хочу дополнить, что при определенных условиях обстоятельство создания произведения на заказ не является помехой для его пребывания в составе настоящего искусства (яркий пример - Моцарт)
№84 Немаккейн
... Если произведение искусства настоящее, то оно - вне времени, переживет своих создателей, их наследников, зачастую страну, а иногда и народ, потому и принадлежит всему человечеству, как бы высокопарно это не звучало. Всё иделогизированное заканчивается с выполнением поставленой задачи.
Произведение искусства переживает века не потому, что оно создано без идеологии или с ней.
Сила искусства заключена в силе эмоций автора, который вкладывает эту силу в своё произведение. А эмоциональная сила автора часто зависит от силы Духа всего народа ( а этот Дух может создавать идеология).
Стихи Пушкина лишены идеологии, но некоторые несомненно очень сильны. Ибо автор писал от души, а не на заказ. Тоже можно сказать и о фильмах Тарковского.
Песня Александрова - исторический памятник, память, наследие и напоминание. И принадлежит только советскому (?) народу.
Именно так. А это результат прежде силы Духа всего народа. Редкий пример песни, где слова и музыка равноценно сильны. Что касается музыки, то она идёт из времён Николая Второго, при нём тоже был очень силён Дух народа ( пики примерно в 1904, 1912-14). Именно на этом максимуме появились лучшие марши - "Прощание славянки", "Тоска по Родине", "Марш сибирских стрелков"+ вальс "На сопках Манчжурии".
С другой стороны, когда народ в состоянии прострации, произведения высокого искусства очень редки ( это про Россию последние 25 лет). Не создано ни одной стоящей песни, вошедшей бы в народ. Даже к Олимпиаде в Сочи ничего не сочинили.
Итог - идеология вполне может способствовать появлению шедевра в искусстве, но первична не она, а духовность народа.
№82 нвч по-прежнему
Для № 81 larisssa Архитектура Петербурга, пригородов, памятники на улицах Петербурга XVIII-XIX вв, скульптура пригородов - все пронизаны идеологией того времени, прославлением России , ее побед, утверждением ее государственности и мощи. Но от этого они не стали хуже.Брюллов написал "Гибель Помпеи" на тему итальянской трагедии, но некоторые современники считали, что тема тупой, страшной стихии, которая губит людей, это порождение атмосферы в России того времени, душной для интеллекта. Мне кажется, что идеология и люди, которые как бы стоят на страже этой самой идеологии, часто не совпадают. Это о ХХ веке. Поэтому возникают произведения резко критические. Стриженов в своей книге "Исповедь" писал об этом. Отношение к идеологии, которая отражается во многих государственных документах, к Родине и ко многим официальным лицам у него кардинально отличается. Но это вопрос для очень длительтного обсуждения. С Набоковым я не согласна. Фразу "искусство для искусства" считаю надуманной. Не помню, кто первый ее сказал. Искусство создают люди, значит, оно для людей. Толстой создавал "Войну и мир" не ради усовершенствования искусства литературного стиля, хотя, как большой мастер, он, разумеется, шлифовал свое произведение.
Уважаемая нвч, согласна с вами. Без идеологии прекрасное художественное произведение рискует быть изящной безупречно смастеренной безделицей.
Особенно хорошо (просто, ясно, резонно и доходчиво) эта мысль развита Л.Толстым ("Об искусстве").
По поводу авторства фразы имеется предметная статья в википедии:
[Спойлер >>]
фрагмент
«Искусство ради искусства» (фр.l'art pour l'art) — концепция, подчеркивающая автономную ценностьискусства и рассматривающая озабоченность моралью, пользой, реализмом и дидактикой как не имеющую отношения и даже вредную для художественных качеств произведения.
нвч по-прежнему (Красноярск) 10.09.2016 - 11:36:08
Для № 81 larisssa Архитектура Петербурга, пригородов, памятники на улицах Петербурга XVIII-XIX вв, скульптура пригородов - все пронизаны идеологией того времени, прославлением России , ее побед, утверждением ее государственности и мощи. Но от этого они не стали хуже.Брюллов написал "Гибель Помпеи" на тему итальянской трагедии, но некоторые современники считали, что тема тупой, страшной стихии, которая губит людей, это порождение атмосферы в России того времени, душной для интеллекта. Мне кажется, что идеология и люди, которые как бы стоят на страже этой самой идеологии, часто не совпадают. Это о ХХ веке. Поэтому возникают произведения резко критические. Стриженов в своей книге "Исповедь" писал об этом. Отношение к идеологии, которая отражается во многих государственных документах, к Родине и ко многим официальным лицам у него кардинально отличается. Но это вопрос для очень длительного обсуждения. С Набоковым я не согласна. Фразу "искусство для искусства" считаю надуманной. Не помню, кто первый ее сказал. Искусство создают люди, значит, оно для людей. Толстой создавал "Войну и мир" не ради усовершенствования искусства литературного стиля, хотя, как большой мастер, он, разумеется, шлифовал свое произведение.
№80 нвч по-прежнему
... А как насчет песни "Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой!"? Ведь песня -то гениальная, написана стремительно быстро после объявления войны. Она ведь не вне идеологии. И потом, не может искусство стоять в стороне. В каждую эпоху настоящее искусство прямо или косвенно отражает время.
Здравствуйте, нвч.
Набоков отрицал элемент идеологии в настоящем искусстве. Стоял за искусство ради самого искусства. Такое искусство является настоящим? Интересно ваше мнение.
С уважением.
нвч по-прежнему (Красноярск) 10.09.2016 - 10:13:26
№79 Немаккейн
Подумал про идеологию в музыке, "ленинградская" симфония вспомнилась Шостаковича. То писал "сумбур вместо музыки", то вдруг - бац! И про сумбур никто уже и не вспоминает, сразу величайший 20-го века, седло ему большое, ковёр и телевизор. Вот что 7 нот с человеком делают...
А как насчет песни "Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой!"? Ведь песня -то гениальная, написана стремительно быстро после объявления войны. Она ведь не вне идеологии. И потом, не может искусство стоять в стороне. В каждую эпоху настоящее искусство прямо или косвенно отражает время.
№70 Евгений второй
... Да и неплохо бы было ответить, что же в киноматографе изобрели нового за рубежом, чего не смогли в СССР за то же время.
Нюанс в том, что в СССР не просто "шмогли", а пытались делать мейстримом. В СССР процветало режиссерское кино, в котором продюсер играл роль завхоза, а роль продюсера пытались брать различные ведомства, от Госкомитета по телевидению и радиовещанию, до МО, МВД и КГБ. "Ностальгия" и отражает состяние Тарковского за рубежом, когда никто не указывает, что снимать, но никому не интересно вкладывать деньги даже в раскрученных создателей артхауса. Водоем высох, герой пошел со свечой спасать мир и помер.
То: № 61 Бонанза
Безмятежное невежество...
____________
Я понимаю, ценю и уважаю все фильмы Андрея Тарковского-режиссёра. В них есть талант, есть кинематограф как искусство. Противопоставлять его фильмы по каким-либо приметам (год, стиль, жанр, погода, сломанный телефон и прочая галиматья) представляется мне бессмысленным и глупым занятием.
«Охотник
<...>Как начнут они там внизу обсуждать каждый мой выстрел – с ума сойдешь! Лису, мол, он убил, как в прошлом году, ничего не внес нового в дело охоты. А если, чего доброго, промахнешься!» (Евгений Шварц, «Обыкновенное чудо»)
№55 Бонанза
...даже Барбара Брыльска до сих пор не поняла,что она играла в русском "С лёгким паром" (про самый популярный у Русской интеллигенции "Новогодний фильм" Барбара смогла только недоумённо сказать:"У нас,в Польше,тоже пьют водку..?(Но сверхпопулярных новогодних фильмов из этого у нас,в Польше,не понимАют)"
Какова интеллигенция - таков у нее и любимый фильм.))))
№58 Бонанза
... недавно моя дочь,у которой жених-француз из Лиона,присутствовала при моём просмотре "Укрощения огня"
Прям светская хроника. Аристократы кожемяцкие.))) Вчера при просмотре Бонанзой "Укрощения огня" присутствовали - ея дочь и их жених из Парижу Лиона.
№59 С ветром
Бонанза, как всегда, блистает глубоким знанием кинематографа и упрямством в отстаивании этого знания. Вот только кинематограф его несколько параллелен фактическому.
Ну разумеется,Вы,"С ветром",поклонник "нАстОл льгии" и неприятель "Иванова детства",при создании которого Тарковского душИла Цензура Высшего Учебного Заведения."Иваново детство" снято по повести Бакланова или Богомолова?Конкурировавших с Бондаревым-по повести которого снЯт "пеплум" Озеровым?
Бонанза, как всегда, блистает глубоким знанием кинематографа и упрямством в отстаивании этого знания. Вот только кинематограф его несколько параллелен фактическому.
№24 Сергей100
... Это справедливо отчасти. В первых своих полнометражных фильмах: "Иваново детство" и "Андрей Рублёв" Тарковский был самим собой, - это был его НЕПОВТОРИМЫЙ СТИЛЬ. А далее влияние на его режиссуру этих мастеров лишь нарастало, особенно: "Сталкер", "Ностальгия". Если бы он пошёл по "рублёвскому" пути... но если бы в истории не бывает, а жаль.
"Иваново детство"-это дипломная работа Тарковского в ВУЗе,а не "первый его полнометражный фильм".Если бы Тарковский "пошёл по "иванова детства" пути",то,возможно,затмИл бы Быкова с Быковским бессмертным "В бой идут одни старики" и Храбровицкого (недавно моя дочь,у которой жених-француз из Лиона,присутствовала при моём просмотре "Укрощения огня" и ужаснулась:"Так Мы Их ("Запад",включая её жениха) так убивать собирались и собираемся?".Но Тарковский предпочЁл халтурить на псевдофилософствовании.
№21 Наделия
Ностальгия мне гораздо больше понравилась чем Сталкер и Жертвоприношение. Очень понравилась игра Янковского и сцена, где Андрей пытается протащить зажженную свечу через бассейн. Очень понравилась рыжая красавица Евгения.
Но Тарковского надо понимать и чувствовать, а я не могу назвать себя поклонницей его искусства.. Но все его фильмы заставляют меня призадуматься об очень многом.. и мне нравится размышлять после его фильмов..
Помню старое интервью с Янковским:"Что означает,когда Вы идёте по колено в грязной воде итальянского бассейна со свечечкой в фильме Тарковского "нА стОл льгия"?-Понятия не имею".Для справки-пятнадцать лет назад в магазине я лично видел ценник:"Конфеты "НАстОлгия" "-вот и всё,что необходимо гуманитарствующим выпускницам технических и педагогических советских институтов знать о фильме Тарковского "нАстОл льгия" с Янковским-в главной роли.Чтобы "призадУмываться и размышлять" "после его фильмов" "об очень мнОгом".
№25 Сан Сан
... ППКС В этом огромная проблема отечественного кино, да и всего искусства. С послевоенных времен, мы ничего не создали своего. Нет наших самобытных направлений в искусстве. Тупо брался западный шаблон и с него лепилось. Большинство кинематографистов лепило с западного маскультовского шаблона, а отдельная группа режиссеров "фестивальщиков" творило с их "прогрессивного", т.е. откровенно левацкого, шаблона.))) И очень часто форма противоречила содержанию. Как пример. Очень часто в советском кино, правильный и честный герой, который борется со злом, одет в дорогущие импортные шмотки. Которые суперворюги себе не могут позволить. И все правильные слова героя превращаются в фальш. Зрители не верят ни герою, ни его словам. Так и с кино. Когда в буржуазный шаблон пытаются впендюрить совковую мораль. Смотрится это - как на корове черкесское седло.
"С послевоенных времЁн мы не создали ничего"-это Ваше мнение-дешёвый троллинг:даже Барбара Брыльска до сих пор не поняла,что она играла в русском "С лёгким паром" (про самый популярный у Русской интеллигенции "Новогодний фильм" Барбара смогла только недоумённо сказать:"У нас,в Польше,тоже пьют водку..?(Но сверхпопулярных новогодних фильмов из этого у нас,в Польше,не понимАют)".Это про-самобЫтность."Одетый в дорогУщие импортные шмотки"-это Вы цитируете "Зину-корзину" из Живого Журнала,"чтобы учёность свою нам показать".
№19 помпей
...
... Для № 18
... Спорить и советовать Вам, что лучше смотреть, было-бы глупо, Это прекрасно, когда у каждого есть свой взгляд и мнение - ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ...
... Если Вы получаете гармоничные эмоции от " Ностальгии "
значить есть в Вас что-то родственное с героем фильма, и
с самим Тарковским ... И это хорошо ... Видно я по складу - Другой
... Будет время, найду и посмотрю "Дорогу домой", может тоже понравится ...
...
Всегда все фильмы Тарковского,кроме его дипломной работы и,частично,"Андрея Рублёва"("обрывочный" стиль которого был подражанием стилю Алова и Наумова,фильмы которых в 60-ые и 70-ые воспринимались "на-ура!" свежестью взгляда "обрывочного" стиля (Во время моей "срочной" службы в Советской Армии влиятельный в полкУ(представлял из себя некоторую личность) замполит полка командовал согнать солдат,призванных из деревни на просмотр фильма "Бег" по телевизорам в центральных проходах казарм);фильмы,которые теперь смотреть невозможно из-за безнадёжно устаревшего их стиля.Оттолкнувшись от своего "Копейкина",Тарковский принялсЯ халтурить,изображая псевдофилософское кино,при том,что его дипломный фильм по "лейтенантской прозе" был творчески успешным и даже коммерчески чуть-чуть оправданным-то есть кинематографический ВУЗ выпустил "в Жизнь"(родИл) полностью профессионально подготовленного режиссёра Тарковского,о чём свидетельствует успех дипломной работы-"Иванова детства".
отзывы
Ибо автор писал от души, а не на заказ
... Если произведение искусства настоящее, то оно - вне времени, переживет своих создателей, их наследников, зачастую страну, а иногда и народ, потому и принадлежит всему человечеству, как бы высокопарно это не звучало. Всё иделогизированное заканчивается с выполнением поставленой задачи.
Сила искусства заключена в силе эмоций автора, который вкладывает эту силу в своё произведение. А эмоциональная сила автора часто зависит от силы Духа всего народа ( а этот Дух может создавать идеология).
Стихи Пушкина лишены идеологии, но некоторые несомненно очень сильны. Ибо автор писал от души, а не на заказ. Тоже можно сказать и о фильмах Тарковского.
С другой стороны, когда народ в состоянии прострации, произведения высокого искусства очень редки ( это про Россию последние 25 лет). Не создано ни одной стоящей песни, вошедшей бы в народ. Даже к Олимпиаде в Сочи ничего не сочинили.
Итог - идеология вполне может способствовать появлению шедевра в искусстве, но первична не она, а духовность народа.
Для № 81 larisssa Архитектура Петербурга, пригородов, памятники на улицах Петербурга XVIII-XIX вв, скульптура пригородов - все пронизаны идеологией того времени, прославлением России , ее побед, утверждением ее государственности и мощи. Но от этого они не стали хуже.Брюллов написал "Гибель Помпеи" на тему итальянской трагедии, но некоторые современники считали, что тема тупой, страшной стихии, которая губит людей, это порождение атмосферы в России того времени, душной для интеллекта. Мне кажется, что идеология и люди, которые как бы стоят на страже этой самой идеологии, часто не совпадают. Это о ХХ веке. Поэтому возникают произведения резко критические. Стриженов в своей книге "Исповедь" писал об этом. Отношение к идеологии, которая отражается во многих государственных документах, к Родине и ко многим официальным лицам у него кардинально отличается. Но это вопрос для очень длительтного обсуждения. С Набоковым я не согласна. Фразу "искусство для искусства" считаю надуманной. Не помню, кто первый ее сказал. Искусство создают люди, значит, оно для людей. Толстой создавал "Войну и мир" не ради усовершенствования искусства литературного стиля, хотя, как большой мастер, он, разумеется, шлифовал свое произведение.
Особенно хорошо (просто, ясно, резонно и доходчиво) эта мысль развита Л.Толстым ("Об искусстве").
По поводу авторства фразы имеется предметная статья в википедии:
... А как насчет песни "Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой!"? Ведь песня -то гениальная, написана стремительно быстро после объявления войны. Она ведь не вне идеологии. И потом, не может искусство стоять в стороне. В каждую эпоху настоящее искусство прямо или косвенно отражает время.
Набоков отрицал элемент идеологии в настоящем искусстве. Стоял за искусство ради самого искусства. Такое искусство является настоящим? Интересно ваше мнение.
С уважением.
Подумал про идеологию в музыке, "ленинградская" симфония вспомнилась Шостаковича. То писал "сумбур вместо музыки", то вдруг - бац! И про сумбур никто уже и не вспоминает, сразу величайший 20-го века, седло ему большое, ковёр и телевизор. Вот что 7 нот с человеком делают...
... Да и неплохо бы было ответить, что же в киноматографе изобрели нового за рубежом, чего не смогли в СССР за то же время.
Безмятежное невежество...
____________
Я понимаю, ценю и уважаю все фильмы Андрея Тарковского-режиссёра. В них есть талант, есть кинематограф как искусство. Противопоставлять его фильмы по каким-либо приметам (год, стиль, жанр, погода, сломанный телефон и прочая галиматья) представляется мне бессмысленным и глупым занятием.
«Охотник
<...>Как начнут они там внизу обсуждать каждый мой выстрел – с ума сойдешь! Лису, мол, он убил, как в прошлом году, ничего не внес нового в дело охоты. А если, чего доброго, промахнешься!» (Евгений Шварц, «Обыкновенное чудо»)
...даже Барбара Брыльска до сих пор не поняла,что она играла в русском "С лёгким паром" (про самый популярный у Русской интеллигенции "Новогодний фильм" Барбара смогла только недоумённо сказать:"У нас,в Польше,тоже пьют водку..?(Но сверхпопулярных новогодних фильмов из этого у нас,в Польше,не понимАют)"
... недавно моя дочь,у которой жених-француз из Лиона,присутствовала при моём просмотре "Укрощения огня"
ПарижуЛиона.Бонанза, как всегда, блистает глубоким знанием кинематографа и упрямством в отстаивании этого знания. Вот только кинематограф его несколько параллелен фактическому.
... Это справедливо отчасти. В первых своих полнометражных фильмах: "Иваново детство" и "Андрей Рублёв" Тарковский был самим собой, - это был его НЕПОВТОРИМЫЙ СТИЛЬ. А далее влияние на его режиссуру этих мастеров лишь нарастало, особенно: "Сталкер", "Ностальгия". Если бы он пошёл по "рублёвскому" пути... но если бы в истории не бывает, а жаль.
Ностальгия мне гораздо больше понравилась чем Сталкер и Жертвоприношение. Очень понравилась игра Янковского и сцена, где Андрей пытается протащить зажженную свечу через бассейн. Очень понравилась рыжая красавица Евгения.
Но Тарковского надо понимать и чувствовать, а я не могу назвать себя поклонницей его искусства.. Но все его фильмы заставляют меня призадуматься об очень многом.. и мне нравится размышлять после его фильмов..
... ППКС В этом огромная проблема отечественного кино, да и всего искусства. С послевоенных времен, мы ничего не создали своего. Нет наших самобытных направлений в искусстве. Тупо брался западный шаблон и с него лепилось. Большинство кинематографистов лепило с западного маскультовского шаблона, а отдельная группа режиссеров "фестивальщиков" творило с их "прогрессивного", т.е. откровенно левацкого, шаблона.))) И очень часто форма противоречила содержанию. Как пример. Очень часто в советском кино, правильный и честный герой, который борется со злом, одет в дорогущие импортные шмотки. Которые суперворюги себе не могут позволить. И все правильные слова героя превращаются в фальш. Зрители не верят ни герою, ни его словам. Так и с кино. Когда в буржуазный шаблон пытаются впендюрить совковую мораль. Смотрится это - как на корове черкесское седло.
...
... Для № 18
... Спорить и советовать Вам, что лучше смотреть, было-бы глупо, Это прекрасно, когда у каждого есть свой взгляд и мнение - ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ...
... Если Вы получаете гармоничные эмоции от " Ностальгии "
значить есть в Вас что-то родственное с героем фильма, и
с самим Тарковским ... И это хорошо ... Видно я по складу - Другой
... Будет время, найду и посмотрю "Дорогу домой", может тоже понравится ...
...