Есть очень хорошая и подробная аннотация анонимного автора на рутрекере:
[Спойлер >>]Это фильм известного чешского режиссера Иржи Вайса (Weiss) (родился 29 марта 1913 года), чьи кинематографические работы завоевывали престижные международные премии. Его картина «Волчья яма» получила приз ФИПРЕССИ на Венецианском кинофестивале, а самая знаменитая работа – «Ромео, Джульетта и тьма» - главный приз Международного кинофестиваля в Сан-Себастьяне. Следующий фильм Вайса – «Трус» - был посвящен Словацкому национальному восстанию 1944 года, в нем также сыграла его «Джульетта» - замечательно красивая и талантливая актриса Даниэла (Дана) Смутна, а ее партнерами были «русский Жерар Филипп», популярнейший Олег Стриженов, и Ладислав Худик.
Удивительно, но в этой, не слишком известной картине, снятой еще на исходе первой «оттепели», прослеживается тема, позже замечательно раскрытая Ларисой Шепитько в «Восхождении» - стоицизма интеллигента в момент смертельной опасности, его высокий нравственный выбор.
Деревенский учитель, роль которого исполнил Ладислав Худик, кажется еще менее героичным, чем Сотников из «Восхождения» - он все время встревожен, просит жену быть осторожней – ведь скоро конец войны, а немцы сейчас особенно зверствуют. Но то, что нужно, он совершает, не колеблясь: едва успел проводить в горы раненого партизана, как ему приходится заботиться о советском парашютисте Олеге (Олег Стриженов), который едва не попал в плен, расстрелял все патроны, и бредит, после ночи в ледяной реке. Командир прибывшего в деревню немецкого подразделения (Вильгельм Кох Хуге) старается подружиться с «коллегой», он тоже бывший учитель и хорошо говорит по-чешски. Но после взрыва, от которого погибли немецкие солдаты, он заставляет героя читать список жителей деревни, которых он захватывает в заложники «пока не признается тот, кто взорвал мину». Но, не закончив чтения, герой берет на себя ответственность за взрыв, и погибает на виселице.
Режиссер дает сложную мотивировку поступка «труса»: когда-то его первая жена ушла с кавалеристом, которого считала храбрецом. И сейчас ему кажется, что он теряет любимую женщину (Дана Смутна) второй раз. Нарушив его запрет, она уходит проводить в горы русского офицера. И когда герой, вопреки очевидности (в ночь взрыва он играл в шахматы с командиром подразделения), признается в преступлении против немцев, он истерически швыряет стакан в портрет Гитлера, отрезая себе путь к спасению.
В этом фильме неожиданно хорошая и значительная роль и у Олега Стриженова, без ходульно героического пафоса. Его герой потерял во время ленинградской блокады жену (в бреду он принимает за нее героиню), и теперь он всего лишь доживает жизнь, смысл которой только в борьбе. Он вынужден напасть на немецких часовых – ему необходимо добыть оружие, и едва не погибает в неравной схватке. Стриженов играет в этой роли не только отчаянный героизм, но и внутреннюю опустошенность, которая бросает тень и на зарождающуюся любовь героев.
Жаль, что этот фильм мало показывали у нас, но теперь понятно, что он не вписывался в каноны необходимого «социалистического реализма» и «оптимизма». (И.Т.Д.)
От себя добавлю, что великолепны Вильгельм Кох-Хоге в роли нацистского офицера, актеры-староста и пастор, и вообще выразительности актеров даже в массовке придано большое значение. Есть две массовые сцены, где просто показывают людей, которые вот так один раз пройдут по экрану и больше не появятся, одного за другим: первая в начале фильма в церкви, вторая в конце в нацистском штабе, - и какие там выразительные лица. Однажды увидели, но запомнили надолго.
Вообще фильм - бенефис Даны Смутны, она изумительна.
Грустная и трагическая история времён Второй Мировой. В фильме заняты прекрасные актёры: чехи, словаки, немец и русский (Олег Стриженов в роли партизана Олега). Великолепный дуэт Олега Стриженова и Даниэлы Смутной.
Режиссёр фильма Иржи Вайс долго добивался у советской кино-бюрократии, чтобы Стриженова отпустили на съёмки в Чехословакию.
отзывы
От себя добавлю, что великолепны Вильгельм Кох-Хоге в роли нацистского офицера, актеры-староста и пастор, и вообще выразительности актеров даже в массовке придано большое значение. Есть две массовые сцены, где просто показывают людей, которые вот так один раз пройдут по экрану и больше не появятся, одного за другим: первая в начале фильма в церкви, вторая в конце в нацистском штабе, - и какие там выразительные лица. Однажды увидели, но запомнили надолго.
Вообще фильм - бенефис Даны Смутны, она изумительна.
Режиссёр фильма Иржи Вайс долго добивался у советской кино-бюрократии, чтобы Стриженова отпустили на съёмки в Чехословакию.