Этот фильм, бесспорно, весьма характерен для творчества "позднего Девиля" ("Взбесившийся барашек"). С темой, не раз находившей отражение в классической литературе и кино. Тайники человеческой души. Искуситель и жертва. Загадочный омут. Глубокие воды, которые до поры до времени могут незаметно протекать где-то в закоулках сознания, чтобы однажды неуправляемым потоком хлынуть наружу...
...Под хрустальные переливы музыки на экране появляется небольшой островок Джерси, "украденный" у французов англичанами. Ярким зеленым цветом залиты лужайки и парки, окружающие виллу супружеской пары - владельца небольшой парфюмерной фабрики Вика (Ж.-Л.Трентиньян) и молоденькой Мелани (И.Юппер).
Авторы обстоятельно и неторопливо посвящают нас в любимое занятие скромного парфюмера - тот разводит улиток. Внимательным взглядом Вик часами следит за их медлительно-липкими движениями и простейшими реакциями. При малейшей опасности - спасение в глубине раковины, а в спокойное время - плавные прогулки по свежей листве... Эти кадры становятся рефреном "Глубоких вод", Ђриобретая некое символическое значение в психологической ткани откровенно мелодраматической фабулы. Мелани вдвое моложе своего мужа-отшельника. Она хочет развлекаться - веселиться, танцевать, ходить в гости, флиртовать.
Изабель Юппер в дуэте с Трентиньяном выступает на равных. Ей, актрисе, сыгравшей сложные, с "двойным дном" роли в фильмах знаменитых европейских мастеров, вполне доступны краски как скромной беззащитности, так и чувственно-агрессивной властности. До поры герой Трентиньяна смотрит на
эксцентрические причуды жены грустным взглядом провидца, неторопливо переставляющего фигурки на шахматной доске, растягивая удовольствие давно решенного этюда. Но Мелани все чаще начинает проводить время с молодыми мужчинами, своими сверстниками, открыто приводит их к себе домой. Она своенравна. Она вызывающе непокорна. Рассудительная сдержанность мужа, его вежливое внимание, терпимость все больше начинают ее раздражать. И тогда Мелани откровенно провоцирует ревность Вика, унижая его мужское достоинство.
Впрочем, Трентиньян строит свою роль сложнее, чем во "Взбесившемся барашке".
Это вовсе не жертва разбуженной ревности. Это холодный и расчетливый экспериментатор. Он проводит опыты не только с разновидностями улиток и парфюма, но и с психологией ближнего. Авторы дают понять, что не Мелани провоцирует Вика, а сам Вик сознательно подталкивает жену к измене, искушает ее соблазнами с тем, чтобы развязать себе руки, найти моральное оправдание для преступлений. Стать с их помощью полновластным диктатором в любви, сделать Мелани своей безропотной рабыней. Тема подобных психологических экспериментов для Трентиньяна не нова. Нечто похожее он сыграл в "Пустыне Тартари" и "Любовной страсти". Только в "Глубоких водах" тема искушения проведена актером особенно изощренно.
...Первого из ухажеров Мелани находят мертвым в бассейне. Второго, приезжего канадца, вовсе не могут найти. Мелани, интуитивно чувствуя неладное, заявляет на мужа в полицию, но следствие заходит в тупик. Самой Мелани уже ясно, что фраза, брошенная однажды мужем: "Того, кто мне не нравится, я просто убиваю", - далеко не шутка. И когда она окончательно убеждается, что эти убийства Вик совершил из-за любви к ней, в ее душе тоже просыпаются "глубокие воды". Она понимает, что напрасно искала идеал сильного мужчины, не замечая того, кто рядом. В финале супружеская пара обретает любовную гармонию... Тон Мишеля Девиля в "Глубоких водах" заметно отличается от настроения его прежних картин. Все меньше места остается для легкой иронии, юмора. Всё больше - для горького сарказма, для мрачной безысходности мира, где гармония любви достигается через психологическую аномалию и преступление, и где так редки естественные человеческие чувства добра и сострадания...
Александр Федоров
обсуждение >>