Это фильм ужасов. "Теперь ты навсегда со мной". Причём свинская идилия в начале выглядит чуть ли не более удручающе, чем злоключения Экдалей в доме епископа. Если не согласны, не принимайте мои слова как вызов. Но тут два полюса одного паноптикума. С самого начала мы попадаем в мирок, душный от нагромождения вещей, от приторной, вялой или больной и малодушной "любви". На этом фоне из всех взрослых нормальным человеком выглядит только бабушка. Но она развела вокруг себя всё вот это. Не зря Эмили в какой-то момент говорит, что "никогда ничего не любила всерьёз". Потом другой полюс - ледянок мрак. Потом кровавый кошмар. И после всего этого в доме Экдалей на время появляется воздух, появляются лёгкие светлые тона, как будто показывают, что свинская идилия не так уж плоха. Что вот это и есть счастье, которое надо любить и ценить. Хорошо хоть Пьетра вырвется в какую-то свою жизнь.
№11 Борис Нежданов
Я видел обе версии фильма - и сокращённую в кино, и полную для телевидения, и обе смотрелись превосходно. Это один из шедевров шведского кино, не так широко у нас известного, как французское и голливудское...
Я тоже видел обе версии. И обе очень хороши. Первый раз посмотрел картину на большом экране в студенческие годы и открыл для себя Бергмана. Творчество этого режиссера мне интересно. И воспоминания его тоже...
Фильм поражает прежде всего богатством визуального ряда, неземной красотой, ессно без использования компьютерных спецэффектов, как будто перед нами картина условного Вермеера Дельфтского или Рубенса. И сама история,в жанре европейского семейного романа конца 19-начала 20 века рассказана очень эмоционально, трогает за душу. Но и прекрасно, что в конце концов торжествует именно радость жизни, что насилие, жестокость и тупость могут умереть вместе с тем, кто его проповедует. На самом деле, этот шедевр Бергмана дает зрителю большой заряд оптимизма!
Не согласен с высокими оценками фильма, разве что техники, актеров и тому подобного. Вот что я написал на рутрекере:
"Вот сейчас посмотрел главные фильмы Бергмана, а до того видел только "Седьмую печать" и "Девичий источник". И обнаружил, что, как и у Тарковского, у него всего-то 1-2 фильма и есть, которые шедевры. А остальное - непонятно для чего снятая заумь типа консервов "Говно художника" (был такой артхаус одного в 1970-х, в банки запечатывал, выставлял-продавал, великое искусство).
Я пришел к выводу, посмотрев еще "Земляничную поляну", "Персона", "Час волка", что когда Бергман лепил фильмы из своей головы, по "воспоминаниям и впечатлениям" своего "я", то получалась эклектика и полубред, хотя и снятый хорошо. Актеры все хорошие и подобраны, а фильмы - фигня.
Но когда имелся сценарий про что-то конкретное, про то, что "не из головы", как "Седьмая печать", то получался шедевр. И "Девичий источник" тоже неплох.
Так и у Тарковского - один фильм только. "Андрей Рублев". А остальное - тянучки из фрусраций, касраций и вымученных впечатлений детства, даже когда по книгам (про "Иваново детство" не знаю, не помню вообще).
Не то у Джима Джармуша - до и после пары шедевров - вполне достойные, отменные фильмы".
№20 Yana_Arv
К фильму хотела приобщится в пору юности, но, увы, тогда мне это показалось жуткой тягомотиной. Было такое время, когда по тв показывали многие шедевры кинематографа...
Yana_Arv, спасибо большое за Ваш отзывы и Ваши мысли! Хочу пересмотреть этот фильм, он у меня еще ассоциируется с Новым годом и Рождеством) Так приятно было читать Ваш отзыв! Обожаю этот фильм! Полностью согласна с Вами!
К фильму хотела приобщится в пору юности, но, увы, тогда мне это показалось жуткой тягомотиной. Было такое время, когда по тв показывали многие шедевры кинематографа, наверно, по-пиратски, но тогда было такое «гуляй-поле» время, и многое я посмотрела автоматически. Не знаю, какая там была версия, и сколько длилась часов - >1, >3 или >5. Но меня хватило где-то на полчаса. Очень быстро я осознала себя недорослем для кино такого уровня. Недавно посмотрела телеверсию на пять с половиной часов. В фильме все идет через восприятие ребенка 9-10 лет. Главный герой, Александр, конечно, автобиографичен. Фильм гениальный - и простой, и сложный – потрясающий и неторопливый. Как и положено шедевру в нем несколько пластов, которые переплетаются друг с другом. В фильме много сцен, которые врезаются в память (их, наверно, специально изучают студенты киновузов). Например, начало фильма, когда Александр видит «смерть» под музыку Вивальди, празднование Рождества, длящееся всю 2 серию, жуткий дом епископа, лавку антиквара… Многие, наверно, могут найти что-то похожее по воспоминаниям из своего детства и ощутить грусть о «потерянном рае» и семейных ценностях в большой семье, которые исчезли и канули в прошлое.
Режиссер помнит себя ребенком (Александр), четко показывает свои детские фантазии, впечатления, ощущения и погружает в тот навсегда «потерянный рай» – детство, где все тебя любят, волнуются, заботятся, ждут. Гимн своей семье, ее, в хорошем смысле клановости, уютному "мирку", где ты навсегда ребенок и любим. Этот фильм можно упрощенно понимать как и семейную сагу, но мне он кажется тоньше, глубже и добрее, чем, например, замешанные на бандитских интересах семейные ценности и клановость, например, " Крестного отца" (там Коппола тоже долго показывает итальянскую свадьбу, где снимает в том числе и свою родню).
Глава семьи Экдал, конечно, бабушка Александра – потрясающе добрая и мягкая женщина с ласковыми любящими глазами. Обо всех помнит, приютит, приголубит. Все просто очень любят друг друга без лишнего пафоса и энтузиазма – то же относится и к слугам, они становятся членами семьи (почти) –вместе проводят обеды, праздники... На самом деле, все Экдали далеко не идеальные люди, не сверхчеловеки, даже режиссер подчеркивает их плохие замашки, но все это выглядит с умилением. Никто не пытается никого ломать через колено. У Бергмана каждый чувствует себя своим и под защитой прекрасного любящего общего "мирка", но без идилии. У каждого свои амбиции, непростые характеры, но что их всех объединят – взаимная не показушная искренняя любовь – взрослые, дети, слуги. Они не сюсюкают друг с другом, но нежность и любовь всегда есть между ними всеми. И идет это, конечно, от мамы/бабушки - Хелены Экдаль. Удивительно доброе лицо у актрисы всегда с участливым выражением. И на контрасте – холодный стальной, злой, ненавидящий взгляд епископа , который как бы обязан нести добро и любовь людям…Добро и зло, жизнь и смерть, любовь, ненависть, все это показано глазами ребенка. Актеры сыграли гениально все. Тонко показаны и психологические отличия, например, между братьями: один -жизнелюб, сибарит, прожигатель жизни другой всегда рефлексирующий мнительно-внушаемый ипохондрик , третий - мечтатель, философ и фантазер . И это правда жизни, так как в одной семье часто совсем разные братья и сестры. Но им не надо притворяться и делаться лучше - их любят такими, какими их создала природа. В этом, по-моему, ценность семьи, которая не выматывает, а дает поддержку , любовь, опору безотносительно твоих начинаний, решений и неудач. Все они разные, но они все мирно компилируются в семье, несмотря на то, что полны противоречий и бывают несносны - у матери хватает нежности ко всем. Абсолютно счастливы и не представляют себя вне «мирка» с его обычными радостями. Можно сказать, учебник счастливой семейной жизни. Режиссерский гениальный ход – взгляд на жизнь семьи глазами ребенка, который видит не наносное, а суть. Это не дневник мальчика - встал, сделал зарядку, почистил зубы, помыл уши и шею, позавтракал и пошел во двор... Это именно внутренний мир ребенка, его взросление, фантазии и страхи.
Мне сказочно повезло увидеть этот фильм на большом экране в год его выхода(кстати,где же был пресловутый железный занавес?) Фильм стал не просто любимым - жизнеобразующим. Торжество гедонизма было настоящим откровением для девочки, выросшей, скажем так, в доме епископа.
И хотя сейчас, по прошествии жизни, понимаешь, что вечный праздник невозможен, более того, это путь в никуда, что обаятельные гуляки совсем не обязательно широкие натуры, что...Да мало ли что! Я никогда не брошу камень в огород этого фильма, этого роскошного пиршества для глаз, слуха и души.
И никогда не перестану исповедовать гедонизм как единственную возможность благодарности Богу, подарившему нам эту жизнь для радости и любви. А уж что мы сами делаем с этой жизнью- в этом не виноваты ни Господь, ни гедонизм.
Единственный персонаж, который вызывает у меня нравственное отвращение, - это епископ Эдвард Вергерус, - литературный брат-близнец Иудушки Головлева. Чем не моральный изувер Чикатило? Маниак, больной человек, травмирующий детскую душу Александра. Признаюсь, гибель епископа доставила мне радость.
№15 larisssa
...
Фильмы Бергмана притягивают меня этими качествами: тягомотностью, занудностью, зацикленностью на деталях. Они завораживают пристальным кропотливым изучением души.
Только зачем?
- Эти фильмы пронизаны человечностью, теплом. В них нет художественной ледяной отстраненности и бесчувственности (как у Звягинцева, например), искусства ради искусства.
Хорошо! (с уважением). Прекрасный отзыв, честное слово!
№13 Юрий 1962
Для нашего массового зрителя фильм тягомотный и занудный. Собственно, как и все творчество Бергмана. Помнится, лет двадцать с лишним тому Борис Парамонов заметил подражательные нотки у Тарковского, который увлекался Бергманом. И действительно в позднем Тарковском это проступает более чем явно. Только зачем?
Фильмы Бергмана притягивают меня этими качествами: тягомотностью, занудностью, зацикленностью на деталях. Они завораживают пристальным кропотливым изучением души.
Только зачем?
- Эти фильмы пронизаны человечностью, теплом. В них нет художественной ледяной отстраненности и бесчувственности (как у Звягинцева, например), искусства ради искусства.
Я вот тоже, как и Наделия (Брянск), смотрела этот фильм один раз, правда, не в детстве, в ранней юности. До сих пор помню кинотеатр и место, где сидела. Не все поняла в фильме, но в определённом месте, меня, что называется, так всколыхнуло, пробило до глубины, что забыть невозможно. Очень люблю Ингмара Бергмана. Прочитала все его сценария, смотрела его фильмы, фильмы о нем. Для меня это художник высочайшего таланта, откуда такие берутся - не понимаю. Как он так умел снимать кино, так проникать в психологию человека? И то, что Андрей Тарковский каким-то образом соприкоснулся с ним и даже снимал его актёров в своих фильмах, мне кажется естественным.
отзывы
Я видел обе версии фильма - и сокращённую в кино, и полную для телевидения, и обе смотрелись превосходно. Это один из шедевров шведского кино, не так широко у нас известного, как французское и голливудское...
"Вот сейчас посмотрел главные фильмы Бергмана, а до того видел только "Седьмую печать" и "Девичий источник". И обнаружил, что, как и у Тарковского, у него всего-то 1-2 фильма и есть, которые шедевры. А остальное - непонятно для чего снятая заумь типа консервов "Говно художника" (был такой артхаус одного в 1970-х, в банки запечатывал, выставлял-продавал, великое искусство).
Я пришел к выводу, посмотрев еще "Земляничную поляну", "Персона", "Час волка", что когда Бергман лепил фильмы из своей головы, по "воспоминаниям и впечатлениям" своего "я", то получалась эклектика и полубред, хотя и снятый хорошо. Актеры все хорошие и подобраны, а фильмы - фигня.
Но когда имелся сценарий про что-то конкретное, про то, что "не из головы", как "Седьмая печать", то получался шедевр. И "Девичий источник" тоже неплох.
Так и у Тарковского - один фильм только. "Андрей Рублев". А остальное - тянучки из фрусраций, касраций и вымученных впечатлений детства, даже когда по книгам (про "Иваново детство" не знаю, не помню вообще).
Не то у Джима Джармуша - до и после пары шедевров - вполне достойные, отменные фильмы".
К фильму хотела приобщится в пору юности, но, увы, тогда мне это показалось жуткой тягомотиной. Было такое время, когда по тв показывали многие шедевры кинематографа...
...
великолепное эссе!
такие фильмы помогают осмыслить природу и мотивы творческого акта неординарного художника
...
такие фильмы помогают осмыслить природу и мотивы творческого акта неординарного художника
Режиссер помнит себя ребенком (Александр), четко показывает свои детские фантазии, впечатления, ощущения и погружает в тот навсегда «потерянный рай» – детство, где все тебя любят, волнуются, заботятся, ждут. Гимн своей семье, ее, в хорошем смысле клановости, уютному "мирку", где ты навсегда ребенок и любим. Этот фильм можно упрощенно понимать как и семейную сагу, но мне он кажется тоньше, глубже и добрее, чем, например, замешанные на бандитских интересах семейные ценности и клановость, например, " Крестного отца" (там Коппола тоже долго показывает итальянскую свадьбу, где снимает в том числе и свою родню).
Глава семьи Экдал, конечно, бабушка Александра – потрясающе добрая и мягкая женщина с ласковыми любящими глазами. Обо всех помнит, приютит, приголубит. Все просто очень любят друг друга без лишнего пафоса и энтузиазма – то же относится и к слугам, они становятся членами семьи (почти) –вместе проводят обеды, праздники... На самом деле, все Экдали далеко не идеальные люди, не сверхчеловеки, даже режиссер подчеркивает их плохие замашки, но все это выглядит с умилением. Никто не пытается никого ломать через колено. У Бергмана каждый чувствует себя своим и под защитой прекрасного любящего общего "мирка", но без идилии. У каждого свои амбиции, непростые характеры, но что их всех объединят – взаимная не показушная искренняя любовь – взрослые, дети, слуги. Они не сюсюкают друг с другом, но нежность и любовь всегда есть между ними всеми. И идет это, конечно, от мамы/бабушки - Хелены Экдаль. Удивительно доброе лицо у актрисы всегда с участливым выражением. И на контрасте – холодный стальной, злой, ненавидящий взгляд епископа , который как бы обязан нести добро и любовь людям…Добро и зло, жизнь и смерть, любовь, ненависть, все это показано глазами ребенка. Актеры сыграли гениально все. Тонко показаны и психологические отличия, например, между братьями: один -жизнелюб, сибарит, прожигатель жизни другой всегда рефлексирующий мнительно-внушаемый ипохондрик , третий - мечтатель, философ и фантазер . И это правда жизни, так как в одной семье часто совсем разные братья и сестры. Но им не надо притворяться и делаться лучше - их любят такими, какими их создала природа. В этом, по-моему, ценность семьи, которая не выматывает, а дает поддержку , любовь, опору безотносительно твоих начинаний, решений и неудач. Все они разные, но они все мирно компилируются в семье, несмотря на то, что полны противоречий и бывают несносны - у матери хватает нежности ко всем. Абсолютно счастливы и не представляют себя вне «мирка» с его обычными радостями. Можно сказать, учебник счастливой семейной жизни. Режиссерский гениальный ход – взгляд на жизнь семьи глазами ребенка, который видит не наносное, а суть. Это не дневник мальчика - встал, сделал зарядку, почистил зубы, помыл уши и шею, позавтракал и пошел во двор... Это именно внутренний мир ребенка, его взросление, фантазии и страхи.
И хотя сейчас, по прошествии жизни, понимаешь, что вечный праздник невозможен, более того, это путь в никуда, что обаятельные гуляки совсем не обязательно широкие натуры, что...Да мало ли что! Я никогда не брошу камень в огород этого фильма, этого роскошного пиршества для глаз, слуха и души.
И никогда не перестану исповедовать гедонизм как единственную возможность благодарности Богу, подарившему нам эту жизнь для радости и любви. А уж что мы сами делаем с этой жизнью- в этом не виноваты ни Господь, ни гедонизм.
... Хорошо! (с уважением). Прекрасный отзыв, честное слово!
Фильм великолепен.
...
Фильмы Бергмана притягивают меня этими качествами: тягомотностью, занудностью, зацикленностью на деталях. Они завораживают пристальным кропотливым изучением души.
Только зачем?
- Эти фильмы пронизаны человечностью, теплом. В них нет художественной ледяной отстраненности и бесчувственности (как у Звягинцева, например), искусства ради искусства.
Для нашего массового зрителя фильм тягомотный и занудный. Собственно, как и все творчество Бергмана. Помнится, лет двадцать с лишним тому Борис Парамонов заметил подражательные нотки у Тарковского, который увлекался Бергманом. И действительно в позднем Тарковском это проступает более чем явно. Только зачем?
Только зачем?
- Эти фильмы пронизаны человечностью, теплом. В них нет художественной ледяной отстраненности и бесчувственности (как у Звягинцева, например), искусства ради искусства.