Если проститутка в фильме по ходу сюжета лишь промелькнёт в каком-нибудь эпизоде, то персонаж этот будет, скорее всего, более реалистичней и вряд ли вызовет у кого-нибудь симпатию (ну, как и документальные кадры "отловленных" при облаве проституток). А вот если в большом художественном произведении главный персонаж - это проститутка, то тут, конечно, оказывается, что она хороший, можно сказать, прекрасной души человек, верный товарищ, готовый к самопожертованию, а ещё и крестиком вышивать умеет, и на машинке печатает, разбивает клумбы, выхаживает больных животных, и вообще в высшей степени нравственная личность и большой друг детей... из недостатков только один - недостаток денег, который и толкнул такую вот "чистую" душу на панель (ну, что б накопить на операцию любимой бабушке, к примеру). А кто бы стал смотреть хронику жизни реальной проститутки?..если вырезать оттуда элемент "трудовой деятельности"? В конце концов, цыгане в фильмах про цыган тоже радикально не похожи на реальных цыган, но ничего - люди смотрят и умиляются.
Вот это искусство! Вот ради этого стоит жить! (Гарри, "Человек с бульвара Капуцинов")
№ 109-му Маяку:
Вам сколько годиков, что Вы так хорошо намекаете на колхозные партсобрания в лучших традициях 50-60-ых годов прошлого века? А в чем неправильность нашего возмущения? Да пусть делают, что хотят, это их жизнь. Люди возмущены не тем, как, хорошо или плохо, снят фильм, а тем, что он стал рекламным, несмотря на смерти в конце его. И почему Вы уверены, что оппоненты чванливы и, главное, лицемерны? То есть, думаем и хотим мы именно такой жизни, которую прожила ленинградская проститутка Таня, но тщательно скрываем на партийном собрании в колхозе свои тайные и греховные мысли и желания. Многие из нас в реальной жизни: на работе, в семье, в отношениях с близкими - в десять раз хуже этих проституток. Вы о нас всех, или о своем окружении здесь? Много ли Вы знаете нас, если мы и лицемерны, и прочее... И речь здесь именно о панельных (фильм-то о них, родимых). А в каком смысле Вы имеете "шоры" общества? Если мне не изменяет память - это то, что надевают на глаза лошади в тройке, чтобы она не пугалась рядом бегущих. И как это согласуется с тем, что "есть право так прожить свою жизнь, как он или она считает нужным"? Вам, видимо, захотелось блеснуть неким словесным оборотом, не подходящим к месту. А что такое "экзистенциальная драма собственного выбора" - извините, я не так образован, чтобы понять Вас. Вы бы хотели быть проституткой? Свою дочь хотели бы видеть проституткой? Иметь друзей и подруг такого сорта хотели бы? Вас такое общество устраивает? А фильм таки-вышел рекламным. Как в 1961 году и далее дети хотели стать космонавтами, так и другие дети захотели срубить деньжат по-легкому и, возможно, получить удовольствие. Хотите - плачьте над судьбами героев. Ваше право.
№ 116. Анна, раз уж мы перешли на арифметический язык, попробую ответить примерно также. Режиссеры и писатели (вольно или невольно) все время определяют разницу в плюс. Проще говоря, проститутки у них всегда лучше. Что-то не видно "равенства" или "минуса" (может я чего-то не знаю?). Кстати, реалистичное художественное кино не является документальным, оно тоже художественное.
№ 113 Andrew (Москва)
Уважаемый Andrew, а куда по Вашему мнению должна быть определена та РАЗНИЦА или "расхождение" (как Вы написали), которые существует между "жизненной философией" самих проституток и взглядом на это явление людей "пишущих/снимающих" о них?!.. Проще говоря: не вечный ли, это "камень преткновения"... А именно, что за кино перед нами: документальное или художественное?!...
У меня всегда вызывало отвращение сцена где Таня берет деньги у матери когда уходит на сутки. Что же получается Таня проститутка "получает хорошую зарплату", но они продолжают жить в скромности с мамой. Таня тратит все деньги на себя. И у Танечки только два слова "Я хочу" и дальше по списку.
Фильм в некоторой степени спекулятивный в том смысле, что в те времена такая тема гарантировала успех и популярность. Режиссёр сместил многие акценты в пользу в зрелищности и авантюрности. Отвратительные стороны проституции показаны недостаточно, поэтому Тодоровский отчасти прорекламировал проституцию.
Некоторое время назад я, довольно регулярно, смотрел ежедневную передачу "Обзор. Чрезвычайное происшествие". Каждый день там показывали облавы в так называемых "салонах" и других аналогичных "точках". Помню один раз "повязали" всех - путан, владельца заведения и даже крышевавшего участкового. Репортер подходил к задержанным и задавал вопросы. Подойдя к одной из задержанных, он что-то заикнулся по поводу нравственности ее занятия. В ответ она злым, визгливым голосом сказала: "Что Вы от меня хотите, чтобы я жила на нищенскую зарплату и занималась этим бесплатно?". Я думаю, что в этом ответе - вся "жизненная философия" проституток, начиная с древнейших времен. И правы те посетители сайта, которые обратили внимание на явное расхождение между реальной сутью этой профессии, ее "человеческого материала" и тем, как ее часто показывают в художественных произведениях.
...Интересная дискуссия, однако!... Кое с чем (и кое с кем ) согласна!... Это очень тонкая грань (большие художники её чувствуют достаточно точно, на мой взгляд), а именно: где заканчивается "гуманизация" того или иного явления (так свойственная русской литературе, к примеру) и начинается "идеализация" этих же процессов... Ответственность-то, по-моему разумению, очень велика!..
...Не скажу точно, сколько девушек рвануло осваивать "первую древнейшую" после прочтения/просмотра "Интердевочки" (подозреваю, что это количество сопоставимо с теми, для кого "Бригада" явилась прямым руководством к действию), но считаю, что почву для буйного прорастания этих явлений подготовили не писатели и режиссёры!... Были и другие "агрономы"!...
...Относительно книги и фильма "Интердевочка"... Мне этот материал попался в достаточно "нежном возрасте", но определённую личностную оценку-таки вызвал... Бог его знает, возможно увиденное/прочитанное стало "лакмусовой бумажкой" для моего "растущего организма"?!... В любом случае, свою "проверку на вшивость" я уже прошла... Личной брезгливости к людям, выбравшим "торговлю своим телом" не испытываю... Так как, искренне полагаю, что Выбор человека обуславливается целым комплексом причин, и здесь "культурная составляющая" всего лишь "составляющая", не больше... Буду банальна до жути, но термин "проституция" для меня звучит шире, нежели просто получение денежных единиц за определённые интим-услуги... А для того, чтобы человек пришёл к мысли: "..буду делать всё что угодно, только не телом торговать" необходим целый ряд предпосылок (семья, воспитание, культивируемые ценности и проч.), который и призван сформировать подобное отношение... Таня Зайцева потеряла самого дорогого человека - маму, рассталась с иллюзиями, а потом и с жизнью... Потери Саши Белого тоже оказались катастрофическими, как я понимаю... Если кого-то, тем не менее, прельстил этот образ жизни, возможно, как говорил Жванецкий: "...может в консерватории что-то исправить"?...
P.S. Была такая не лишняя, на мой взгляд, категория (сейчас она размыта, по-моему) про "Дети до 16-ти...". Просмотр "Интердевочки", как мне кажется - именно про это... Чего набрался к своим "шешнадцати годкам", под тем ракурсом и увидишь предлагаемое...
P.P.S. ... Шведы конечно молодцы, что высказали своё мнение! :) А, что по поводу "шведской семьи", к примеру? :) Здесь уже - нет разночтений?!... :)
Спасибо, вам Маяк, за честность в отношении брюзжащих, себя я тоже отношу к таковым. Теперь еще раз уточню свою брюзжащую точку зрения.
1) Я уже высказалась по поводу необходимости древнейшей профессии и поясню, что я не против того, чтобы кто-то становился на путь проститутки, главное, чтобы не мои дети, внуки и тд, чтобы не потомки моих родственников и друзей. А ваши дети могут вполне выбрать этот путь, тем более, что вы не из тех, кто будет заниматься ложным морализаторством.
2) Если я поняла, то многие из посетителей этого сайта на деле хуже проститок, да еще в десять раз. Это уже попахивает клеветой, но не буду столь строго судить субъект, которого в жизни видимо сильно обидели представители социально устойчивой группы населения, а проституки помогли, чем смогли. Такое бывает.
3) Повторю для тех, кто не понял, что на мой лично взгляд и с точки зрения многих моих знакомых авторам не удалась позиция обличающая, а факты о горькой цене получились заметны только особо продвинутым зрителям, а молодежь конца восьмидесятых восприняла фильм как рекламу образа жизни, способа протеста невозможности иметь заграничные тряпки, поездки и просто не нуждаться в деньгах.
4) Сообщество проституток в этом фильме действительно показано только с лучшей стороны, они действительно выглядят в разы лучше многих из нормальных женщин, которые вынуждены экономить деньги, становясь мелочными, пилить своих мужей, ссориться на работе, скатываясь порой к банальным неврозам. И это еще одно доказательство призыва в образу жизни проституток.
5) Если кто-то не согласен с моим мнением, я не возражаю, хотя и останусь при своем. Оскорблять никого не собираюсь. А фильм этот, хоть его и поставил глубоко уважаемый мной Петр Тодоровский, не люблю и никогда больше смотреть его не буду.
Когда заходишь на страничку этого хорошего фильма,такое ощущение что попал на колхозное партсобрание в лучших традициях 50-60-ых годов прошлого века.Столько тут "правильного" возмущения и негодования.К чему это чванливое и лицемерное брюзжание? Многие из вас в реальной жизни - на работе,в семье,в отнешениях с близкими - в десят раз хуже этих проституток.Панельные "дивы" это ещё далеко не худшие представители рода человеческого, которых приходилось встречать на жизненом пути.В идеологически незашоренном обществе у каждого человака есть право так прожить свою жизнь, как он или она считает нужным,без постороннего морализаторства и нравоучений.В этом и заключается вся экзистенциальная драма собственного выбора и трагедия (чаще всего) молодых людей ступивших на путь сомнительных предприятий и ложных грёз.Об этом выборе,о человеческих слабостях,заблуждениях и их горькой цене очень человечный и грустный фильм-размышление, фильм-предупреждение П.Тодоровского.
Людмила (Красноярск) (Красноярск) 10.07.2010 - 07:30:34
Когда я прочитала повесть, я была совсем молодая, и уже тогда от прочтения повести я получила омерзительное послевкусие, так как остро почувствовала желание автора показать, что главная героиня положительная, хоть и проститутка. Автор как будто навязывал мне мысль, что "... к людЯм надо относится мягше, а на вопросы смотреть ширше...", что эта наша советская действительность довела бедную Танечку до такого образа жизни, а так она хорошая, и товарищ вон какой, и мамочку как любит. Ну нет у нее другого выхода...
Так вот, я уже тогда будучи молодой и глупой не поверила автору. Проституция может быть и нужна, раз эта самая древнейшая профессия, но идут в эту отрасль люди только определенного психофизического устройства. Правильно тут высказались, что другая землю жрать будет, сдохнет, а не пойдет в эту профессию. А как же Соня Мармеладова? Образ кающейся Магдалины? Одна хотела помочь несчастной семье, умирающей от голода, другая боролась за жизнь. Поэтому понять и простить их можно. К тому же эти персонажи предлагаются читающей публике для того, чтобы действительно выбить из некоторых ее представителей снобские фырканья, сделать их добрее, терпимее, а не призывают публику следовать примеру Сонечки и Магдалины. После просмотра "замечательного" фильма Интердевочка многие школьницы стали мечтать о том, о чем мечтала Таня и ее юная подружка, а некоторые возможно и воплотили свою мечту в жизнь. О том, что Таня погибла, соседка заболела спидом как-то никто не задумался. Это по воле авторов осталось на задворках их произведений. Главное, что Таня благодаря деньгам, полученным на торговле своим телом (всего-то) имела кучу заграничных шмоток, ходила по ресторанам, смогла познакомиться с богатым иностранцем и уехать с ним в его богатую и тихую Швецию. Вот предел мечтаний советских школьниц.
Не знаю, что хотели сказать в итоге авторы, но получилось так, что сказали они именно это. Поэтому я долгое время не любила Яковлеву, пока не повзрослела и пока не стала понимать гораздо больше. Режиссерами я тогда не интересовалась, кроме Герасимова, Рязанова и Гайдая никого почти не знала, поэтому очень удивилась, когда спустя много лет узнала, что постановщик "Верности", "Военно-полевого романа", "Городского романса", "По главной улице с оркестром" и "Интердевочки" -одно лицо.
Все бы ничего, но не люблю, когда из проституток делают Золушек (это относится и к фильму Красотка), ведь Золушка получила от судьбы благополучие и счастье за свою чистоту, искренность и редчайшее трудолюбие.
Видимо Красотка и Таня долго и добросовестно трудились на своем порочном ложе, бедняжки, чтобы иметь дорогие шмотки, рестораны и богатых мужчин.
Я долго пыталась остаться в стороне от этой дискуссии, но не удержалась-таки.
А теперь главное, кто ответит народу России сухой статистикой, на сколько с 90-го года увеличилась у нас колонна проституток и сутенёров?
Случай, не более, привел меня вновь к обсуждению этого фильма. Рад, что нашел единомышленников, хотя и сильно удивлен. Обычно мое отрицательное суждение вызывало бурю противоположных мнений. Вообще люблю почти все советские фильмы, за весьма редким исключением. Этот - исключение. И у великих были неудачи, так что Тодоровский - не исключение. Да и Кунин - не Достоевский, если вспомнить Сонечку Мармеладову.
№ 105 - А вообще интересно - шведы посмотрели "Интердевочку" и ПОГОЛОВНО пришли к выводу, что все руские девушки - проститутки! О как! Оригинальное мышление у этих статных скандинавов! А неизвестно случайно, что все шведы думали после просмотра Голливудской "Красотки" (ведь смотрели же они её наверно?). Аж невольно вспомнилась коронная фраза М.Задорнова: "Ну, тупые!"
И еще. Фильм сыграл отрицательную роль в жизни наших девушек живущих в Швеции шведы поголовно думали после это фильма, что все русские это проститутки и подзаборные.Читал впечетление одной девушки живущей в Швеции в те времена. Это было что то страшное. все русская диаспора (или большая её часть) терпеть не могла Таню Зайцеву.
Вот именно, Антон, вот именно.
Хотя, справедливости ради, надо сказать, что в то время все эти супермаркеты считались для нас чем-то супершикарным!
Да, я думаю, многие из наших соотечественников в те годы и "словей"-то таких не знали! :))))))))))
отзывы
Вот это искусство! Вот ради этого стоит жить! (Гарри, "Человек с бульвара Капуцинов")
Вам сколько годиков, что Вы так хорошо намекаете на колхозные партсобрания в лучших традициях 50-60-ых годов прошлого века? А в чем неправильность нашего возмущения? Да пусть делают, что хотят, это их жизнь. Люди возмущены не тем, как, хорошо или плохо, снят фильм, а тем, что он стал рекламным, несмотря на смерти в конце его. И почему Вы уверены, что оппоненты чванливы и, главное, лицемерны? То есть, думаем и хотим мы именно такой жизни, которую прожила ленинградская проститутка Таня, но тщательно скрываем на партийном собрании в колхозе свои тайные и греховные мысли и желания. Многие из нас в реальной жизни: на работе, в семье, в отношениях с близкими - в десять раз хуже этих проституток. Вы о нас всех, или о своем окружении здесь? Много ли Вы знаете нас, если мы и лицемерны, и прочее... И речь здесь именно о панельных (фильм-то о них, родимых). А в каком смысле Вы имеете "шоры" общества? Если мне не изменяет память - это то, что надевают на глаза лошади в тройке, чтобы она не пугалась рядом бегущих. И как это согласуется с тем, что "есть право так прожить свою жизнь, как он или она считает нужным"? Вам, видимо, захотелось блеснуть неким словесным оборотом, не подходящим к месту. А что такое "экзистенциальная драма собственного выбора" - извините, я не так образован, чтобы понять Вас. Вы бы хотели быть проституткой? Свою дочь хотели бы видеть проституткой? Иметь друзей и подруг такого сорта хотели бы? Вас такое общество устраивает? А фильм таки-вышел рекламным. Как в 1961 году и далее дети хотели стать космонавтами, так и другие дети захотели срубить деньжат по-легкому и, возможно, получить удовольствие. Хотите - плачьте над судьбами героев. Ваше право.
Уважаемый Andrew, а куда по Вашему мнению должна быть определена та РАЗНИЦА или "расхождение" (как Вы написали), которые существует между "жизненной философией" самих проституток и взглядом на это явление людей "пишущих/снимающих" о них?!.. Проще говоря: не вечный ли, это "камень преткновения"... А именно, что за кино перед нами: документальное или художественное?!...
...Не скажу точно, сколько девушек рвануло осваивать "первую древнейшую" после прочтения/просмотра "Интердевочки" (подозреваю, что это количество сопоставимо с теми, для кого "Бригада" явилась прямым руководством к действию), но считаю, что почву для буйного прорастания этих явлений подготовили не писатели и режиссёры!... Были и другие "агрономы"!...
...Относительно книги и фильма "Интердевочка"... Мне этот материал попался в достаточно "нежном возрасте", но определённую личностную оценку-таки вызвал... Бог его знает, возможно увиденное/прочитанное стало "лакмусовой бумажкой" для моего "растущего организма"?!... В любом случае, свою "проверку на вшивость" я уже прошла... Личной брезгливости к людям, выбравшим "торговлю своим телом" не испытываю... Так как, искренне полагаю, что Выбор человека обуславливается целым комплексом причин, и здесь "культурная составляющая" всего лишь "составляющая", не больше... Буду банальна до жути, но термин "проституция" для меня звучит шире, нежели просто получение денежных единиц за определённые интим-услуги... А для того, чтобы человек пришёл к мысли: "..буду делать всё что угодно, только не телом торговать" необходим целый ряд предпосылок (семья, воспитание, культивируемые ценности и проч.), который и призван сформировать подобное отношение... Таня Зайцева потеряла самого дорогого человека - маму, рассталась с иллюзиями, а потом и с жизнью... Потери Саши Белого тоже оказались катастрофическими, как я понимаю... Если кого-то, тем не менее, прельстил этот образ жизни, возможно, как говорил Жванецкий: "...может в консерватории что-то исправить"?...
P.S. Была такая не лишняя, на мой взгляд, категория (сейчас она размыта, по-моему) про "Дети до 16-ти...". Просмотр "Интердевочки", как мне кажется - именно про это... Чего набрался к своим "шешнадцати годкам", под тем ракурсом и увидишь предлагаемое...
P.P.S. ... Шведы конечно молодцы, что высказали своё мнение! :) А, что по поводу "шведской семьи", к примеру? :) Здесь уже - нет разночтений?!... :)
1) Я уже высказалась по поводу необходимости древнейшей профессии и поясню, что я не против того, чтобы кто-то становился на путь проститутки, главное, чтобы не мои дети, внуки и тд, чтобы не потомки моих родственников и друзей. А ваши дети могут вполне выбрать этот путь, тем более, что вы не из тех, кто будет заниматься ложным морализаторством.
2) Если я поняла, то многие из посетителей этого сайта на деле хуже проститок, да еще в десять раз. Это уже попахивает клеветой, но не буду столь строго судить субъект, которого в жизни видимо сильно обидели представители социально устойчивой группы населения, а проституки помогли, чем смогли. Такое бывает.
3) Повторю для тех, кто не понял, что на мой лично взгляд и с точки зрения многих моих знакомых авторам не удалась позиция обличающая, а факты о горькой цене получились заметны только особо продвинутым зрителям, а молодежь конца восьмидесятых восприняла фильм как рекламу образа жизни, способа протеста невозможности иметь заграничные тряпки, поездки и просто не нуждаться в деньгах.
4) Сообщество проституток в этом фильме действительно показано только с лучшей стороны, они действительно выглядят в разы лучше многих из нормальных женщин, которые вынуждены экономить деньги, становясь мелочными, пилить своих мужей, ссориться на работе, скатываясь порой к банальным неврозам. И это еще одно доказательство призыва в образу жизни проституток.
5) Если кто-то не согласен с моим мнением, я не возражаю, хотя и останусь при своем. Оскорблять никого не собираюсь. А фильм этот, хоть его и поставил глубоко уважаемый мной Петр Тодоровский, не люблю и никогда больше смотреть его не буду.
Так вот, я уже тогда будучи молодой и глупой не поверила автору. Проституция может быть и нужна, раз эта самая древнейшая профессия, но идут в эту отрасль люди только определенного психофизического устройства. Правильно тут высказались, что другая землю жрать будет, сдохнет, а не пойдет в эту профессию. А как же Соня Мармеладова? Образ кающейся Магдалины? Одна хотела помочь несчастной семье, умирающей от голода, другая боролась за жизнь. Поэтому понять и простить их можно. К тому же эти персонажи предлагаются читающей публике для того, чтобы действительно выбить из некоторых ее представителей снобские фырканья, сделать их добрее, терпимее, а не призывают публику следовать примеру Сонечки и Магдалины. После просмотра "замечательного" фильма Интердевочка многие школьницы стали мечтать о том, о чем мечтала Таня и ее юная подружка, а некоторые возможно и воплотили свою мечту в жизнь. О том, что Таня погибла, соседка заболела спидом как-то никто не задумался. Это по воле авторов осталось на задворках их произведений. Главное, что Таня благодаря деньгам, полученным на торговле своим телом (всего-то) имела кучу заграничных шмоток, ходила по ресторанам, смогла познакомиться с богатым иностранцем и уехать с ним в его богатую и тихую Швецию. Вот предел мечтаний советских школьниц.
Не знаю, что хотели сказать в итоге авторы, но получилось так, что сказали они именно это. Поэтому я долгое время не любила Яковлеву, пока не повзрослела и пока не стала понимать гораздо больше. Режиссерами я тогда не интересовалась, кроме Герасимова, Рязанова и Гайдая никого почти не знала, поэтому очень удивилась, когда спустя много лет узнала, что постановщик "Верности", "Военно-полевого романа", "Городского романса", "По главной улице с оркестром" и "Интердевочки" -одно лицо.
Все бы ничего, но не люблю, когда из проституток делают Золушек (это относится и к фильму Красотка), ведь Золушка получила от судьбы благополучие и счастье за свою чистоту, искренность и редчайшее трудолюбие.
Видимо Красотка и Таня долго и добросовестно трудились на своем порочном ложе, бедняжки, чтобы иметь дорогие шмотки, рестораны и богатых мужчин.
Я долго пыталась остаться в стороне от этой дискуссии, но не удержалась-таки.
А теперь главное, кто ответит народу России сухой статистикой, на сколько с 90-го года увеличилась у нас колонна проституток и сутенёров?
Хотя, справедливости ради, надо сказать, что в то время все эти супермаркеты считались для нас чем-то супершикарным!
Да, я думаю, многие из наших соотечественников в те годы и "словей"-то таких не знали! :))))))))))