Для Клода Лелуша появление этого фильма никак нельзя назвать случайным всплеском ностальгии. Вероятно, он решил продемонстрировать весь спектр кинопалитры, освоенный за 20 лет после своего знаменитого шедевра. Ведь в промежутке между двумя частями дилогии он ставил не только камерные, скромные по бюджету картины, но и масштабные ленты, многофигурные романы и т.д. Такой опыт не мог не сказаться на "...20 годах спустя". Лелушу стало тесно в рамках "обычной" мелодрамы. Ему оказалось мало простого продолжения любви кинопродюсера Анны (А.Эме) и автогонщика, каскадера Жана-Луи (Ж.-Л.Трентиньян).
Известно, что после Каннского триумфа режиссер не раз говорил, что у "Мужчины и женщины" финал намечался печальный, но якобы его не удалось снять. Теперь он, похоже, взялся доказать, что давнее заявление не было кокетством: герои давно уже не вместе. Но сюда добавляется еще и история их позврослевших детей.
Вплетается детективная интрига о жестоком убийстве. Кроме того, герои фильма снимают и снимаются в кино, и эпизоды съемок тоже включены в действие. Плюс, разумеется, кадры из "Мужчины и женщины" 1966 года. И всё это в причудливом монтаже, безукоризненно отшлифованном в предыдущих картинах. Даже краткий пересказ этих наслаивающихся друг на друга сюжетных линий занял бы, наверное, немало страниц. И хотя под приятную музыку Ф.Лея оператор разворачивает на экране грандиозные панорамы и пейзажи, чувствуется исчерпанность рассказанной когда-то очаровательной истории. Импровизационная атмосфера, которая так подкупала зрителей, сменилась склонностью к гигантомании. Недаром Лелуш так часто выводит на первый план многих мизансцен эффектную машинерию.
По ходу сюжета она призвана подчеркнуть безграничные технические возможности съемочной группы, которую возглавляет героиня Анук Эме...
Но даже в этой, на мой взгляд, не лучшей работе Лелуша виден его талант. Хороши, к примеру, сцены, когда в кинопавильоне Ришар Берри пытается сыграть Жана-Луи в молодости, а дочь Анны (Эвелин Буи) - свою мать. У них ничего не выходит. Любовь их персонажей прозаична, буднична, лишена искуренности. Представляю, какой нелегкой была такая актерская задача для пластичной, готовой загореться от любой искры режиссерскоЂ импровизации Э.Буи! И тут Лелуш "флэшбэками" вновь напоминает нам, как это было "на самом деле" в исполнении Третиньяна и Эме. И не знаешь, чего здесь больше - самоиронии, ностальгии или печального признания автора, что и сама история "...20 лет спустя" обречена сейчас на столь же невыгодное сравнение с "оригиналом". А еще где-то между аттракционами детективных и автогоночных историй запоминаются взгляды чуть постаревших Трентиньяна и Эме. Не персонажей, а больших актеров, сумевших за эти 20 лет не растерять себя и по-прежнему способных уже одним своим присутствием на экране удержать внимание зрителей. Мне иногда кажется, что Лелуш вполне мог бы снять с этим обаятельным дуэтом фильм без единого слова. Настолько велика притягательность их личностей и дарования...
Александр Федоров
обсуждение >>