Понравился фильм! Особенно впечатлило созвездие молодых красивых актеров: Хельмут Бергер, Доминик Санда и Фабио Тести. Конец грустный, но самого страшного нам не показали, пожалели.!
…. Роман "Сад Финци-Контини", еврейско-итальянского прозаика и журналиста, поэта и историка литературы Джорджо Бассани (1924-2000), опубликованный в 1962, принес автору европейскую известность и был удостоен престижной итальянской премии Виареджо. Роман же в 1971 был экранизирован Витторио де Сика; фильм получил Оскара, а вместе с ним и общемировую известность В романе, а затем и в фильме затронута незамеченная многими щекотливая тема преследования итальянскими фашистами (разумеется, под давлением германских нацистов) своих же соотечественников еврейского происхождения, в том числе из аристократических, респектабельных семей. И в этом смысле очень символично участие в фильме немецких (тогда – западногерманских ) кинематографистов….Итак, на дворе 1938 и рассказчик долго клеймит семейство Финци-Контини за спесь и пристрастие к показной роскоши. Вывод же, и неожиданно, напрашивается противоположный: снобизм обывательски-мелкий куда беспощаднее аристократического – тот по крайней мере имеет под собой твердую почву в виде почтенных предков и огромного поместья. «Они не такие, как мы… они не похожи на евреев». Хотя исправно ходят в синагогу – правда, в собственную, гордецы. Слишком интеллигентные, слишком независимые, слишком беззаботные. Это рассказ-прощание, и его персонажи – столь же далекая история, как древние этруски (именно поездка на этрусское кладбище побуждает повествователя рассказать наконец о семье Финци-Контини). Для тех кладбище было единственным «надежным, защищенным от всех невзгод» уголком мира, местом, где ничего не меняется. А фамильный склеп, оказывается , «заказал одному известному профессору архитектуры… Моисей Финци-Контини, прадед героев со стороны отца, умерший вскоре после полного упразднения гетто в Ферраре, в 1870. … Приняв решение построить склеп для себя и своих близких, он так и сделал. Время было прекрасное, наступило процветание. Все располагало к надеждам, к свободным порывам. Он был охвачен эйфорией, поскольку наконец стал свидетелем гражданского равенства, того самого, которое позволило ему начать успешное свое дело. А теперь семья Финци-Контини – богатейшая из еврейских семей в Ферраре. Но евреи общины не любят Финци-Контини — слишком уж те задирают нос. Неприлично богаты, не очень-то общаются с другими евреями, к тому же глава семьи, Эрманно Финци-Контини, отказался вступить в фашистскую партию – а ведь в 1933 туда вошла почти вся община. Вместе с отказом Эрманно вручил представителю партии пять тысяч лир. «Добровольное пожертвование». И совсем не геноцид оказывается центральным событием повествования. А главный объект общественного недовольства - семья Финци-Контини: слишком богаты, слишком экстравагантны, «позволяют себе»: тут и частная семейная молельня, и золоченая карета экипажа, на котором детей возили в гимназию, и домашние учителя, и прислуга, и этот «чудовищный склеп». Привычный фон бытового антисемитизма отсутствует. Перед нами – история богатой аристократической семьи, юношеская любовь в декорациях конца истории. Таким же местом для героев книги и фильма , впереди у которых — Республика Сало, а затем и германские концлагеря,и без следа сгинувших в неистовом потоке времени, становится… сама эта история.Впрочем, не для всех. Один из героев, неподвластный людским бурям, жив и поныне. Это Феррара, родной город писателя, вместе с ним героев книги Бассани и фильма де Сика. PS. По вполне понятным причинам такой фильм не мог быть приобретен в свое время для показа в СССР, хотя география его проката насчитывает 20 стран и почти 5 миллионов зрителей, а потому на русский язык никогда не дублировался. Имеющийся одноголосый перевод это лучшее и единственное, что есть на сегодня…
отзывы