№10 server69
2. А разве Гус агитировал за выход из католичества? Он выступал против всевластия Римской церкви, их жадности. Он призывал к тому, чтобы христиане могли сами читать библию и священные книги.[/i]
Фактически он выступал как реформатор, испытав влияние Уиклифа, а в своих требованиях предвосхитив Лютера. Другое дело, что гуситы и их наследники (чешские братья, моравские братья, гернгутеры) не образовали стойкой и влиятельной конфессии, как лютеране или кальвинисты.
Чехия, конечно, католическая страна. Только так ли сильна сейчас их вера в эту религию? Их сосед Польша - эти католики до мозга костей. А чехам до поляков далековато.
Да, по менталитету и силе религиозного чувства чехи и поляки - почти антиподы ))
Видимо, сказывается разный исторический путь, пройденный двумя народами, и различная степень участия дворянства и католической церкви в формировании национального самосознания.
№9 Pierre Dhalle
... Кстати, Чехия осталась католической страной - и после Гуса, и до настоящего времени.
1.Кстати, Кирилл и Мефодий именно там свою миссию выполняли. Раскола тогда еще не было на западную и восточную христианские церкви, но "кириллицу" именно православные страны используют. Т.е. корни православия там были. И Православная церковь Чехословакии является одной из официальных мировых православных церквей.
2.А разве Гус агитировал за выход из католичества? Он выступал против всевластия Римской церкви, их жадности. Он призывал к тому, чтобы христиане могли сами читать библию и священные книги. Он добивался того, что много позже Рим сам признал. Только Ян Гус поплатился жизнью за свои принципы.
3. Гуситы потом вели долгую борьбу, но совладать с интервенцией с запада, конечно, не смогли. Слишком маленькая была Чехия для такой борьбы. Тем более они были первые, кто поднялся против всевластия Рима. Это потом уже была реформация в Германии, протестанты, кальвинисты, англикане и пр. И здесь Рим смог отыграть многие позиции. Гугенотов добили во Франции, протестантов сильно потеснили в Германии. так что подвиг Гуса неоспорим. Вызов он Риму бросил. И его имя помнят до сих пор, а папу римского, при котором сожгли Гуса, вряд ли кто-то вспомнит без помощи википедии.
4. Чехия, конечно, католическая страна. Только так ли сильна сейчас их вера в эту религию? Их сосед Польша - эти католики до мозга костей. А чехам до поляков далековато. Плохо это или хорошо, не берусь судить. А то, что на западе сейчас кризис христианства - это факт. И корни этого кризиса тянутся еще со времен Яна Гуса. Чем это закончится сказать сложно.
№8 server69
А католическая церковь себя давно дискредитировала. Уничтожать таких людей...Слов нет. Режиссеру большое спасибо. Кстати, он 100 лет прожил.
Кстати, Чехия осталась католической страной - и после Гуса, и до настоящего времени.
Классный исторический фильм! На одном дыхании смотрится. И суть фильма понятна, не надо что-то домысливать. Человек боролся за свои идеалы, за них и принял мученическую смерть. А судьи кто? Те же, кто и сейчас пытается нас судить за правду, за непокорность, за то, что мы не такие как они. А католическая церковь себя давно дискредитировала. Уничтожать таких людей...Слов нет. Режиссеру большое спасибо. Кстати, он 100 лет прожил.Вряд ли в Чехии сейчас есть режиссеры подобного или хотя бы близкого уровня.
Тетралогия «Война за веру» состоящая из фильмов: «Магистр», «Полководец», «Против всех» и «Последний повстанец», снятая по по мотивам произведений писателя Алоиса Йирасека, станет редким бриллиантом в коллекции любого любителя исторического кино.
На этой неделе посмотрел всю трилогию Вавры о гуситских войнах. Делюсь впечатлениями.
"Ян Гус" - наиболее цельная и уверенная работа из всех трёх. Может быть, потому, что поставлена чётко по канону религиозной евангельской драмы, как это снимали на Западе. И именно поэтому весь упор идёт на главную фигуру - Яна Гуса. И всё внимание достаётся поэтому Зденеку Штепанеку.
Другим положительным героям, по сути, играть нечего - они должны только изображать последователей. Вот отрицательным повезло больше. Запоминаются Бедржих Карен (Пьер д'Али), Ян Пивец (император Сигизмунд), Франтишек Смолек (епископ Лоди).
"Яна Гуса" обязательнь ещё раз пересмотрю.
Два последующих фильма - "Ян Жижка" и "Против всех" - похуже. Здесь нет ярко выраженного героя, и действие разбивается на куски, в которых у актёров что-то получается, а что-то нет. И фильмы, которые по времени идут меньше, чем "Ян Гус", кажутся затянутыми. Парадокс... Впрочем, хочется отметить в обоих фильмах отлично поставленные батальные сцены.
Борис Нежданов (Санкт-Петербург) 12.01.2023 - 16:49:39
№ 4 volod49 (dnepr). Я помню, что в советское время у нас издавался роман Кратохвила "Магистр Ян". Не помню, что написано в титрах фильма, поставлен он по Ирасеку или Кратохвилу. Кратохвил в титрах указан как сценарист.
Борис Нежданов (Санкт-Петербург) 16.09.2020 - 21:32:57
Понравился актер Зденек Штепанек, получилась мощная фигура Ян Гуса.
В последующих фильмах гуситской трилогии Отакара Вавры "Ян Жижка" и "Против всех" тот же Зденек Штепанек играет уже другую историческую личность - одноглазого гуситского полководца Яна Жижку. Эти фильмы я видел по чёрно-белому ТВ ещё в конце 50-х, но помнил смутно, недавно пересмотрел в цвете.
Смогла осилить этот фильм с третьего раза. В первых двух случаях пленка была блеклая и смотреть было не интересно. А эта копия мне понравилась. Хороший познавательный фильм. Только не могу принять такую фанатичную преданность своим идеям. Даже зная, что со временем его идеи подхватят и разовьют, как-то жалко расплачиваться собственной жизнью. А гореть на костре со своими книгами еще страшнее. С его казнью связан ряд легенд. Так, старушке, из благочестивых побуждений подложившей вязанку хвороста в его костёр, он якобы воскликнул: «О, святая простота!» А также предсказал появление через сто лет великого реформатора, чьи начинания не будут уничтожены (Мартина Лютера), сказав: «Я-то — Гусь, а за мной придёт Лебедь!». Вот это изречение все наверно знают. Понравился актер Зденек Штепанек, получилась мощная фигура Ян Гуса.
отзывы
2. А разве Гус агитировал за выход из католичества? Он выступал против всевластия Римской церкви, их жадности. Он призывал к тому, чтобы христиане могли сами читать библию и священные книги.[/i]
Видимо, сказывается разный исторический путь, пройденный двумя народами, и различная степень участия дворянства и католической церкви в формировании национального самосознания.
... Кстати, Чехия осталась католической страной - и после Гуса, и до настоящего времени.
2.А разве Гус агитировал за выход из католичества? Он выступал против всевластия Римской церкви, их жадности. Он призывал к тому, чтобы христиане могли сами читать библию и священные книги. Он добивался того, что много позже Рим сам признал. Только Ян Гус поплатился жизнью за свои принципы.
3. Гуситы потом вели долгую борьбу, но совладать с интервенцией с запада, конечно, не смогли. Слишком маленькая была Чехия для такой борьбы. Тем более они были первые, кто поднялся против всевластия Рима. Это потом уже была реформация в Германии, протестанты, кальвинисты, англикане и пр. И здесь Рим смог отыграть многие позиции. Гугенотов добили во Франции, протестантов сильно потеснили в Германии. так что подвиг Гуса неоспорим. Вызов он Риму бросил. И его имя помнят до сих пор, а папу римского, при котором сожгли Гуса, вряд ли кто-то вспомнит без помощи википедии.
4. Чехия, конечно, католическая страна. Только так ли сильна сейчас их вера в эту религию? Их сосед Польша - эти католики до мозга костей. А чехам до поляков далековато. Плохо это или хорошо, не берусь судить. А то, что на западе сейчас кризис христианства - это факт. И корни этого кризиса тянутся еще со времен Яна Гуса. Чем это закончится сказать сложно.
А католическая церковь себя давно дискредитировала. Уничтожать таких людей...Слов нет. Режиссеру большое спасибо. Кстати, он 100 лет прожил.
"Ян Гус" - наиболее цельная и уверенная работа из всех трёх. Может быть, потому, что поставлена чётко по канону религиозной евангельской драмы, как это снимали на Западе. И именно поэтому весь упор идёт на главную фигуру - Яна Гуса. И всё внимание достаётся поэтому Зденеку Штепанеку.
Другим положительным героям, по сути, играть нечего - они должны только изображать последователей. Вот отрицательным повезло больше. Запоминаются Бедржих Карен (Пьер д'Али), Ян Пивец (император Сигизмунд), Франтишек Смолек (епископ Лоди).
"Яна Гуса" обязательнь ещё раз пересмотрю.
Два последующих фильма - "Ян Жижка" и "Против всех" - похуже. Здесь нет ярко выраженного героя, и действие разбивается на куски, в которых у актёров что-то получается, а что-то нет. И фильмы, которые по времени идут меньше, чем "Ян Гус", кажутся затянутыми. Парадокс... Впрочем, хочется отметить в обоих фильмах отлично поставленные батальные сцены.