Зачастую персонажи в картинах Маля персонифицируют его собственные страсти — режиссер, однако, взирает на них без внутреннего волнения, действие течет неторопливым, прозрачным потоком. Ален из «Блуждающего огонька» органически не приемлет ни мир, ни свое окружение. Чувство отчужденности и тоски он топит в вине. Мысль о самоубийстве неотступно преследует Алена; в финале картины он уходит из жизни, бросая обвинение и вызов всем людям: «Я погибаю, потому что вы не любили меня и я вас не любил. На вас я оставляю несмываемое пятно». Смерть Алена подобна японскому харакири, которое должно покрыть позором обидчика самоубийцы.
Ален — отнюдь не alter ego режиссера, но он унес с собой на экран какие-то видения автора — экран выполнил в данном случае роль психоаналитика, или, как сказал сам художник, картина стала для него «актом экзорцизма».
В. Михалкович
«Искусство кино», 1990 год, № 7, стр. 138
обсуждение >>