Шедевр. Очень хорошо подобранные ракурсы сьёмки, крупные планы, наезды. Операторская работа идеальна. Хорошо выбран сценарий из объёмной пьесы Шекспира. Игра актёров убедительна, но возраст Горацио и молодость матери Гамлета отвлекают от цельного восприятия. Рекомендую всем поклонникам Шекспира.
Гамлет, психологически и как тип личности всегда мне был близок, как пожалуй никакой другой персонаж. Хуже всего с экранизациями Гамлета, как ни странно у англичан, на мой взгляд. Я смотрел целых три английских экранизации, ни одна мне не понравилась и не показалась адекватной подлинному образу. В английских постановках, Гамлет по сути, какой то спокойный, уравновешенный и скучающий джентльмен каждый раз получался, а вот так чтобы тельник на груди рвануть и крикнуть этому подлому поганому миру с надрывом, на пределе: "Быть или не быть, суки!" - это им в общем не дано...
А ведь Гамлет находится в психологической (да и не только) ситуации, когда уже не до игр в благовоспитанного джентльмена. Это кстати то, что всегда меня раздражало в тех, кто умиляется неким английским идеалом в стиле "stiff upper lip", когда человека прежде всего волнует, как он выглядит, в том числе и перед смертью. Да лучше бы он лишний раз подумал о душе, а не об этой фальшивой "натянутой верхней губой"! Но Гамлет, уже смотрит на себя как на покойника, по самурайскому принципу, о котором он конечно не имеет представления, но которому по сути следует. Меня всегда брала до глубины души сцена с черепом, не только "бедный Йорик", но даже когда он говорит: "Ступай к любой первой красавице и скажи, что даже если она накрасится на целый дюйм, то все равно кончит таким же лицом". Есть хорошая фраза, не помню чья: "Умереть, это значит стать современником всех, кроме живых". Ибо мертвые, находятся вне времени... Когда говорят о Гамлете, часто на передний план выходит тема мести. Ну что же, когда то в молодости мне казалось что врагов надо прощать и по христиански чуть ли не "возлюбить". Но так рассуждаешь, только пока не столкнешься с реальной незаслуженной обидой или реальным врагом, возмутившим тебя до глубины души. И тут все "возлюбления врагов" летят к черту, и ты мечтаешь об их смерти. Причем с годами, это возмущение становится только сильнее. Чувство мести заложено в человеке глубоко и природно. Это чувство попранной справедливости, так обычной для этого мира... Гамлет чувствует себя в полном одиночестве. Фальшивые университетские дружки Гильденстерн и Розенкранц работают "на дядю" в буквальном смысле и Гамлет это прекрасно сразу чувствует. По сути, только Горацио единственный реальный друг, но в смерти все равно все одиноки. Что же касается Офелии, это безвольное бесплотное существо, которое болтается, как квиточек в проруби. Жалко ее? Ну жалко. Но она действительно производит впечатление условного персонажа. Вот Гамлет кого то там любил. "Нимфа"...
Но "Гамлет" - это не о любви. Это о смерти, которая сильней любви, чтобы не говорили поэты. Знаменитый монолог - это конечно самое главное тут. И устареть он не может, ибо любой человек, мучающийся в этом мире, любой, кому не повезло, что он вообще родился для этих мучений в этом аду (а жизнь именно такова в своей основе, все передышки и приятные мгновения в ней - обман для облегчения невыносимой ноши), любой человек словом, рано или поздно, предпочтет вечный покой сна мучительной и бессмысленной суете...
№15 Elena Kom
Для сороковых годов это, наверно, был выдающийся фильм, не спорю. Но после шедевра Козинцева уже не смотрится.
Фильм Козинцева несомненно шедевр и мне он тоже ближе, но он очень напоминает фильм Оливье. Сперва не поверила, пока детально не пересмотрела обе версии. Явно видно, что Козинцев отталкивался от классической версии Оливье. Даже тень отца Гамлета показана практически также, как у Лоуренса Оливье.
Обе картины черно-белые и мрачные, даже при дневных съемках. Где вы у Оливье солнечную атмосферу углядели, не знаю? Там такой мрак и такая тяжелая атмосфера. Много закадровой музыки, которая очень сильно погружает в действие. В фильме Козинцева музыки также много. Другое дело, что Козинцев довел до совершенства классическую версию истории Гамлета и адаптировал ее для отечественного зрителя. Добавьте сюда музыку Шостаковича, гениальный пастернаковский перевод и вот вам шедевр талантливого режиссера. Хотя Козинцев урезал, а то и поменял некоторые диалоги и монологи. У Оливье монологи и диалоги более объемные и затянутые.
Актерская игра может нравиться, может не нравиться. Но назвать Лоуренса Оливье бездарным... язык не поворачивается. Его Гамлет необычайно хорош.
Сейчас для общего понимания смотрю разные версии Гамлета, в том числе современные постановки, но пока только Гамлет Лоуренса Оливье сильно впечатлил. Только этот фильм для меня может потягаться с фильмом Григория Козинцева.
№14 Ивлев Игорь
Елена Ком. (Москва)
Без аргументов такое высказывание является исключительно критиканством. Что собственно не нравится?
Извините, что не ответила вовремя, но сначала была наказана модераторами, а потом забыла.
Прежде всего хочу сказать, что фильм я пересмотрела, заходила на страницу Оливье и несколько смягчила своё отношение к нему. В частности, вызывает уважение тематика произведений, к которым он обращается как режиссёр.
О фильме. Почему он мне не понравился.
Я нахожу, что Лоуренс не вжился в роль Гамлета: он напряжён, натянут.
Королева вульгарна до невозможности! Ей бы продавщиц играть. И почему она целует своего взрослого сына в губы? У них что: так принято в Англии или в Дании? Это производит странное впечатление.
Офелия – шаблон и стандарт: «Всегда резва, всегда послушна, всегда, как утро, весела, как мысль поэта простодушна, как поцелуй любви мила; глаза, как неба голубые (впрочем, на этом не настаиваю – фильм чёрно-белый), улыбка, локоны льняные, движенья, голос, лёгкий стан – всё в Ольге!» (То есть, в Офелии; цитирую по памяти и надеюсь, что вы поняли, что я хотела сказать).
Что мне понравилось.
Операторская работа. Очень красивые планы! Но: эта солнечная атмосфера, эти журчащие ручьи, эти тенистые леса настраивают на лирику и больше подходят для комедии.
Вот такое моё мнение. Для сороковых годов это, наверно, был выдающийся фильм, не спорю. Но после шедевра Козинцева уже не смотрится.
Ивлев Игорь (Санкт-Петербург) 20.01.2017 - 02:31:28
Елена Ком. (Москва)
Оливье в этом фильме показал себя как абсолютная бездарность, на мой взгляд.
Вы сказали или слишком много или слишком мало. Без аргументов такое высказывание является исключительно критиканством. Что собственно не нравится?
После Смоктуновского мне на него смотреть смешно.
Что означает эта фраза? А почему не после Анатолия Горюнова или Бруно Фрейндлиха, Евгения Самойлова или Олега Янковского7 И уж тем более почему не после Уильямсона или Пламмера, Джейкоби или Гиннеса, Гибсона или Браны? И это только те чьи аудио (а у англичан исключительно видеозаписи можно легко найти в Инете). Вот уж Гамлетов хороших и разныхболее чем, и если критиковать, то обоснованно и с доказательными примерами, которых повторюсь много.
№11 нвч по-прежнему
А мне фильм с Оливье просто нравится, он как то незаметно затягивает в свою атмосферу: эти массивные каменые стены, аскетизм и суровость дворца и роскошь нарядов его обитателей; очарование Офелии, удивительное лицо Гамлета- то некрасивое, какое-то непропорциональное, то совершенное преображенное. Есть ощущение монументальности во всем: игра актеров, антураж и вечные темы, решаемые героями, все вместе - словно мощный северный вал на море.
А у меня диаметрально противоположное мнение. Оливье в этом фильме показал себя как абсолютная бездарность, на мой взгляд. После Смоктуновского мне на него смотреть смешно. Может и есть у этого фильма какие-то плюсы, но мне их не удалось разглядеть из-за отвратительной игры Лоуренса.
нвч по-прежнему (Красноярск) 25.01.2016 - 19:21:28
А мне фильм с Оливье просто нравится, он как то незаметно затягивает в свою атмосферу: эти массивные каменые стены, аскетизм и суровость дворца и роскошь нарядов его обитателей; очарование Офелии, удивительное лицо Гамлета- то некрасивое, какое-то непропорциональное, то совершенное преображенное. Есть ощущение монументальности во всем: игра актеров, антураж и вечные темы, решаемые героями, все вместе - словно мощный северный вал на море.
Ну вот, я и говорю: поступательное движение вперёд. Оливье уже ближе к естественности в игре по сравнению с манерой Гилгуда, а О"Тул уже играет практически "только с лёгким налётом театральности", Джейкоби туда же, а Брена практически "как в жизни". А Вы "Отелло" с Оливье не смотрели?
Очень извиняюсь, но судя по всё той же энциклопедии Гилгуд до войны умудрился сыграть Гамлета в 3-х постановках. 1929, 1934 и 1938 годов. возможно речь просто идёт о разных спектаклях?
Насколько помню, речь в моём источнике шла о целостной концепции образа, независимо от постановки. Но вроде как отсчёт там с 1928 года.
Кровь в этом спектакле лилась рекой, на крепкие слова тоже не скупились.
Честно сказать, Шекспир заговорил совсем благопристойно в русских переводах, а не в оригинале. В оригинале там много чего говорится (особенно в "Макбете", но и в хрониках тоже).
Вообще, конечно я понимаю досаду Гилгуда. По моему он больше сожалел, что то многообразие трактовок сыгранных им ролей по большей части осталось лишь в его памяти да в памяти единичных оставшихся зрителей.
Справедливости ради: аудиозаписи остались. В сети есть, сама слушала.
Ивлев Игорь (Санкт-Петербург) 10.03.2012 - 00:27:04
Тея (Киев)
А я читала (уж извините, сейчас не упомню источника, что-то по истории английского театра), что Гилгуд как раз сделал Гамлета совсем не неврастеником-интеллектуалом, а чуть ли не прилежным учеником Маккиавелли.
Очень извиняюсь, но судя по всё той же энциклопедии Гилгуд до войны умудрился сыграть Гамлета в 3-х постановках. 1929, 1934 и 1938 годов. возможно речь просто идёт о разных спектаклях?
Гамлет Оливье не мачо. Это точно.
Вы имеете в виду в данном фильме? Я то говорил о спектакле 1937 года. По мнению критиков (опять же цитата) - "Гамлет Оливье разорвал бы дядю, раньше чем Призрак успел бы объявить об отравлении". Кровь в этом спектакле лилась рекой, на крепкие слова тоже не скупились.
Вообще, конечно я понимаю досаду Гилгуда. По моему он больше сожалел, что то многообразие трактовок сыгранных им ролей по большей части осталось лишь в его памяти да в памяти единичных оставшихся зрителей. Впрочем уверен, что и его друг-враг-соперник Оливье в конце жизни испытывал примерно тоже самое. Если бы тогда это всё можно было бы заснять...
PS: А вот ва ещё цитатка.
- "Друг другу они не нравились. Гилгуд говорил, что у Оливье нет поэзии, Оливье - что Гилгуд упивается собственной грациозной пластикой и поёт шекспировские стихи."
Вот воистину, Ромео и Меркуцио в одном флаконе.
Гилгуд играл в высшей степени интеллектуала, страдающего душевно,
А я читала (уж извините, сейчас не упомню источника, что-то по истории английского театра), что Гилгуд как раз сделал Гамлета совсем не неврастеником-интеллектуалом, а чуть ли не прилежным учеником Маккиавелли. За что и был оценен как один из самых нестандартных Гамлетов ХХ ст.
А Брена знаете как собственного Гамлета аттестовал? "Эгоманьяк".
PS:Игорь, извините сто раз, но, по-моему, словом "мачо" в последнее время несколько злоупотребляют. Гамлет Оливье не мачо. Это точно.
Ивлев Игорь (Санкт-Петербург) 10.03.2012 - 00:00:21
Тея (Киев)
Но Гилгуд как истинный человек театра представлял себе Гамлета не иначе как на сцене. Он отказался. И инициативу перехватил Оливье.
Дело в том, что к концу тридцатых они оба играли Гамлета на соседних подмостках. Гилгуд в "Нью", Оливье в "Олд Вике". Уже тогда между ними была война не на жизнь а на смерть, за звание лучшего актёра. (но это лирика). Кстати насколько я понял трактовки обоих явно расходились с тем, что мы видим в данном фильме. Гилгуд играл в высшей степени интеллектуала, страдающего душевно, то есть примерно так как мы видим у Смоктуновского. Оливье же играл мачо. Любителя крайних мер и кипящей (постоянно ) бури в душе. Сравните с Бреной. Данный же фильм стал нечто средним между двумя несбывшимися трактовками.
отзывы
А ведь Гамлет находится в психологической (да и не только) ситуации, когда уже не до игр в благовоспитанного джентльмена. Это кстати то, что всегда меня раздражало в тех, кто умиляется неким английским идеалом в стиле "stiff upper lip", когда человека прежде всего волнует, как он выглядит, в том числе и перед смертью. Да лучше бы он лишний раз подумал о душе, а не об этой фальшивой "натянутой верхней губой"! Но Гамлет, уже смотрит на себя как на покойника, по самурайскому принципу, о котором он конечно не имеет представления, но которому по сути следует. Меня всегда брала до глубины души сцена с черепом, не только "бедный Йорик", но даже когда он говорит: "Ступай к любой первой красавице и скажи, что даже если она накрасится на целый дюйм, то все равно кончит таким же лицом". Есть хорошая фраза, не помню чья: "Умереть, это значит стать современником всех, кроме живых". Ибо мертвые, находятся вне времени... Когда говорят о Гамлете, часто на передний план выходит тема мести. Ну что же, когда то в молодости мне казалось что врагов надо прощать и по христиански чуть ли не "возлюбить". Но так рассуждаешь, только пока не столкнешься с реальной незаслуженной обидой или реальным врагом, возмутившим тебя до глубины души. И тут все "возлюбления врагов" летят к черту, и ты мечтаешь об их смерти. Причем с годами, это возмущение становится только сильнее. Чувство мести заложено в человеке глубоко и природно. Это чувство попранной справедливости, так обычной для этого мира... Гамлет чувствует себя в полном одиночестве. Фальшивые университетские дружки Гильденстерн и Розенкранц работают "на дядю" в буквальном смысле и Гамлет это прекрасно сразу чувствует. По сути, только Горацио единственный реальный друг, но в смерти все равно все одиноки. Что же касается Офелии, это безвольное бесплотное существо, которое болтается, как квиточек в проруби. Жалко ее? Ну жалко. Но она действительно производит впечатление условного персонажа. Вот Гамлет кого то там любил. "Нимфа"...
Но "Гамлет" - это не о любви. Это о смерти, которая сильней любви, чтобы не говорили поэты. Знаменитый монолог - это конечно самое главное тут. И устареть он не может, ибо любой человек, мучающийся в этом мире, любой, кому не повезло, что он вообще родился для этих мучений в этом аду (а жизнь именно такова в своей основе, все передышки и приятные мгновения в ней - обман для облегчения невыносимой ноши), любой человек словом, рано или поздно, предпочтет вечный покой сна мучительной и бессмысленной суете...
Для сороковых годов это, наверно, был выдающийся фильм, не спорю. Но после шедевра Козинцева уже не смотрится.
Обе картины черно-белые и мрачные, даже при дневных съемках. Где вы у Оливье солнечную атмосферу углядели, не знаю? Там такой мрак и такая тяжелая атмосфера. Много закадровой музыки, которая очень сильно погружает в действие. В фильме Козинцева музыки также много. Другое дело, что Козинцев довел до совершенства классическую версию истории Гамлета и адаптировал ее для отечественного зрителя. Добавьте сюда музыку Шостаковича, гениальный пастернаковский перевод и вот вам шедевр талантливого режиссера. Хотя Козинцев урезал, а то и поменял некоторые диалоги и монологи. У Оливье монологи и диалоги более объемные и затянутые.
Актерская игра может нравиться, может не нравиться. Но назвать Лоуренса Оливье бездарным... язык не поворачивается. Его Гамлет необычайно хорош.
Сейчас для общего понимания смотрю разные версии Гамлета, в том числе современные постановки, но пока только Гамлет Лоуренса Оливье сильно впечатлил. Только этот фильм для меня может потягаться с фильмом Григория Козинцева.
Елена Ком. (Москва)
Без аргументов такое высказывание является исключительно критиканством. Что собственно не нравится?
Прежде всего хочу сказать, что фильм я пересмотрела, заходила на страницу Оливье и несколько смягчила своё отношение к нему. В частности, вызывает уважение тематика произведений, к которым он обращается как режиссёр.
О фильме. Почему он мне не понравился.
Я нахожу, что Лоуренс не вжился в роль Гамлета: он напряжён, натянут.
Королева вульгарна до невозможности! Ей бы продавщиц играть. И почему она целует своего взрослого сына в губы? У них что: так принято в Англии или в Дании? Это производит странное впечатление.
Офелия – шаблон и стандарт: «Всегда резва, всегда послушна, всегда, как утро, весела, как мысль поэта простодушна, как поцелуй любви мила; глаза, как неба голубые (впрочем, на этом не настаиваю – фильм чёрно-белый), улыбка, локоны льняные, движенья, голос, лёгкий стан – всё в Ольге!» (То есть, в Офелии; цитирую по памяти и надеюсь, что вы поняли, что я хотела сказать).
Что мне понравилось.
Операторская работа. Очень красивые планы! Но: эта солнечная атмосфера, эти журчащие ручьи, эти тенистые леса настраивают на лирику и больше подходят для комедии.
Вот такое моё мнение. Для сороковых годов это, наверно, был выдающийся фильм, не спорю. Но после шедевра Козинцева уже не смотрится.
Вы сказали или слишком много или слишком мало. Без аргументов такое высказывание является исключительно критиканством. Что собственно не нравится?
Что означает эта фраза? А почему не после Анатолия Горюнова или Бруно Фрейндлиха, Евгения Самойлова или Олега Янковского7 И уж тем более почему не после Уильямсона или Пламмера, Джейкоби или Гиннеса, Гибсона или Браны? И это только те чьи аудио (а у англичан исключительно видеозаписи можно легко найти в Инете). Вот уж Гамлетов хороших и разныхболее чем, и если критиковать, то обоснованно и с доказательными примерами, которых повторюсь много.
А мне фильм с Оливье просто нравится, он как то незаметно затягивает в свою атмосферу: эти массивные каменые стены, аскетизм и суровость дворца и роскошь нарядов его обитателей; очарование Офелии, удивительное лицо Гамлета- то некрасивое, какое-то непропорциональное, то совершенное преображенное. Есть ощущение монументальности во всем: игра актеров, антураж и вечные темы, решаемые героями, все вместе - словно мощный северный вал на море.
Хорошо хоть послушать можно, но если бы ещё и увидеть...
Вообще, конечно я понимаю досаду Гилгуда. По моему он больше сожалел, что то многообразие трактовок сыгранных им ролей по большей части осталось лишь в его памяти да в памяти единичных оставшихся зрителей. Впрочем уверен, что и его друг-враг-соперник Оливье в конце жизни испытывал примерно тоже самое. Если бы тогда это всё можно было бы заснять...
PS: А вот ва ещё цитатка.
- "Друг другу они не нравились. Гилгуд говорил, что у Оливье нет поэзии, Оливье - что Гилгуд упивается собственной грациозной пластикой и поёт шекспировские стихи."
Вот воистину, Ромео и Меркуцио в одном флаконе.
А Брена знаете как собственного Гамлета аттестовал? "Эгоманьяк".
PS:Игорь, извините сто раз, но, по-моему, словом "мачо" в последнее время несколько злоупотребляют. Гамлет Оливье не мачо. Это точно.
Дело в том, что к концу тридцатых они оба играли Гамлета на соседних подмостках. Гилгуд в "Нью", Оливье в "Олд Вике". Уже тогда между ними была война не на жизнь а на смерть, за звание лучшего актёра. (но это лирика). Кстати насколько я понял трактовки обоих явно расходились с тем, что мы видим в данном фильме. Гилгуд играл в высшей степени интеллектуала, страдающего душевно, то есть примерно так как мы видим у Смоктуновского. Оливье же играл мачо. Любителя крайних мер и кипящей (постоянно ) бури в душе. Сравните с Бреной. Данный же фильм стал нечто средним между двумя несбывшимися трактовками.