Тарковский стремился жить на Западе и чтобы его там приняли , он должен был доказать свою лояльность Западу, поэтому в фильме Сталкер он показал зашифрованную советскую действительность такую, какую её хотел видеть Запад. Об этом сказали индусы, которые присутствовали на кинофестивале:
" - нам показалось,что "Сталкер" - сугубо антисоветский фильм.
- почему вы так решили? ⠀
- ну, как же: показан Советский Союз, все в грязи, в запустении, колючая проволока, сторожевые вышки. Зона-это ЦК КПСС, а комната где исполняются желания, -Политбюро ЦК, высший ареопаг,от которого всё зависит...Кто такой Сталкер? В Комнату ему заходить запрещено. Он партийный функционер среднего звена. Завлекает интеллигентов обещанием благ, которые можно получить в Зоне. И этим живет"
После Сталкера его и приняли на Западе и разрешили там снять фильм. Кстати, известный художник Илья Кабаков, эмигрировавший на Запад и ставший миллионером в США говорил, что каждый кто хочет войти в западное общество и пользоваться его благами должен сначала это заслужить - доказать свою лояльность Западу. Илья Кабаков заслужил - он 20 лет рисовал картины на тему как страшно и плохо жить в СССР.
№109 Максим Марков
Ден Джамп, ну может быть у меня и обывательское понимание ностальгии. Но что такое тогда та ностальгия, которая изображена именно в этом фильме, вы можете пояснить? Или - знаете как ее сам Тарковский пояснял ?
Максим,) ну насколько я могу понять своим жидким и усталым мозгом - его ностальгия - это мука и маета между желанием вернуться и пониманием, что и возвращение ему покоя и счастья не принесет.
Это ностальгия по общей гармонии бытия, которой никогда не было.
У нас была родственница, она жила далеко,в другой республике, у себя дома она среди своих чувствовала себя чужой, как она говорила, но приезжая к нам в гости, она уже начинала потихоньку готовиться к отъезду домой.
Мятущиеся души.
Я был маленький и глупый, а то бы я больше поговорил с ней , как то успокаивал бы, может, ей это помогло бы. А я сам был непонятливый.
И вот этот известный насмешливый анекдот, который в фильме герой Янковского рассказывает , про того , кто сидит в луже и не хочет , что бы его вытаскивали , потому что он там живет - это можно отнести и к его родине , и к Италии, где он находится, наверно (?).
Ден Джамп, ну может быть у меня и обывательское понимание ностальгии. Но что такое тогда та ностальгия, которая изображена именно в этом фильме, вы можете пояснить? Или - знаете как ее сам Тарковский пояснял ?
№105 Максим Марков
В фильме с названием "Ностальгия" именно этой ностальгии почти и нет.
Сюжет заполнен много чем, главное, конечно же, очень тяжелым внутренним миром героя, а сама ностальгия выражается в очень коротких видениях отдаленного дома на фоне тумана и каких-то девушек, которые глядят на зрителя. Всё это - считанные минуты, чем это дорого и близко для главного героя.
Асам герой - ну так он общается с сумасшедшим, и с переводчицей на фоне развалин, сырости, тумана, развалин...
Ностальгии в ее обывательском понимании нет, но Тарковский хочет, чтоб зритель сам довоображал все мысли этого застывшего в абулии героя Олега Янковского.
Но чтобы зритель так шедеврально работал мозгами за сценариста- он действительно должен быть сам богемным, неработающим, не вытирающим сам пыль в доме, а углубленно - расшифровывающим смыслы скрытой боли и страданий героев Андрея Арсеньевича.
Это очень нелегкое испытание для неподготовленного зрителя. ) Например, созерцать минут десять неподвижно дремлющего на кровати Олега Янковского в темном номере гостиницы, в темном пальто...
Наверно, по замыслу Тарковского, в это время зритель должен вжиться в душу этого смурного дядьки - Андрея, угадать - что ему сейчас сниться, страдать вместе с ним.. (?)
Почти весь фильм в пустой тишине . Как будто вся жизнь в ней.. Ему тошно от тишины средневековых зданий, он мечтает о пути на Родину своего Сердца, как тот малороссийский музыкант, биографию которого он пишет...
Периодически герой Янковского гоняет от себя, как бедную дворняжку - рыжекудрую женщину переводчицу. Она его любит, она к нему льнет - он ее гонит. Она опять к нему, он ее - отгоняет как муху...
Наконец до нее доходит, что ему надо сказать, она говорит : " ДА ПАШОЛ ТЫ! " и исчезает...)
В своих самоистязаниях герой в лице режиссёра наверно спорит с Мариной Цветаевой и ее стихом :
" Тоска по Родине! Давно...
Разоблаченная морока...
Мне абсолютно все равно,
Где абсолютно одиноко,
Бродить.. и т. д.
Но что то близко пересекается дальше - тот музыкант 18 века, вернувшись в Россию - умирает то ли от болезни, то ли покончив с собой.
И также Цветаева - тоже вернулась и приняла столь горький финал.
Да, фильм иногда невыносимо скучно смотреть, но надо признать, что та классическая , хрестоматийная сцена с проносом свечи Янковского по бассейну - хорошо снята . Уж что что, а такие арт - хаусные сцены Тарковский снимать умел!)
В ней чувствуется пот и соль, усталость и упрямство .
Наверно, там разные смыслы, в этой свече, для меня самая простая - этот проход есть жизнь от начала до конца - пронеси свое пламя, не дав ветрам загасить его, сохранить человеческое..
Ох , Андрей Арсеньевич, как ее сохранить. Жизнь это не бассейн. Это боль, страшные войны, несправедливости, холод и куча обязанностей. Попробуй тут сохрани свечу негасимой!))
Ну и наконец еще один главный персонаж - городской юродивый и сумашедший . Он то кликушиствует перед сонной толпой, то замыкается в молчании ....
Вот, когда то ув.форумчане на на ветке "Андрея Рублева" возмущались горящей коровой..
Но все таки, как я читал, на корову была надета асбестовая плита. Она гибкая, сырая. И этот кадр с коровой длится считанные секунды, поэтому я уверен, что она осталась жива ( чего конечно не скажешь о сцене с падением лошадей).
Но вот здесь Тарковский превзошел себя.
Сцена самосожжения сумасшедшего человека длится очень долго . Он горит, спускается с трибуны, лежит горящий.
Я вообще не представляю, что случилось с каскадёром, более долгой сцены с горящим человеком я не видел никогда.
Не удивлюсь, что Тарковский решил сжечь по настоящему и каскадёра, для правды жизни ( шутка).
Возможно, критики и считают Ностальгию выдающейся работой, но для меня, конечно, она по сравнению с его русским-советским периодом - не сравнима, совсем невнятна.
Может-быть кому-нибудь это будет интересно. Недалеко от Павелецкого вокзала в районе улицы Щипок и Первый Щипковский пер. рядом с домом в котором жил Тарковский, художник ZOOM создал интерсное граффити - герой Олега Янковского несет свечу , прикрывая её своим пальто. Если внимательно присмотреться, можно заметить, что свеча настоящая - она спрятана в нише каменной стены. Там сейчас проводятся ремонтные работы, но подойти можно. Местные рабочие меняют в нише свечу.
Сам дом Тарковского к сожалению не сохранился - на его месте пустырь и груда строительного мусора. Рядом здание АКАДЕМИИ (?) . Любителям кино вероятно будет интересно узнать - здесь снималась одна из важных сцен фильма "Самая обаятельная и привлекательная"
Указателей здесь нет.Если возникнут проблемы при при поиске, лучший ориентир - Музей Есенина, который находится в этих местах (Большой Строченовский пер) , здесь Вам всё объяснят и кроме того будет повод посмотреть один из замечательных музеев Москвы
В фильме с названием "Ностальгия" именно этой ностальгии почти и нет.
Сюжет заполнен много чем, главное, конечно же, очень тяжелым внутренним миром героя, а сама ностальгия выражается в очень коротких видениях отдаленного дома на фоне тумана и каких-то девушек, которые глядят на зрителя. Всё это - считанные минуты, чем это дорого и близко для главного героя.
Асам герой - ну так он общается с сумасшедшим, и с переводчицей на фоне развалин, сырости, тумана, развалин...
№11 Алексей Фролов
Tonino Guerra:
– Фильм родился на основе первоначального проекта: путешествия Тарковского по Италии. Когда Андрей снова приехал, и мы начали обдуманное и подготовленное мною знакомство со страной, проверяя первоначальную идею (из этого возник фильм "Время путешествия"), то из совместных раздумий родился замысел "Ностальгии", которая тоже есть, по сути, путешествие русского по Италии. Название появилось где-то по ходу нашего путешествия.
По сюжету поэт приезжал в Италию, чтобы – для книги – найти документы, относящиеся к истории старинного русского музыканта. Музыкант этот существовал на самом деле, его фамилия была Березовский. Он был крепостным графа Шереметьева, его послали учиться в Болонью, к Мартини, который был преподавателем Моцарта. Березовский достиг больших успехов, концертировал, стал академиком и вернулся в Россию, чтобы выкупиться из крепости. В России он женился, но освободиться ему не удалось, он спился и, в конце концов, повесился. В сценарии всё это выглядит несколько иначе: письмо Сосновского, найденное героем, разумеется, не документально, а вымышлено.
Алексей, любопытно, откуда эта цитата Гуэрры? Дело в том, что Максим Березовский никогда не был крепостным графа Шереметева, как и вообще крепостным. Но конец его жизни был действительно трагическим. Крепостным Шереметева был другой русский композитор - Степан Дегтярёв, но вот жизнь у него сложилась относительно счастливо, - он получил вольную и последние 10 лет жизни прожил свободным. Сосновский - это собирательный образ, в котором не столь важны конкретные биографические детали. Тонино Гуэрра мог, конечно, этого не знать, но Тарковский-то знал безусловно. Странно, что он не рассказал детали о Березовском Тонино. Или намеренно это сделал?
№99 Сан Сан
... Хорошая шутка. Особенно про "дворянско-демократические ценности".)))
Совершенно не шутка. "Один из самых блестящих деятелей декабризма, Грибоедов в своей комедии с удивительной полнотой и художественной выразительностью высказал то, чем жило его поколение, чем жил он сам. Решительно и беспощадно заклеймил писатель все, что составляло основы самодержавно-крепостнического миропорядка, смело и энергично отстаивал прогрессивные идеалы, за которые боролись лучшие люди из дворян — первые русские революционеры." А. Гордин, "А.С. Грибоедов в русской критике", 1954 год.
№98 Oleg_KT
... Вальс не вальс, а вот "Горе от ума" у Грибоедова откровенная проповедь дворянско-демократических ценностей, ликвидации крепостного права, борьбы с космополитизмом и нонконформизма.
Хорошая шутка. Особенно про "дворянско-демократические ценности".)))
№94 Евгений второй
Но возвращаясь к искусству. Пример: сочинил Грибоедов Вальс. Кому и что он хател навязать, кого в чём убедить? Разве это произведение искусства идеологично?
Вальс не вальс, а вот "Горе от ума" у Грибоедова откровенная проповедь дворянско-демократических ценностей, ликвидации крепостного права, борьбы с космополитизмом и нонконформизма.
№58 Бонанза
... "Иваново детство"-это дипломная работа Тарковского в ВУЗе,а не "первый его полнометражный фильм".Если бы Тарковский "пошёл по "иванова детства" пути",то,возможно,затмИл бы Быкова с Быковским бессмертным "В бой идут одни старики" и Храбровицкого (недавно моя дочь,у которой жених-француз из Лиона,присутствовала при моём просмотре "Укрощения огня" и ужаснулась:"Так Мы Их ("Запад",включая её жениха) так убивать собирались и собираемся?".Но Тарковский предпочЁл халтурить на псевдофилософствовании.
Речь шла о "рублёвском" пути и не надо путать яхту с бухтой. И прикидываться интеллектуальной дурочкой.
№94 Евгений второй
... Но возвращаясь к искусству. Пример: сочинил Грибоедов Вальс. Кому и что он хател навязать, кого в чём убедить? Разве это произведение искусства идеологично?
Вальс Грибоедова, как и другие классические произведения, воспитывают у человека вкус. А такому человеку не продашь произведения - два притопа, три прихлопа. Как и квадрат Малевича не втюхаешь. Согласитесь, наш вкус сильно влияет на наши пристрастия в т.ч. и мировоззренческие.
№89 larisssa
... хочу дополнить, что при определенных условиях обстоятельство создания произведения на заказ не является помехой для его пребывания в составе настоящего искусства (яркий пример - Моцарт)
Согласен. Когда автор солидарен с заказчиком ( в плане идеологии) - может появиться шедевр. Яркие примеры - кино и литература в СССР :30-е, 40-е годы.
отзывы
" - нам показалось,что "Сталкер" - сугубо антисоветский фильм.
- почему вы так решили? ⠀
- ну, как же: показан Советский Союз, все в грязи, в запустении, колючая проволока, сторожевые вышки. Зона-это ЦК КПСС, а комната где исполняются желания, -Политбюро ЦК, высший ареопаг,от которого всё зависит...Кто такой Сталкер? В Комнату ему заходить запрещено. Он партийный функционер среднего звена. Завлекает интеллигентов обещанием благ, которые можно получить в Зоне. И этим живет"
После Сталкера его и приняли на Западе и разрешили там снять фильм. Кстати, известный художник Илья Кабаков, эмигрировавший на Запад и ставший миллионером в США говорил, что каждый кто хочет войти в западное общество и пользоваться его благами должен сначала это заслужить - доказать свою лояльность Западу. Илья Кабаков заслужил - он 20 лет рисовал картины на тему как страшно и плохо жить в СССР.
Ден Джамп, ну может быть у меня и обывательское понимание ностальгии. Но что такое тогда та ностальгия, которая изображена именно в этом фильме, вы можете пояснить? Или - знаете как ее сам Тарковский пояснял ?
Это ностальгия по общей гармонии бытия, которой никогда не было.
У нас была родственница, она жила далеко,в другой республике, у себя дома она среди своих чувствовала себя чужой, как она говорила, но приезжая к нам в гости, она уже начинала потихоньку готовиться к отъезду домой.
Мятущиеся души.
Я был маленький и глупый, а то бы я больше поговорил с ней , как то успокаивал бы, может, ей это помогло бы. А я сам был непонятливый.
И вот этот известный насмешливый анекдот, который в фильме герой Янковского рассказывает , про того , кто сидит в луже и не хочет , что бы его вытаскивали , потому что он там живет - это можно отнести и к его родине , и к Италии, где он находится, наверно (?).
В фильме с названием "Ностальгия" именно этой ностальгии почти и нет.
Сюжет заполнен много чем, главное, конечно же, очень тяжелым внутренним миром героя, а сама ностальгия выражается в очень коротких видениях отдаленного дома на фоне тумана и каких-то девушек, которые глядят на зрителя. Всё это - считанные минуты, чем это дорого и близко для главного героя.
Асам герой - ну так он общается с сумасшедшим, и с переводчицей на фоне развалин, сырости, тумана, развалин...
Но чтобы зритель так шедеврально работал мозгами за сценариста- он действительно должен быть сам богемным, неработающим, не вытирающим сам пыль в доме, а углубленно - расшифровывающим смыслы скрытой боли и страданий героев Андрея Арсеньевича.
Хотя местами да, завораживает..
Наверно, по замыслу Тарковского, в это время зритель должен вжиться в душу этого смурного дядьки - Андрея, угадать - что ему сейчас сниться, страдать вместе с ним.. (?)
Почти весь фильм в пустой тишине . Как будто вся жизнь в ней.. Ему тошно от тишины средневековых зданий, он мечтает о пути на Родину своего Сердца, как тот малороссийский музыкант, биографию которого он пишет...
Периодически герой Янковского гоняет от себя, как бедную дворняжку - рыжекудрую женщину переводчицу. Она его любит, она к нему льнет - он ее гонит. Она опять к нему, он ее - отгоняет как муху...
Наконец до нее доходит, что ему надо сказать, она говорит : " ДА ПАШОЛ ТЫ! " и исчезает...)
В своих самоистязаниях герой в лице режиссёра наверно спорит с Мариной Цветаевой и ее стихом :
" Тоска по Родине! Давно...
Разоблаченная морока...
Мне абсолютно все равно,
Где абсолютно одиноко,
Бродить.. и т. д.
Но что то близко пересекается дальше - тот музыкант 18 века, вернувшись в Россию - умирает то ли от болезни, то ли покончив с собой.
И также Цветаева - тоже вернулась и приняла столь горький финал.
Да, фильм иногда невыносимо скучно смотреть, но надо признать, что та классическая , хрестоматийная сцена с проносом свечи Янковского по бассейну - хорошо снята . Уж что что, а такие арт - хаусные сцены Тарковский снимать умел!)
В ней чувствуется пот и соль, усталость и упрямство .
Наверно, там разные смыслы, в этой свече, для меня самая простая - этот проход есть жизнь от начала до конца - пронеси свое пламя, не дав ветрам загасить его, сохранить человеческое..
Ох , Андрей Арсеньевич, как ее сохранить. Жизнь это не бассейн. Это боль, страшные войны, несправедливости, холод и куча обязанностей. Попробуй тут сохрани свечу негасимой!))
Ну и наконец еще один главный персонаж - городской юродивый и сумашедший . Он то кликушиствует перед сонной толпой, то замыкается в молчании ....
Вот, когда то ув.форумчане на на ветке "Андрея Рублева" возмущались горящей коровой..
Но все таки, как я читал, на корову была надета асбестовая плита. Она гибкая, сырая. И этот кадр с коровой длится считанные секунды, поэтому я уверен, что она осталась жива ( чего конечно не скажешь о сцене с падением лошадей).
Но вот здесь Тарковский превзошел себя.
Сцена самосожжения сумасшедшего человека длится очень долго . Он горит, спускается с трибуны, лежит горящий.
Я вообще не представляю, что случилось с каскадёром, более долгой сцены с горящим человеком я не видел никогда.
Не удивлюсь, что Тарковский решил сжечь по настоящему и каскадёра, для правды жизни ( шутка).
Возможно, критики и считают Ностальгию выдающейся работой, но для меня, конечно, она по сравнению с его русским-советским периодом - не сравнима, совсем невнятна.
Сам дом Тарковского к сожалению не сохранился - на его месте пустырь и груда строительного мусора. Рядом здание АКАДЕМИИ (?) . Любителям кино вероятно будет интересно узнать - здесь снималась одна из важных сцен фильма "Самая обаятельная и привлекательная"
Указателей здесь нет.Если возникнут проблемы при при поиске, лучший ориентир - Музей Есенина, который находится в этих местах (Большой Строченовский пер) , здесь Вам всё объяснят и кроме того будет повод посмотреть один из замечательных музеев Москвы
Сюжет заполнен много чем, главное, конечно же, очень тяжелым внутренним миром героя, а сама ностальгия выражается в очень коротких видениях отдаленного дома на фоне тумана и каких-то девушек, которые глядят на зрителя. Всё это - считанные минуты, чем это дорого и близко для главного героя.
Асам герой - ну так он общается с сумасшедшим, и с переводчицей на фоне развалин, сырости, тумана, развалин...
Tonino Guerra:
– Фильм родился на основе первоначального проекта: путешествия Тарковского по Италии. Когда Андрей снова приехал, и мы начали обдуманное и подготовленное мною знакомство со страной, проверяя первоначальную идею (из этого возник фильм "Время путешествия"), то из совместных раздумий родился замысел "Ностальгии", которая тоже есть, по сути, путешествие русского по Италии. Название появилось где-то по ходу нашего путешествия.
По сюжету поэт приезжал в Италию, чтобы – для книги – найти документы, относящиеся к истории старинного русского музыканта. Музыкант этот существовал на самом деле, его фамилия была Березовский. Он был крепостным графа Шереметьева, его послали учиться в Болонью, к Мартини, который был преподавателем Моцарта. Березовский достиг больших успехов, концертировал, стал академиком и вернулся в Россию, чтобы выкупиться из крепости. В России он женился, но освободиться ему не удалось, он спился и, в конце концов, повесился. В сценарии всё это выглядит несколько иначе: письмо Сосновского, найденное героем, разумеется, не документально, а вымышлено.
... Хорошая шутка. Особенно про "дворянско-демократические ценности".)))
... Вальс не вальс, а вот "Горе от ума" у Грибоедова откровенная проповедь дворянско-демократических ценностей, ликвидации крепостного права, борьбы с космополитизмом и нонконформизма.
Но возвращаясь к искусству. Пример: сочинил Грибоедов Вальс. Кому и что он хател навязать, кого в чём убедить? Разве это произведение искусства идеологично?
... "Иваново детство"-это дипломная работа Тарковского в ВУЗе,а не "первый его полнометражный фильм".Если бы Тарковский "пошёл по "иванова детства" пути",то,возможно,затмИл бы Быкова с Быковским бессмертным "В бой идут одни старики" и Храбровицкого (недавно моя дочь,у которой жених-француз из Лиона,присутствовала при моём просмотре "Укрощения огня" и ужаснулась:"Так Мы Их ("Запад",включая её жениха) так убивать собирались и собираемся?".Но Тарковский предпочЁл халтурить на псевдофилософствовании.
... Но возвращаясь к искусству. Пример: сочинил Грибоедов Вальс. Кому и что он хател навязать, кого в чём убедить? Разве это произведение искусства идеологично?
... хочу дополнить, что при определенных условиях обстоятельство создания произведения на заказ не является помехой для его пребывания в составе настоящего искусства (яркий пример - Моцарт)