Герой фильма, господин Септим, как это явствует уже из названия картины, — хозяин большого парижского ресторана, и к обязанностям своим он относится крайне ревностно. Словом, от его бурного и придирчивого характера стонут все вокруг. И вот старания господина Септима увенчиваются блестящим успехом. Высокий гость Франции, президент Новалес, выражает желание покушать в его ресторане и заказывает себе на ужин фирменное блюдо «пирамиду а ля Септим». Польщенный хозяин готовит сюрприз — праздничный фейерверк, который должен украсить пирамиду. Но сюрприз кончается неожиданно для всех присутствующих. Во время фейерверка президент исчезает. Однако не будем пересказывать сюжет. Комедийный финал картины, увенчивающий собой фейерверк смешных и неожиданных ситуаций, связанных с поисками президента Новалеса, является своего рода сюрпризом, ожидающим зрителей картины.
Но, конечно, самый главный сюрприз заключается в том, что роль не в меру требовательного хозяина ресторана господина Септима исполняет популярнейший французский комик Луи де Фюнес. В разных фильмах, в разных ролях де Фюнес почти не меняется — созданный им характер обладает постоянством маски. Он каждый раз поражает нас своей неуемной энергией, яркостью и быстротой реакций, смешной преувеличенностью мимики. Он кричит, хохочет, строит рожи, носится по экрану, закручивая невероятные интриги, замышляя хитроумные планы, постоянно оборачивающиеся против него. Возможно, Луи де Фюнес и не столь глубок, как Бурвиль, не столь тонок, как Пьер Этекс, не столь значителен, как Жак Тати. Однако комедийная техника актера по-настоящему блистательна, а фильмы с его участием по-настоящему смешны. А для комедии это не так уж мало.
Ромил Соболев
«Спутник кинозрителя», сентябрь 1974 года
обсуждение >>