Я не отношусь к числу любителей таких жестоких "зрелищ"! Но, по всей видимости, такие произведения тоже имеют право на существование. Еще Фаина Раневская говорила, что если поплакать в театре, то в жизни придется меньше плакать! Наверное, это так!
Такие комментарии хорошие..
Поначалу меня возмущала чрезмерная наивность Карин... Но если подумать, то это был ещё по сути совсем ребёнок, доверчивый и без тени подозрения, что существует Зло в самих людях. И тогда ещё тяжелее воспринимается её недоуменный взгляд - За что?
Да, тяжело смотрятся некоторые сцены и с Карин, и с мальчиком. Как будто реально на самом деле...
Бергман сделал изумительный фильм.
Вообще-то в фильме удовлетворены оба бога - и Один и христианский.
Один в сагах часто упоминается в виде старика или странника, и ему приносят в жертву мертвецов.
Но для начала стоит разобраться в именах девушек.
Карин - сокращение от Катарина, что с греческого означает "непорочная, чистая" (вечно непорочная), а Ингере восходит в родоначальнику скандинавских конунгов Ингви, откуда пошли Инглинги.
Ингере скорее обращается к Одину от отчаяния, а не от того, что она язычница, потому что когда она встречает "мельника-возм. Одина (странника в синем плаще) и с 2 воронами, то она бежит от него в ужасе.
На самом деле Один дарует либо славу (героическую смерть в бою, либо победу), но требует человеческой жертвы. А мельник говорил о "трех мертвецах", идущих по той же тропинке, что и Ингере.
Любопытно, что такие же провидческие способности, но от христианского бога проявляет один из работников Торе.
Все члены семьи торе каются в своих грехах: Ингере - что желала смерти Карин, мать (Жемчужина в переводе) что любя дочь "возненавидела" мужа, сам Туре - что недостаточно верил в Бога. Формально, типа сходить к утренней службе, поставить свечи, но без "истовости" или проникновения.
Кстати, с хозяйской дочкой обошлись худо, обычно даже с ребенком выдавали замуж либо отправляли в монастырь.
Все-таки хозяйский ребенок, почитайте Сигрид Унсет.
Ингери говорит одну фразу, по которой можно предположить, что видя пренебрежительное отношение к ней хозяев, работники тоже относились к ней "не так". Так что кого носят на руках через ручей, а кого затащили в кусты и "снасильничали".
Фильм типично в духе скандинавских саг, даже радует.
Кстати, складывается ощущение, что бродяги не думали ее убивать, до того момента, когда Карин не увидела клеймо на козленка знакомого соседа и не поняла, что козы - краденные.
Сообразить, что можно было не подавать вида она не догадалась, ну и инстинкт самосохранения у нее просто отсутствовал.
Показателен момент, что намерения Ингере вроде как меняются, когда Карин проявляет сочувствие к беременной сестре, говоря, что вроде бы хотела устроить ее женитьбу и ребенка к их общему знакомому парню.
Но тут же милостиво добавляет: "Не думай, что я буду тебя жалеть и впредь".
Ингере тут же отворачивается.
Основной конфликт, как мне кажется в том. что когда Торе узнал о преступном злодеянии и далее поступает не как христианин, хотя до сего момента он вроде как очень набожен.
Но его вера что-то сродни некоему повседневному ритуалу ,,"привычке"
в 14 веке уже были законы, королевские наместники, типа фогта и проч. органы "правосудия".
победа Одина в том, что после известия о смерти Карин Торе действует в духе викингов.
Сначала он достает меч, но затем решает, что много чести убивать безродных бродяг благородным оружием и просит принести "нож для забоя скота".
Позорная смерть для рабов и людей низкого происхождения.
Далее он с одной стороны как бы очищается, но скорее совершает ритуал моясь в бане с березовыми ветками.
Береза - символ смерти и возрождения, и плодородия, роста, девичества. Есть даже руна "Беркана".
С другой стороны с березовыми рощами связаны русалки, умершие и прочая нечисть.
Здесь скорее языческие мотивы.
То, что Торе ломает молодую березку голыми руками наверное показали не зря. Это и символ "погубленной девственницы" и обряд перехода или обращения к миру духов/мертвых.
То, что Торе с "крестьянским садизмом" убивает разбойников дождавшись рассвета - это чисто скандинавский обычай, времен викингов.
Надо сражаться один на один, смывать обиду кровью, "бросить вызов в лицо".
Женщина-супруга тоже "по традиции" наблюдает за свершением мести.
Ну и свидетель нужен, чтобы объясняться с представителями властей.
С одной стороны сцена убийства очень сильно напоминает жертвоприношение языческому богу, Торе даже надел кожаный "поддоспешник"
И убивает подростка он тоже в соответствии с обычаем викингов - мстить надо было до уничтожения всех мужчин рода, практически с любого возраста.
В Саге о Гисли двоюродный брат отомстил за своего дядю/родича убив случайно попавшегося на пути подростка тоже лет 12.
Торе осознает, что поступал во время мщения "не по-христиански" и просит знака и ответом , что Бог его услышал, а также, что "Карин" осталась "непорочной" в глазах Христа забил источник.
Типичная "сага о чудесах".
Надо полагать, что два разбойника отправились Одину, а мальчик и Карин - на небеса.
да тяжелейший фильм.....но смотрится на одном дыхании....великолепная картинка хоть и черно-белая...чудесный наш дубляж тоже надо отметить.....получаю наслаждения от некоторых кинофильмов Бергмана....недавно только начал....но как говорится лучше поздно чем никогда....
Александр Гребенкин (Днепропетровск) 13.04.2014 - 19:54:47
Один из сильнейших фильмов И.Бергмана - блестящая экранизация старинной баллады о девушке, подвергшейся поруганию, о жестокой мести ее отца убийцам и об источнике, появившимся на месте гибели невинной жертвы.
Фильм сделан в жесткой экспрессивной манере "в духе Куросавы". Особенно сильны сцены подготовки и освящения мести. когда отец, свалив руками березу, совершает омовение, хлещет себя в бане березовым веником, а затем входит в дом, где ночуют страшные убийцы. Здесь ощущаешь каждую секунду, твое дыхание сливается с дыханием персонажей и сердце бьется в унисон - волнение достигает накала!
Все эти сцены сняты без музыки. Когда -то Андрей Тарковский сказал Эдуарду Артемьеву, что "музыка мне нужна там,где я не дотягиваю драматургически". Бергман - дотягивал!
Уважаемая Алевтина! Я согласна с Вашими размышлениями, думаю, что Вы очень тонко и чутко описали атмосферу этого великого фильма.. Но! Сводная сестра Карин - Ингери - вовсе не смотрела спокойно на происходящее - Бергман показал её ОЧЕНЬ сильное волнение и смятение, и Гуннила Линдблюм сцену эту прекрасно сыграла.. И её страх не "отступил на задний план" (это Ваше выражение) хотя бы уже потому, что она была на последних месяцах беремености. Тут любому ясно, что именно её инстинкт будущей матери заставил её затаиться.. К тому же, обнаружь она себя тогда, эти братья 100-процентно и её бы убили - к чему им свидетель их ужасного преступления. В этом даже сомневаться не стоит. Так что и помочь она бы не помогла, и сама бы жизни лишилась. А зависть к Карин - более молодой, красивой и любимой родителями - лишь довершила дело - Ингери хоть и волновалась и тряслась от происходящего, но сердце её не разрывалось от жалости к сводной сестре. Помните, она и сама потом созналась отцу в этом?
Этот фильм сразу не отпускает. Потому, что трудно забыть добрую и красивую и наивную девушку, которая была изнасилована и убита двумя жестокими тварями. Назвать людьми их как-то не поворачивается язык. А еще мне неприятна вторая девушка. Трудно нормальному человеку сдерживаться, когда обижают его близких, независимо от твоего отношения к ним. Тут страх отступает на задний план. Не должна сестра спокойно смотреть, как насилуют и убивают ее сестру. Это противоестественно. А еще это противоестественно по отношению к окружающему миру, когда невинная душа гибнет, а птицы продолжают петь, а природа продолжает радостно цвести. А еще одна жестокость порождает другую. И если две твари были убиты справедливо, то мальчонка погиб просто так. Печально, что самая большая мудрость природы в том, что гибель одного, даже невинного создания, не отражается во вселенной. Мы слишком маленькие частички, чтобы с нашей смертью что-то менялось. Шикарная постановка, отличная актерская игра. Голосую за.
Потрясающий по трагичности фильм! Кому-то он покажется длинным и затяжным, но все эпизоды вытекают один из другого. Безмерно горе отца, потерявшего своего ребенка, который идет на все ради мести, даже на убийство.
отзывы
Поначалу меня возмущала чрезмерная наивность Карин... Но если подумать, то это был ещё по сути совсем ребёнок, доверчивый и без тени подозрения, что существует Зло в самих людях. И тогда ещё тяжелее воспринимается её недоуменный взгляд - За что?
Да, тяжело смотрятся некоторые сцены и с Карин, и с мальчиком. Как будто реально на самом деле...
Бергман сделал изумительный фильм.
Один в сагах часто упоминается в виде старика или странника, и ему приносят в жертву мертвецов.
Но для начала стоит разобраться в именах девушек.
Карин - сокращение от Катарина, что с греческого означает "непорочная, чистая" (вечно непорочная), а Ингере восходит в родоначальнику скандинавских конунгов Ингви, откуда пошли Инглинги.
Ингере скорее обращается к Одину от отчаяния, а не от того, что она язычница, потому что когда она встречает "мельника-возм. Одина (странника в синем плаще) и с 2 воронами, то она бежит от него в ужасе.
На самом деле Один дарует либо славу (героическую смерть в бою, либо победу), но требует человеческой жертвы. А мельник говорил о "трех мертвецах", идущих по той же тропинке, что и Ингере.
Любопытно, что такие же провидческие способности, но от христианского бога проявляет один из работников Торе.
Все члены семьи торе каются в своих грехах: Ингере - что желала смерти Карин, мать (Жемчужина в переводе) что любя дочь "возненавидела" мужа, сам Туре - что недостаточно верил в Бога. Формально, типа сходить к утренней службе, поставить свечи, но без "истовости" или проникновения.
Кстати, с хозяйской дочкой обошлись худо, обычно даже с ребенком выдавали замуж либо отправляли в монастырь.
Все-таки хозяйский ребенок, почитайте Сигрид Унсет.
Ингери говорит одну фразу, по которой можно предположить, что видя пренебрежительное отношение к ней хозяев, работники тоже относились к ней "не так". Так что кого носят на руках через ручей, а кого затащили в кусты и "снасильничали".
Фильм типично в духе скандинавских саг, даже радует.
Кстати, складывается ощущение, что бродяги не думали ее убивать, до того момента, когда Карин не увидела клеймо на козленка знакомого соседа и не поняла, что козы - краденные.
Сообразить, что можно было не подавать вида она не догадалась, ну и инстинкт самосохранения у нее просто отсутствовал.
Показателен момент, что намерения Ингере вроде как меняются, когда Карин проявляет сочувствие к беременной сестре, говоря, что вроде бы хотела устроить ее женитьбу и ребенка к их общему знакомому парню.
Но тут же милостиво добавляет: "Не думай, что я буду тебя жалеть и впредь".
Ингере тут же отворачивается.
Основной конфликт, как мне кажется в том. что когда Торе узнал о преступном злодеянии и далее поступает не как христианин, хотя до сего момента он вроде как очень набожен.
Но его вера что-то сродни некоему повседневному ритуалу ,,"привычке"
в 14 веке уже были законы, королевские наместники, типа фогта и проч. органы "правосудия".
победа Одина в том, что после известия о смерти Карин Торе действует в духе викингов.
Сначала он достает меч, но затем решает, что много чести убивать безродных бродяг благородным оружием и просит принести "нож для забоя скота".
Позорная смерть для рабов и людей низкого происхождения.
Далее он с одной стороны как бы очищается, но скорее совершает ритуал моясь в бане с березовыми ветками.
Береза - символ смерти и возрождения, и плодородия, роста, девичества. Есть даже руна "Беркана".
С другой стороны с березовыми рощами связаны русалки, умершие и прочая нечисть.
Здесь скорее языческие мотивы.
То, что Торе ломает молодую березку голыми руками наверное показали не зря. Это и символ "погубленной девственницы" и обряд перехода или обращения к миру духов/мертвых.
То, что Торе с "крестьянским садизмом" убивает разбойников дождавшись рассвета - это чисто скандинавский обычай, времен викингов.
Надо сражаться один на один, смывать обиду кровью, "бросить вызов в лицо".
Женщина-супруга тоже "по традиции" наблюдает за свершением мести.
Ну и свидетель нужен, чтобы объясняться с представителями властей.
С одной стороны сцена убийства очень сильно напоминает жертвоприношение языческому богу, Торе даже надел кожаный "поддоспешник"
И убивает подростка он тоже в соответствии с обычаем викингов - мстить надо было до уничтожения всех мужчин рода, практически с любого возраста.
В Саге о Гисли двоюродный брат отомстил за своего дядю/родича убив случайно попавшегося на пути подростка тоже лет 12.
Торе осознает, что поступал во время мщения "не по-христиански" и просит знака и ответом , что Бог его услышал, а также, что "Карин" осталась "непорочной" в глазах Христа забил источник.
Типичная "сага о чудесах".
Надо полагать, что два разбойника отправились Одину, а мальчик и Карин - на небеса.
Фильм сделан в жесткой экспрессивной манере "в духе Куросавы". Особенно сильны сцены подготовки и освящения мести. когда отец, свалив руками березу, совершает омовение, хлещет себя в бане березовым веником, а затем входит в дом, где ночуют страшные убийцы. Здесь ощущаешь каждую секунду, твое дыхание сливается с дыханием персонажей и сердце бьется в унисон - волнение достигает накала!
Все эти сцены сняты без музыки. Когда -то Андрей Тарковский сказал Эдуарду Артемьеву, что "музыка мне нужна там,где я не дотягиваю драматургически". Бергман - дотягивал!