыцаря меня просто добили : кажется, абсурдность подобного будет понятна даже двухлетнему ребёнку. Лицо уродца вообще не просто мерзость даже, а верх идиотизма : понятно, что при ТАКИХ увечьях человек не проживёт даже на обезболивающих, ну а уж говорить и ходить не будет и подавно. Ну, в общем, ясно : -1 к карме. Эффектная картинка? Да ладно! Картинка хороша ровно до тех пор, пока веришь в происходящее. Да-да, даже если это фантастика, - ну вот есть какая-то канва - и ты понимаешь, что она ХО-РО-ША! А бывает так, что хороша, но не очень. Логика должна присутствовать даже и в таком жанре. Ну и, наконец, мы добрались до финала. Слава тебе, Господи! Вот идёт Джокер - и на улице НИКОГО. Совсем. Полицейских нет, зато есть школьный автобус. Абсурд? Ну, конечно! В общем, начали за здравие, а кончили... ну тут уж как кривая вывела. Никак то есть. Хотя вот моя племянница смотрела восторженно на уезжающего вдаль Тёмного рыцаря... Красиво...
сообщение было отредактировано в 23:43
16
 
Серьезное кино. Очень. Просто очень-очень. Я бы даже добавил еще бОльшей серьезности в виду того, что главгер в своем серьезном маскарадном костюме с серьезным выражением без тени иронии и юмора с совершенно серьезными намерениями вершит благие серьезные дела. Серьёзно.
Чавкающий нестильный Джокер при всем том серьезно относится к своему серьезному стильному антагонисту. Идет серьезная борьба между силами добра и зла. Всё так серьезно, что невольно проникаешься, увлекаешься и в унисон загораешься тотальным серьезным пафосом, совершенно серьезно уставившись на экран.
Нолан, конечно, молодец, умеет дядька. Серьезный комплимент от серьезного зрителя сурьезному мастеру. Вот серьезно, чесслово.

1 2 >

Тёмный рыцарь (2008): новости >>

Все новости >>

Афиша кино >>

комедия, криминальный фильм
Россия, 2024
драма, музыкальный фильм, трагикомедия
Великобритания, США, Франция, 2013
триллер, фильм ужасов
США, 2025
комедия, фильм ужасов
США, 2025
драма, триллер
Великобритания, США, 2025
драма, спортивный фильм
Южная Корея, 2023
детский фильм, приключения, семейное кино, фэнтези
Норвегия, 2025
комедия
Италия, 2024
драма, комедия, приключения
Россия, 2025
детский фильм, комедия, приключения, семейное кино
Маврикий, ЮАР, 2025
биография, военный фильм, драма, исторический фильм, семейное кино
Россия, 2025
военный фильм, исторический фильм, приключения
Россия, 2025
боевик, военный фильм, триллер
Великобритания, США, 2025
драма, мелодрама
Россия, 2025
комедия, семейное кино
Россия, 2025
комедия
Россия, 2025
триллер, фильм ужасов
Новая Зеландия, 2024
драма, исторический фильм
Италия, Франция, 2024
фильм ужасов
Индонезия, 2024
комедия, фильм ужасов, фэнтези
Венгрия, США, 2025
все фильмы в прокате >>
Кино-театр.ру на Яндекс.Дзен