Сюжетная схема здесь предельно проста, типична и знакома... ну хотя бы по ленте «Кто есть кто». Заметим, что разворачивается история у Дере предельно вяло. О какой-либо режиссерской аранжировке сюжета и речи нет. Всеохватная вялость к тому же не компенсируется, казалось бы, обязательными для жанра потасовками и стрельбой: они в «Одиночке» занимают непростительно мало экранного времени. Похоже на то, что Жак Дере в порядке эксперимента решил построить полицейский боевик на одних диалогах, рассчитывая, что коммерческий успех ленты будет обеспечен уже одним фактом исполнения главной роли неотразимым Бельмондо, за счастье новой встречи с которым публика простит любую режиссерскую небрежность. Но не исключено, что и сам Бельмондо рассуждал о Дере примерно так же: ведь актер работал с опытнейшим профессионалом. Во всяком случае, в вялой атмосфере «тихого» боевика актер чувствует себя в высшей степени органично. Конечно, походка еще пружинит и фигура спортивна, но на постаревшем лице написана усталость... Вот и фильм выглядит каким-то лишенным энергии, словно постаревшим вместе с его создателями.
С. Лаврентьев
«Искусство кино» 1989 год, № 3
Американизированный стиль гагстерско-полицеских лент типичен для французского режиссера Жака Дерэ ("Борсалино", "Троих нало убрать", "Маргинал"), из года в год делающего беспроигрышную ставку на имидж Жана-Поля Бельмондо и Алена Делона.
Конечно, во всех этих лентах ощутим "французский привкус". То изображение в кадре выглядит слишком элегантно, то психологизм персонажей в иных эпизодах выходит за жесткие рамки "американизма".
Но в целом общая сюжетная схема сохраняется.
1. гангстеры живут по своим строгим законам, подчиняясь своего рода криминальному "кодексу чести".
2. маньяки-убийцы и насильники, зная, что по их следу идут стражи закона, бросают им вызов, совершая одно дерзкое преступление за другим...
3. вернувшись из мест заключения благородный герой (гангстер, полицейский или секретный агент) мстит своим обидчикам...
В "Одиночке", правда, дается несколько иной вариант. Персонаж бельмондо мстит за смерть друга...
Классическое расследование часто заменяется в фильмах такого сорта на пресуледование по законам триллера. Когда зритель должен замирать в напряженном ожидании очередного убийства...
Александр Федоров
обсуждение >>