Нежные какие, лягушатники-то. Положим, в 5 утра вставать - это маман переборщила. А в 6 - в России и кадеты вскакивали, и институточки. И, между прочим, кадетам полагалось стричься коротко, "под нуль", и ничего, никто не ныл. Опять же питались более чем скромно. В постные дни и вовсе полуголодные. И не только в закрытых учебных заведениях.
Вересаев дома жил, а в пост хоть волком вой с голодухи.
И закалка это вам не булка с маслом. Барышни под пелеринками дрожжи продавали, кадетикам по полчаса без шинелей до минус десяти полагалось гулять. И одеяла тонкие-претонкие, и кровати жесткие. И дисциплина железная.
Так что "зверства" Психиморы пусть на малахольных французов действуют. У нас вон и Государь Император Николай Первый вставал в 7 утра, а то и раньше, в 8 - уже доклады. И дети его на раскладушках спали и холодные ванны принимали.
В фильме Психимора - исчадие ада. В книге я вижу несчастную тетку: детство и отрочество в пансионе, потом брак поневоле, а женился на ней мсье Резо из-за денег, потом трое детей, а до того бесконечные выкидыши. Муж целыми днями любуется на дрозофил. Ее единственная радость - младший Марсель, рожденный от любовника, и тот ее в старости оберет.
Собственно, что там у Психиморы на уме, мы не знаем. Она дана глазами Жана про прозвищу Хватай-Глотай. Если же прочитать всю трилогию, то мы увидим, что и сам Жан не подарок. Шарахается от доброго отношения, всех, кто приходит ему на помощь, язвит, если не в глаза, так за глаза, и в глубине души он и сам отчасти Психимор.
Базен прекрасно расправился с детскими обидами, но истинное лицо Психиморы мы никогда не увидим. И фильм лишь превосходная иллюстрация. Но дав нам фабулу, режиссер упускает кучу мелких подробностей, которые неизбежно теряются при экранизации, и вот все дается очень упрощенно и без затей. А Базен великий затейник. Он может быть ироничным, саркастичным, язвительно-раздражительным, может показаться излишне подробным в описании бытовых мелочей, но при этом его герои, такие обыкновенные, становятся необыкновенными и просятся на экран, хотя место им на страницах, и только на страницах.
И "Супружеская жизнь", и "Анатомия одного развода", и трилогия при экранизации неизбежно сдуются, как бы хороша она ни была. Его надо читать, смакуя, фыркая, смущаясь - он и твою подноготную выкопает - себя узнаешь и в Абеле Бретодо (любит свою Мариэтт, но слушать бабье кудахтанье и терпеть ее родню - не-вы-но-си-мо), и в Луи Давермеле (если жена сухой стручок, то да зравствует душистый горошек!), и в Жане Резо (прекратите лизаться, это противно) , и в его папаше (дайте мне моих мух и отстаньте!).
И все же, все же, возвращаясь к сюжету... Чем уж так обделены сыновья Психиморы? Живут в замке. Имение - о-го-го! Нужник в дальней башенке? Сами выносят горшки? Их бы в старые деревянные дачи со скворечником-сортиром. И самим печку топить. И за водой - на реку. С коромыслом.
Кормят плохо? Но рыба и дичь под рукой. Не голодали, не знают голода.
Одеты не в бархат? Посмотрели бы на русских детишек послевоенной поры.
Психимора стерва, это да. А Тему Карташева отец выдрал. А Николеньку Иртеньева француз. Мишу Буланина в кадетском корпусе высекли. Да если еще Помяловского "Очерки бурсы" вспомнить, да диккенсовского Николаса Никкльби. И, однако, никто там не устраивал покушений на родителей, как юные Резо.
Яблочко от яблоньки. Детки маман то притравят, то притопят. И почему малолетние несостоявшиеся убийцы лучше своей мамашки, я не знаю. Пакостная семейка.
Борис Нежданов (Санкт-Петербург) 11.05.2013 - 15:12:57
Похоже, что два других романа из трилогии Базена экранизировать не планируют. Мадам Резо умирает только в третьей книге трилогии, успев изрядно попортить кровь всем родным и близким. В финале фильма ее образ несколько смягчили: она умирает тихой и умиротворенной.
Борис Нежданов (Санкт-Петербург) 11.05.2013 - 11:03:01
Женщина и должна экономить, она же ведет домашнее хозяйство.
Однако скупость у мадам Резо гипертрофирована. Тут сразу вспоминаются ее литературные предшественники - бальзаковские господин Гранде, Гобсек и даже наш легендарный Плюшкин.
Кстати, я скачал всю трилогию Базена из Интернета. Буду перечитывать.
Характерные черты - ханжество, тщеславие, скупость в сочетании с желанием пустить пыль в глаза: экономит каждый грош на своих домашних, и в то же время тратит деньги на дорогостоящие приемы.
.
Женщина и должна экономить, она же ведет домашнее хозяйство. Денег никогда много не бывает. А что пыль пускает в глаза - так сейчас все этим занимаются.
И мужу работать запрещает, поскольку у буржуазии не принято трудиться.
В фильме у мужа основная работа была ловля мух. Наверно основное занятие мужчин.
Борис Нежданов (Санкт-Петербург) 11.05.2013 - 10:19:48
Не утверждаю, что она была психически ненормальна, но все-таки с отклонениями. Истеричка, еще и с садистскими наклонностями. Настоящий домашний тиран. При этом она является типичным порождением французской буржуазной среды. Такие героини не раз встречаются во французских романах, например, в романах Эриа о семье Буссардель. Характерные черты - ханжество, тщеславие, скупость в сочетании с желанием пустить пыль в глаза: экономит каждый грош на своих домашних, и в то же время тратит деньги на дорогостоящие приемы. И мужу работать запрещает, поскольку у буржуазии не принято трудиться.
борьба юного Жана с деспотичной и явно психически неадекватной матерью
А по моему она психически была здорова. Просто она так считала надо воспитывать детей. Ей родители уделяли мало внимания, а она своим детям много. Она не умела любить. Отсюда и все их беды. Даже младшего сыночка, к которому она относилась лучше чем к остальным, она просто подкупала.
Борис Нежданов (Санкт-Петербург) 10.05.2013 - 23:42:23
Название фильма и романа переводят по-разному: и "Змея в кулаке", и "Гадюка в руке". До недавнего времени я даже не слышал о том, что есть экранизация первой части трилогии о семье Резо. Книги я давно читал и мог забыть какие-то детали (будет возможность - перечитаю), но, по-моему, содержание и смысл книги переданы в фильме очень точно, и борьба юного Жана с деспотичной и явно психически неадекватной матерью производит сильное впечатление. Здесь несколько отличается перевод. В том переводе романа, который я читал, мадам Резо дети прозвали Психимора (психичка плюс кикимора). И есть тут прямое указание на то, что сделало мадам Резо именно такой: это эгоизм, черствость и полное равнодушие к дочери собственных родителей. Она тоже несчастна: недолюбленный в детстве ребенок сам никого не может любить. К счастью, у Жана была еще любящая бабушка и отец, хоть и слабохарактерный, но добрый. И был собственный сильный характер.
В этой автобиографической новелле Базен описывает свое детство. Не знаю, что так привлекает в произведении нестандартная мамаша или талант писателя, но фильм получился интересный. Возможно, кто читал трилогию Базена найдут не стыковку с произведением. Для меня это оказалась занимательная история. Всегда интересно смотреть фильм, который вызывает эмоции. А этот вызывает и еще какие. И еще фильм рождает мысли о том, что ошибки в воспитании одного ребенка затрагивают не одно поколение. Мы все в долгу у наших предков. Хороший, качественный фильм получился. Удивительно, что такая история никого не затронула.
отзывы
Вересаев дома жил, а в пост хоть волком вой с голодухи.
И закалка это вам не булка с маслом. Барышни под пелеринками дрожжи продавали, кадетикам по полчаса без шинелей до минус десяти полагалось гулять. И одеяла тонкие-претонкие, и кровати жесткие. И дисциплина железная.
Так что "зверства" Психиморы пусть на малахольных французов действуют. У нас вон и Государь Император Николай Первый вставал в 7 утра, а то и раньше, в 8 - уже доклады. И дети его на раскладушках спали и холодные ванны принимали.
В фильме Психимора - исчадие ада. В книге я вижу несчастную тетку: детство и отрочество в пансионе, потом брак поневоле, а женился на ней мсье Резо из-за денег, потом трое детей, а до того бесконечные выкидыши. Муж целыми днями любуется на дрозофил. Ее единственная радость - младший Марсель, рожденный от любовника, и тот ее в старости оберет.
Собственно, что там у Психиморы на уме, мы не знаем. Она дана глазами Жана про прозвищу Хватай-Глотай. Если же прочитать всю трилогию, то мы увидим, что и сам Жан не подарок. Шарахается от доброго отношения, всех, кто приходит ему на помощь, язвит, если не в глаза, так за глаза, и в глубине души он и сам отчасти Психимор.
Базен прекрасно расправился с детскими обидами, но истинное лицо Психиморы мы никогда не увидим. И фильм лишь превосходная иллюстрация. Но дав нам фабулу, режиссер упускает кучу мелких подробностей, которые неизбежно теряются при экранизации, и вот все дается очень упрощенно и без затей. А Базен великий затейник. Он может быть ироничным, саркастичным, язвительно-раздражительным, может показаться излишне подробным в описании бытовых мелочей, но при этом его герои, такие обыкновенные, становятся необыкновенными и просятся на экран, хотя место им на страницах, и только на страницах.
И "Супружеская жизнь", и "Анатомия одного развода", и трилогия при экранизации неизбежно сдуются, как бы хороша она ни была. Его надо читать, смакуя, фыркая, смущаясь - он и твою подноготную выкопает - себя узнаешь и в Абеле Бретодо (любит свою Мариэтт, но слушать бабье кудахтанье и терпеть ее родню - не-вы-но-си-мо), и в Луи Давермеле (если жена сухой стручок, то да зравствует душистый горошек!), и в Жане Резо (прекратите лизаться, это противно) , и в его папаше (дайте мне моих мух и отстаньте!).
И все же, все же, возвращаясь к сюжету... Чем уж так обделены сыновья Психиморы? Живут в замке. Имение - о-го-го! Нужник в дальней башенке? Сами выносят горшки? Их бы в старые деревянные дачи со скворечником-сортиром. И самим печку топить. И за водой - на реку. С коромыслом.
Кормят плохо? Но рыба и дичь под рукой. Не голодали, не знают голода.
Одеты не в бархат? Посмотрели бы на русских детишек послевоенной поры.
Психимора стерва, это да. А Тему Карташева отец выдрал. А Николеньку Иртеньева француз. Мишу Буланина в кадетском корпусе высекли. Да если еще Помяловского "Очерки бурсы" вспомнить, да диккенсовского Николаса Никкльби. И, однако, никто там не устраивал покушений на родителей, как юные Резо.
Яблочко от яблоньки. Детки маман то притравят, то притопят. И почему малолетние несостоявшиеся убийцы лучше своей мамашки, я не знаю. Пакостная семейка.
Женщина и должна экономить, она же ведет домашнее хозяйство.
Кстати, я скачал всю трилогию Базена из Интернета. Буду перечитывать.
Женщина и должна экономить, она же ведет домашнее хозяйство. Денег никогда много не бывает. А что пыль пускает в глаза - так сейчас все этим занимаются.