В первой части фильма Родиона Нахапетова "На исходе ночи" мелодраматические обертоны звучат еще приглушенно. Пожалуй, иные эпизоды вообще по жанру скорее свойственны фильмам-катастрофам. Завязка действия в самом деле драматична.
В ночь на 22 июня наши моряки спасают из горящего корабля германского флота команду и пассажиров, но через несколько суток становятся пленными нацистов.
Даже те, кто не видел фильма, сразу же догадается, что красавицу графиню из горящей каюты спасет русский матрос. С криком "Ёш твою клёш!" он буквально выхватывает ее из огня, но сам при этом теряет память. Ба! Скажут знатоки истории кино. Человек, потерявший память на войне... Позвольте, позвольте.. Да это же было в "Обломке империи"/1928/ Фридриха Эрмлера.
Правильно, было. Значит, сейчас нам покажут причудливые сны главного героя, его судорожные попытки что-то вспомнить, сложную борьбу чувств... Но поклонники "отдыхающего" кино могут быть спокойны - ничего подобного в картине "На исходе ночи" нет. Любовные сцены Николая с графиней сменяются сценами ее интимных свиданий с американским журналистом...
Полагаю, ни в одном из предыдущих фильмов Родиона Нахапетова не было такой огромной дистанции между автором и героями, столь нестерпимых длиннот и отсутствия подлинных чувств. А авторская мысль сводится, пожалуй, к двум банальным "тезисам": во-первых, русский моряк и в воде не тонет, и в огне не горит, а во-вторых, "и графья любить умеют"... Не слишком ли мелко для дорогостоящей совместной постановки?
Александр Федоров
обсуждение >>