С годами Бельмондо играет своих мужественных героев - гангстеров или полицеских - со все большей ироничностью. И если в гангстерских лентах "Борсалино" и "Взлом" это было не столь заметно, то в криминальном триллере "Наводчик (в российском прокате 70-х фильм шел в купированном виде под камуфляжным названием "Частный детектив") Бельмондо откровенно и с явным удовольствием давал понять, что на экране - всего лишь развлечение, зрелище, игра по правилам жанра. Роже - герой "Наводчика" - зарабатывал себе на хлеб, выдавая полиции нарушителей закона. Ради осуществления своей "розовой мечты" - покупки маленького островка среди теплого южного моря - он вынужден выслеживать странного убийцу-маньяка по кличке "Ястреб" (Бруно Кремер). Оба они - Роже и Ястреб - были заняты рискованным делом, требующим нервного напряжения, силы, ловкости, изрщренного ума, безукоризненного владения оружием. И действовали похожими методами. Роже с обезоруживающей улыбкой раздевал наивных английских туристов, чтобы переодеться после побега из тюрьмы. Потом до полусмерти избивал водителей грузовика, принявших его за бандита. Загадочный Ястреб, убивая своих жертв, тоже улыбался. Правда, гораздо печальнее и слабее. Но одному из них повезло меньше. Таковы правила игры ...
Александр Федоров
Актер — это самая заметная реальность картины, ее живая плоть. И если вовсе не так уж обязательно коллекционировать открытки с портретами киноартистов — пусть этим занимаются младшие из кинозрителей,— то знать актера, любить его, радоваться каждой новой с ним встрече — наше общее и радостное право. Кто они, эти всеобщие фавориты, одно имя которых на афише тут же собирает очередь у касс? Вы их сами отлично знаете, и уж наверняка числите среди них имя Жан-Поля Бельмондо. Не так уж много картин с его участием прошло на нашем экране, но Бельмондо ни с кем уже не спутать и никем другим не заменить. В чем тут дело? Ведь этот долговязый, с неправильными чертами лица, никакой не герой всерьез волнующих и трогательных любовных историй или серьезных социальных драм выходит на экран, чтобы чаще всего за кем-то гнаться или от кого-то убегать. Он не разыгрывает красивых лирических сцен, он не выжимает у нас слезу сострадания мукам невинного и благородного героя. Герой Бельмондо — это прежде всего невероятно активный человек, занятый по большей части отнюдь не бескорыстным и всегда небезопасным делом: это герой фильма с приключениями, часто откровенно комедийными. Он не просто демонстрирует нам свое умение — он всякий раз точно знает, кто его герой и из какого он теста. И что еще замечательно в искусстве Бельмондо, так это то, как сквозь каждый эпизод его роли просвечивает ясный, острый ум артиста, как виден тут его чуточку лукавый, прямо обращенный к зрителю взгляд, приглашающий вместе с ним с удовольствием предаться захватывающей игре, в которой все чуть-чуть не всерьез...
На наших экранах Жан-Поль Бельмондо появился в главной роли фильма режиссера Филипа Лябро «Частный детектив». Не станем мешать пересказом всех довольно запутанных перипетий этого фильма, весьма занимательного для тех, кто любит детективный жанр. Скажем только, что следить за тем, как и здесь честно, увлеченно, храбро работает Бельмондо — профессионал наивысшей пробы, уважающий свое мастерство, не жалеющий себя на площадке, не знающий, что такое лень, усталость или капризы признанной кинозвезды,— одно удовольствие. Тем более, что здесь его герой успешно и изобретательно воюет со злом.
Вера Шитова
«Спутник кинозрителя», август 1978 года
обсуждение >>