Кино-Театр.Ру
МЕНЮ
Кино-Театр.Ру
Кино-Театр.Ру
Фанни и Александр кадры из фильма
Оригинальные названия
Fanny and Alexander
Fanny och Alexander
Год
1982
Страна
Швеция, Франция, ФРГ
Фотоальбом
Отзывы
Рейтинг:
  8.333 / 24 голоса

   
Имя
Пароль
 
 


Забыли пароль?

Хотите зарегистрироваться на форуме?
1 2 >

28
 
Это фильм ужасов. "Теперь ты навсегда со мной". Причём свинская идилия в начале выглядит чуть ли не более удручающе, чем злоключения Экдалей в доме епископа. Если не согласны, не принимайте мои слова как вызов. Но тут два полюса одного паноптикума. С самого начала мы попадаем в мирок, душный от нагромождения вещей, от приторной, вялой или больной и малодушной "любви". На этом фоне из всех взрослых нормальным человеком выглядит только бабушка. Но она развела вокруг себя всё вот это. Не зря Эмили в какой-то момент говорит, что "никогда ничего не любила всерьёз". Потом другой полюс - ледянок мрак. Потом кровавый кошмар. И после всего этого в доме Экдалей на время появляется воздух, появляются лёгкие светлые тона, как будто показывают, что свинская идилия не так уж плоха. Что вот это и есть счастье, которое надо любить и ценить. Хорошо хоть Пьетра вырвется в какую-то свою жизнь.
27
 
Пересмотрел полную версию. Она, конечно, более психологична и драматична, но и более короткий фильм - идеален как художественное произведение.
26
 
№11 Борис Нежданов
Я видел обе версии фильма - и сокращённую в кино, и полную для телевидения, и обе смотрелись превосходно. Это один из шедевров шведского кино, не так широко у нас известного, как французское и голливудское...
Я тоже видел обе версии. И обе очень хороши. Первый раз посмотрел картину на большом экране в студенческие годы и открыл для себя Бергмана. Творчество этого режиссера мне интересно. И воспоминания его тоже...
25
 
Фильм поражает прежде всего богатством визуального ряда, неземной красотой, ессно без использования компьютерных спецэффектов, как будто перед нами картина условного Вермеера Дельфтского или Рубенса. И сама история,в жанре европейского семейного романа конца 19-начала 20 века рассказана очень эмоционально, трогает за душу. Но и прекрасно, что в конце концов торжествует именно радость жизни, что насилие, жестокость и тупость могут умереть вместе с тем, кто его проповедует. На самом деле, этот шедевр Бергмана дает зрителю большой заряд оптимизма!
24
 
Не согласен с высокими оценками фильма, разве что техники, актеров и тому подобного. Вот что я написал на рутрекере:
"Вот сейчас посмотрел главные фильмы Бергмана, а до того видел только "Седьмую печать" и "Девичий источник". И обнаружил, что, как и у Тарковского, у него всего-то 1-2 фильма и есть, которые шедевры. А остальное - непонятно для чего снятая заумь типа консервов "Говно художника" (был такой артхаус одного в 1970-х, в банки запечатывал, выставлял-продавал, великое искусство).
Я пришел к выводу, посмотрев еще "Земляничную поляну", "Персона", "Час волка", что когда Бергман лепил фильмы из своей головы, по "воспоминаниям и впечатлениям" своего "я", то получалась эклектика и полубред, хотя и снятый хорошо. Актеры все хорошие и подобраны, а фильмы - фигня.
Но когда имелся сценарий про что-то конкретное, про то, что "не из головы", как "Седьмая печать", то получался шедевр. И "Девичий источник" тоже неплох.
Так и у Тарковского - один фильм только. "Андрей Рублев". А остальное - тянучки из фрусраций, касраций и вымученных впечатлений детства, даже когда по книгам (про "Иваново детство" не знаю, не помню вообще).
Не то у Джима Джармуша - до и после пары шедевров - вполне достойные, отменные фильмы".
23
 
№20 Yana_Arv
К фильму хотела приобщится в пору юности, но, увы, тогда мне это показалось жуткой тягомотиной. Было такое время, когда по тв показывали многие шедевры кинематографа...
Yana_Arv, спасибо большое за Ваш отзывы и Ваши мысли! Хочу пересмотреть этот фильм, он у меня еще ассоциируется с Новым годом и Рождеством) Так приятно было читать Ваш отзыв! Обожаю этот фильм! Полностью согласна с Вами!
22
 
№21 larisssa
...
великолепное эссе!

такие фильмы помогают осмыслить природу и мотивы творческого акта неординарного художника
Спасибо, Лариса! Я обычно такие длиннопосты не пишу, а тут проняло что-то...
21
 
№20 Yana_Arv
...
великолепное эссе!

такие фильмы помогают осмыслить природу и мотивы творческого акта неординарного художника
20
 
К фильму хотела приобщится в пору юности, но, увы, тогда мне это показалось жуткой тягомотиной. Было такое время, когда по тв показывали многие шедевры кинематографа, наверно, по-пиратски, но тогда было такое «гуляй-поле» время, и многое я посмотрела автоматически. Не знаю, какая там была версия, и сколько длилась часов - >1, >3 или >5. Но меня хватило где-то на полчаса. Очень быстро я осознала себя недорослем для кино такого уровня. Недавно посмотрела телеверсию на пять с половиной часов. В фильме все идет через восприятие ребенка 9-10 лет. Главный герой, Александр, конечно, автобиографичен. Фильм гениальный - и простой, и сложный – потрясающий и неторопливый. Как и положено шедевру в нем несколько пластов, которые переплетаются друг с другом. В фильме много сцен, которые врезаются в память (их, наверно, специально изучают студенты киновузов). Например, начало фильма, когда Александр видит «смерть» под музыку Вивальди, празднование Рождества, длящееся всю 2 серию, жуткий дом епископа, лавку антиквара… Многие, наверно, могут найти что-то похожее по воспоминаниям из своего детства и ощутить грусть о «потерянном рае» и семейных ценностях в большой семье, которые исчезли и канули в прошлое.
Режиссер помнит себя ребенком (Александр), четко показывает свои детские фантазии, впечатления, ощущения и погружает в тот навсегда «потерянный рай» – детство, где все тебя любят, волнуются, заботятся, ждут. Гимн своей семье, ее, в хорошем смысле клановости, уютному "мирку", где ты навсегда ребенок и любим. Этот фильм можно упрощенно понимать как и семейную сагу, но мне он кажется тоньше, глубже и добрее, чем, например, замешанные на бандитских интересах семейные ценности и клановость, например, " Крестного отца" (там Коппола тоже долго показывает итальянскую свадьбу, где снимает в том числе и свою родню).
Глава семьи Экдал, конечно, бабушка Александра – потрясающе добрая и мягкая женщина с ласковыми любящими глазами. Обо всех помнит, приютит, приголубит. Все просто очень любят друг друга без лишнего пафоса и энтузиазма – то же относится и к слугам, они становятся членами семьи (почти) –вместе проводят обеды, праздники... На самом деле, все Экдали далеко не идеальные люди, не сверхчеловеки, даже режиссер подчеркивает их плохие замашки, но все это выглядит с умилением. Никто не пытается никого ломать через колено. У Бергмана каждый чувствует себя своим и под защитой прекрасного любящего общего "мирка", но без идилии. У каждого свои амбиции, непростые характеры, но что их всех объединят – взаимная не показушная искренняя любовь – взрослые, дети, слуги. Они не сюсюкают друг с другом, но нежность и любовь всегда есть между ними всеми. И идет это, конечно, от мамы/бабушки - Хелены Экдаль. Удивительно доброе лицо у актрисы всегда с участливым выражением. И на контрасте – холодный стальной, злой, ненавидящий взгляд епископа , который как бы обязан нести добро и любовь людям…Добро и зло, жизнь и смерть, любовь, ненависть, все это показано глазами ребенка. Актеры сыграли гениально все. Тонко показаны и психологические отличия, например, между братьями: один -жизнелюб, сибарит, прожигатель жизни другой всегда рефлексирующий мнительно-внушаемый ипохондрик , третий - мечтатель, философ и фантазер . И это правда жизни, так как в одной семье часто совсем разные братья и сестры. Но им не надо притворяться и делаться лучше - их любят такими, какими их создала природа. В этом, по-моему, ценность семьи, которая не выматывает, а дает поддержку , любовь, опору безотносительно твоих начинаний, решений и неудач. Все они разные, но они все мирно компилируются в семье, несмотря на то, что полны противоречий и бывают несносны - у матери хватает нежности ко всем. Абсолютно счастливы и не представляют себя вне «мирка» с его обычными радостями. Можно сказать, учебник счастливой семейной жизни. Режиссерский гениальный ход – взгляд на жизнь семьи глазами ребенка, который видит не наносное, а суть. Это не дневник мальчика - встал, сделал зарядку, почистил зубы, помыл уши и шею, позавтракал и пошел во двор... Это именно внутренний мир ребенка, его взросление, фантазии и страхи.
сообщение было отредактировано в 17:26
19
 
Мне сказочно повезло увидеть этот фильм на большом экране в год его выхода(кстати,где же был пресловутый железный занавес?) Фильм стал не просто любимым - жизнеобразующим. Торжество гедонизма было настоящим откровением для девочки, выросшей, скажем так, в доме епископа.
И хотя сейчас, по прошествии жизни, понимаешь, что вечный праздник невозможен, более того, это путь в никуда, что обаятельные гуляки совсем не обязательно широкие натуры, что...Да мало ли что! Я никогда не брошу камень в огород этого фильма, этого роскошного пиршества для глаз, слуха и души.
И никогда не перестану исповедовать гедонизм как единственную возможность благодарности Богу, подарившему нам эту жизнь для радости и любви. А уж что мы сами делаем с этой жизнью- в этом не виноваты ни Господь, ни гедонизм.
18
 
№16 Ярополк Поморов
... Хорошо! (с уважением). Прекрасный отзыв, честное слово!
Спасибо за добрые слова! ))
17
 
Единственный персонаж, который вызывает у меня нравственное отвращение, - это епископ Эдвард Вергерус, - литературный брат-близнец Иудушки Головлева. Чем не моральный изувер Чикатило? Маниак, больной человек, травмирующий детскую душу Александра. Признаюсь, гибель епископа доставила мне радость.

Фильм великолепен.
сообщение было отредактировано в 11:45
16
 
№15 larisssa
...
Фильмы Бергмана притягивают меня этими качествами: тягомотностью, занудностью, зацикленностью на деталях. Они завораживают пристальным кропотливым изучением души.

Только зачем?

- Эти фильмы пронизаны человечностью, теплом. В них нет художественной ледяной отстраненности и бесчувственности (как у Звягинцева, например), искусства ради искусства.
Хорошо! (с уважением). Прекрасный отзыв, честное слово!
15
 
№13 Юрий 1962
Для нашего массового зрителя фильм тягомотный и занудный. Собственно, как и все творчество Бергмана. Помнится, лет двадцать с лишним тому Борис Парамонов заметил подражательные нотки у Тарковского, который увлекался Бергманом. И действительно в позднем Тарковском это проступает более чем явно. Только зачем?
Фильмы Бергмана притягивают меня этими качествами: тягомотностью, занудностью, зацикленностью на деталях. Они завораживают пристальным кропотливым изучением души.

Только зачем?

- Эти фильмы пронизаны человечностью, теплом. В них нет художественной ледяной отстраненности и бесчувственности (как у Звягинцева, например), искусства ради искусства.
сообщение было отредактировано в 17:44
14
 
Я вот тоже, как и Наделия (Брянск), смотрела этот фильм один раз, правда, не в детстве, в ранней юности. До сих пор помню кинотеатр и место, где сидела. Не все поняла в фильме, но в определённом месте, меня, что называется, так всколыхнуло, пробило до глубины, что забыть невозможно. Очень люблю Ингмара Бергмана. Прочитала все его сценария, смотрела его фильмы, фильмы о нем. Для меня это художник высочайшего таланта, откуда такие берутся - не понимаю. Как он так умел снимать кино, так проникать в психологию человека? И то, что Андрей Тарковский каким-то образом соприкоснулся с ним и даже снимал его актёров в своих фильмах, мне кажется естественным.

1 2 >

Фанни и Александр (1982): новости >>

Все новости >>

Афиша кино >>

комедия, криминальный фильм
Россия, 2024
драма, музыкальный фильм, трагикомедия
Великобритания, США, Франция, 2013
триллер, фильм ужасов
США, 2025
драма, триллер
Великобритания, США, 2025
комедия, фильм ужасов
США, 2025
драма, спортивный фильм
Южная Корея, 2023
детский фильм, приключения, семейное кино, фэнтези
Норвегия, 2025
комедия
Италия, 2024
драма, комедия, приключения
Россия, 2025
детский фильм, комедия, приключения, семейное кино
Маврикий, ЮАР, 2025
биография, военный фильм, драма, исторический фильм, семейное кино
Россия, 2025
военный фильм, исторический фильм, приключения
Россия, 2025
боевик, военный фильм, триллер
Великобритания, США, 2025
драма, мелодрама
Россия, 2025
комедия, семейное кино
Россия, 2025
комедия
Россия, 2025
триллер, фильм ужасов
Новая Зеландия, 2024
драма, исторический фильм
Италия, Франция, 2024
фильм ужасов
Индонезия, 2024
комедия, фильм ужасов, фэнтези
Венгрия, США, 2025
все фильмы в прокате >>
Кино-театр.ру в Telegram