Сын поэта Аттилио Бертолуччи, Бернардо, как и Пазолини, писал стихи и сценарии (в том числе и для С.Леоне - "Однажды на Западе"). Он часами смотрел фильмы в римской фильмотеке. В 1954-1955 годах, еще школьником, снял два любительских фильма, о которых нынче вспоминает с ностальгической улыбкой... Словом, как писал сам режиссер в середине 60-х годов, кино стало его "истинным существованием, подобно литературе для поэта или прозаика и живописи для художника". В середине 60-х на европейские экраны вышел фильм Бертолуччи "Перед революцией". На мой взгляд, именно в этой картине наиболее ярко проявились стилистические влияния, оказанные на режиссера французской "новой волной". Монтажная "нервность" черно-белых кадров.
Использование скрытой камеры, выхватывающей героя в толпе прохожих и пр.
Как говорил впоследствии сам режиссер, картина "Перед революцией" позволила ему вырваться из состояния идеологической идиллии. Вместе с молодым героем фильма он испытал сомнения по поводу марксистских догм и вместе с ним сохранял определенные иллюзии... Главные фильмы Бертолуччи - "Последнее танго в Париже" и "ХХ век" были еще впереди.
Александр Федоров
обсуждение >>