Неужели и у нас, наконец, научились снимать развлекательные фильмы? Ответ на этот вопрос, возможно, получат зрители, попавшие на сеанс фильма Себастьяна Аларкон а «Испанская актриса для русского министра».
До сих пор Себастьян Аларкон был известен прежде всего как режиссер политического кинематографа. Его фильмы («Ночь над Чили», 1977; «Сайта Эсперанса», 1980; «Падение Кондора», 1982; «Ягуар», 1986 и др.) были отчетливо идеологичны. Тем большей неожиданностью стала его новая работа — комедия «Испанская актриса для русского министра».
...Учитель физкультуры одной из московских школ отправляется в турпоездку на родину своего отца-испанца, где его принимают за русского министра кинематографии... Сергей Газаров ведет эту роль с присущими ему эксцентричностью и иронией, откровенно наслаждаясь выпавшей ему возможностью бенефиса.
Уж сколько раз тема «наши туристы за кордоном» была мишенью для анекдотов и сатирических реприз. Ан, нет: авторы «Испанской актрисы...» извлекают из нее целый каскад уморительных гэгов и парадоксальных ситуаций. И хотя время от времени в фильме появляются грустные, драматические нотки, они не мешают актерскому ансамблю играть в броских традициях комедии масок, которые в наиболее чистом виде даны в двух ролях Сергея Никоненко, с одинаковым цирковым блеском сыгравшего супер пробивного столичного «рубаху-парня» и официозно «начальствуюшего» сотрудника советского посольства в Мадриде.
Впрочем, не только роль С. Никоненко, но и весь сценарий А. Адабашьяна, А. Бородянского и Х.-Л. Руиса Диаса построен, на мой взгляд, по принципу перевертыша, где важный министр оказывается скромным педагогом, заботливый директор школы — автором рокового письма, послужившего причиной гибели отца главного героя, а испанская кинозвезда (роль, обаятельно сыгранная Викторией Вэрой) — начинающей актрисой, не лишенной авантюристических наклонностей...
Камера оператора Михаила Аграновича, словно вобрав в себя теплое испанское солнце, наполняет кадр светлым ощущением веселого красочного карнавала. Картина снята в хорошем комедийном темпе, без срывов в сторону дурного вкуса. Мне кажется, что в итоге получилась одна из самых заметных развлекательных кинолент последних лет, отмеченная профессионализмом европейского уровня.
Александр Федоров
Журнал «Мнения» (Москва). 1991 № 3. С.47-48.
обсуждение >>