Бесспорно, "Ночной портье" был и остается самым скандальным фильмом Кавани. Однако "Шкура" тоже оказалась хорошим поводом для ожесточенных споров "правых" и "левых". С помощью мемуаров Курцио Малапарте Лилиан Кавани решила представить зрителям своего рода ремейк легендарного фильма Роберто Росселини "Рим - открытый город"(1945). В полемике с неореалистическим пафосом Кавани показала в "Шкуре" жуткие по своему натурализму сцены (сваренный в кипятке ребенок, гусеница танка американских освободителей, давящие человеческое тело и т.п.). Италия, занятая войсками союзников выглядела на экране униженной, жалкой, готовой отдаться за пачку сигарет и буханку хлеба... Жесткий, язвительный гротеск Кавани пришелся не по душе не только апологетам "соцреализма", но и многим поклонникам документального периода в творчестве Кавани ("История третьего рейха", "Эпоха Сталина", "Петэн"). Критики "Шкуры" никак не могли взять в толк, почему Кавани, много лет потратившая на изучение эпохи 40-х годов и показавшая себя превосходным историком в своих документальных лентах 60-х, вдруг сменила ракурс. Между тем, ответ на этот вопрос, на мой взгляд, можно найти в интервью режиссера: "Я не могу фиксировать обыденное. Например, персонаж, который каждое утро идет на работу, каждый вечер возвращается домой и т.д. Для меня этот персонаж становится интересным только в тот момент, когда однажды вечером он не возвращается домой. Вот тогда мне хочется раскручивать его историю дальше". Именно потому и фильм Росселини воспринимался Кавани как "неореалистическая обыденность", которую ей хотелось взорвать изнутри, пустить под откос, рассмотрев осколки сквозь увеличительное стекло...
Александр Федоров
обсуждение >>