Когда-то Александр Митта был признанным мастером кино для детей ("Звонят, откройте дверь", "Точка, точка, запятая..."). Потом осваивал "взрослый" экран ("Гори, гори, моя звезда", "Сказ о том, как царь Петр арапа женил", "Экипаж")...
И вот возвращение в мир кино, для тех кому "до 16". Все так. Но возвращение это не прямое. Режиссер поставил перед собой нелегкую задачу - изучив вкусы зрителей, особенно молодых, создать увлекательное сказочное зрелище. И при этом еще и придать характерам персонажей бытовую и психологическую достоверность.
Плюс многоадрестность и многослойность - не только для детской, но и для взрослой аудитории...
"Сказка странствий" оригинальна по сюжету. И вместе с тем во многих эпизодах ощутима неслучайная стилизация под западноевропейский фольклор. История бедных сироток Марты (Татьяна Аксюта) и Мая начинается феерическим рождественским празднеством сверкающего бенгальскими огнями городка в духе сказок братьев Гримм. Да и дальше ход событий - кража маленького Мая злым разбойником Горгоном (Лев Дуров) вроде бы настраивает нас на привычный лад сказки о поисках пропавших братьев и сестер. Однако авторы делают все, чтобы привычное чаще оборачивалось непривычным. Прежде всего, Александр Митта заведомо отказывается следовать неписанному закону российских киносказок прежних лет, где малейшее эмоциональное напряжение, едва зародившееся душевное волнение, страх за судьбу героев мгновенно переводились в комическое русло или сразу же разрешались спасительным образом. Используя технологии фильма ужасов, режиссер дает возможность поволноваться за Марту, Мая и ученого лекаря Орландо (Андрей Миронов) самым нешуточным образом. И дети замирают от страха, пугаясь то огнедышащего дракона, то ведьму-чуму с пальцами-змеями.. Но испытания и опасности, которые встречают на своем пути Марта и Орландо, нужны авторам, чтобы еще раз, в полном соответствии с законами настоящей сказки, вселить в юных зрителей веру в добро, любовь, справедливость, верность. Итак, сказка для детей? И да, и нет. Ибо во многие эпизоды ("рай" на спине дракона, суд над Орландо) вкладывается подтекст, явно рассчитанный на взрослых. Да и прозрачная стилизация изображения под мистические "фэнтази" (вроде "Экскалибура" Дж.Бурмэна) тоже адресована не детям... Тоже, впрочем, можно сказать и об актерской игре. И Андрей Миронов, и Лев Дуров не склонны к однозначности. Орландо, который, кажется, успел узнать то, на что человечеству потом понадобятся века, сыгран Мироновым без излишнего гротеска - непоследовательным, порою слабым. Его герой способен на опрометчивый поступок, но он чист душой, искренен и бескорыстен. Так и Лев Дуров не педалирует порочные страсти своего Горгона. Его персонаж, пожалуй, не лжет, когда грустно говорит Марте, что золото не принесло ему счастья, и смысл жизни он видит в своем наследнике... И когда в финале камера Валерия Шувалова сквозь золотой дождь несметных сокровищ, улетающих в неистовом вихре, пробирается к ложу Горгона, мы видим, что тот пытается задержать ускользающие драгоценности, скорее, по инерции. Он стар... Он потерял Мая... Он почти мертв...
Александр Федоров
обсуждение >>