Первые десять минут «Печальной баллады для трубы» — едва ли не лучшее, что было сделано в кино в 2010 году.
Наглые, даже хамские десять минут, без всякой оглядки на то, как принято снимать, вообще никаких тормозов. Режиссер Алекс де ла Иглесия всякий раз превращает приличный жанр в кровавое конфетти, но в «Печальной балладе для трубы» он разрядил свою самую гигантскую хлопушку, забрызгав липкой и едкой буффонадой не только первый ряд партера, но и галерку.
Мадрид, 30-е, гражданская война. В цирке выступают клоуны, Белый, как и положено, ноет, бородатый Рыжий только что исполнил «номер с одеждой», так что теперь он в женском платье. Вдруг на арену врываются люди в военной форме, раздают труппе оружие и требуют немедленно присоединиться к их справедливой борьбе и перебить врага. Рыжий, получивший вместо винтовки мачете, спрашивает, нельзя ли переодеться. «В этом платье и с мачете — да ты перепугаешь их до смерти», — отвечает командующий. Дальше будет несколько минут сюрреалистического ада, Рыжий в одиночку нашинкует столько трупов, что куда там гонконгскому кино, а потом его отправят за решетку.
Из всех этих персонажей почти никто не доживет до основного сюжета, а главными героями фильма окажутся время и память об истории Испании как о нелепой, кровавой клоунаде: многих расстреляют, многих пересажают, многих переведут в соседний цирк. Рыжий вместе с другими заключенными будет строить Крест на Аллее павших — этот памятник был создан по указу Франко в честь тех, кто погиб во время гражданской войны. Сын Рыжего клоуна Хавьер попытается спасти отца, но ничего у него не получится. Двадцать пять лет спустя Хавьер, как и обещал отцу, пойдет работать Белым клоуном. Конечно, в новой труппе он влюбится в гимнастку, и, конечно, у него будет соперник. Соперником окажется Рыжий клоун, садист Серхио.
Ксения Рождественская
обсуждение >>