В "Обнаженной" Майк Ли предпринял, пожалуй, самую отчаянную атаку на фальшивые ценности закостенелого британского общества. Джерри (Дэвид Тьюлис был награжден в Каннах как лучший актер) - бродяга, изгой, непризнанный гений, короче, классический анти-герой, который волей обстоятельств приезжает из Манчестера в Лондон - якобы навестить свою бывшую подругу (на деле же - скрыться от мести ревнивца, девушку которого он пытался изнасиловать). Его нрав необуздан, манеры брутальны. {}
В своих путешествиях по лондонским трущобам он похож на Орфея, спустившегося в ад, и уже не поющего, а лишь изрыгающего проклятия в сторону мира, которому он предрекает близкий конец. {}
Случайные "цирцеи", чьи дома служат ему прибежищем на ночь, в лучшем случае могут ему предложить тарелку бобов или пачку книг, которые он поутру тайком засовывает в свою сумку, прежде чем навсегда скрыться. В этой стране страждущих и отчаявшихся у Джонни есть своеобразный двойник — молодой преуспевающий яппи Джереми, главное развлечение которого на досуге — извращенные утехи с девицами из социальных низов.{}
"Обнаженная" была во всех смыслах этапной картиной Майка Ли. Она ознаменовала его всемирное признание — не только в узких кинематографических кругах, но и у самой широкой публики. Она подводила итог его предыдущему творчеству и в то же время выводила на новый уровень: конкретная социальная критика здесь была настолько сильна, что, достигнув своего апогея, преодолевала самое себя и придавала фильму общечеловеческое измерение.
Владимир Лукин
обсуждение >>