«Квартальный отчет» — не столько пересказ некоего события, сколько исследование типа современной жизненной программы. Майя Комаровска, одна из прославленных актрис польского кино, играет женщину незаурядную и неприкаянную, тонко чувствующую, богато одаренную и в то же время лишенную чего-то самого необходимого. Ей бы жить на необитаемом острове, в мирной гармонии с морем и небом. Вопросы, с которыми она сталкивается каждый день, каждый час, застают ее врасплох. Вот незнакомый мальчик, которого не пустят в школу без забытых дома цветов,— как не уладить этот вопрос, не опоздав при этом на работу. Вот муж — он сурово и справедливо говорит, что ее сентиментальных всхлипов, всех этих ахов и охов, хватит ненадолго, что это не поступки, а жесты. Но сам-то он что может предложить? Голый прагматизм того, что «надо» и того, что «не следует»? Или вот на службе разверзлось ЧП, нагрянул ревизор, сотрудница, обвиненная в растрате, теперь в бегах — как относиться ко всему этому? Судьба посылает Марте романтическую встречу. Он — шофер грузовика, хотя по образованию инженер, спортсмен, яхтсмен... Чувствуется по всему, что за ним какая-то особая правота, гармоничность, душевная нерастраченность. Он как будто научился сооружать свой необитаемый остров прямо посреди густонаселенного города. Может этого как раз и не хватает ей с ее растрепанностью, разбросанностью, вечной торопливостью? Может быть, хоть теперь отступит суета, а жизнь обретет духовную наполненность, по которой так тоскует, которой так алчет ее душа?
Нет, фильм не склонен к благостному поддакиванию героям. Он правдив, а потому сдержан и серьезен. Пусть в нем будет больше вопросов, чем отлетов, но зато в авторскую концепцию не закрадется прекраснодушная мнимость.
Виктор Демин
Спутник кинозрителя. 1977. № 8. С. 18.
обсуждение >>