В основу сюжета положена история одной из экспедиций испанских конкистадоров по Амазонке, предпринятой в 1560 году под предводительством Педро де Урсуа. Среди участников экспедиции был некий Лопе де Агирре, баск по происхождению, личность которого в течение многих лет сохраняла ореол загадочности, привлекая внимание историков и романистов. Строго придерживаясь событийной канвы исторических хроник, Саура выстраивает свое киноповествование, вынося на первый план сложный образ Лопе де Агирре. С самого начала очевидно, что задуманная авантюра бесперспективна, что Эльдорадо так и останется мифом. Жизнь путешественников сведется к череде предательств, убийств и других преступлений во имя власти. Агирре постепенно сметет всех своих соперников, но в финале неожиданно предстанет безумцем и мятежником, отрекающимся от родины и провозглашающим свое собственное независимое королевство, где не будет рабства и все — метисы, испанцы, негры — обретут равенство. Мотивы противоречивых поступков героя все же остаются в тени, исследованию психологии автор предпочел некоторую отстраненность, бесстрастность, как бы эхом вторя своим «Эльдорадо» тексту старинной хроники.
Т. Ветрова
«Искусство кино» № 12, 1988 год
В «Эльдорадо» среди великолепных конкистадоров, плывущих вверх по течению Амазонки в поисках несметных богатств легендарной страны, постепенно выделяется отважный, но грубый и «смурной» солдат Лопе де Агирре. Он переживает минуты расположения к нему военачальников-аристократов и минуты опалы, однако продолжает идти твердой поступью солдата. Подключаясь к кровавой вакханалии убийств и борьбы за власть на кораблях, он и становится единственным победителем, объявившим себя королем. Народным королем, провозгласившим равенство на единственном уцелевшем в путешествии корабле. Дело не в хитрости и коварстве Агирре, хотя их ему и не занимать. Он победил, ибо — единственный — не был мелким интриганом, а пытается по своему разумению творить историю, с кровавым трудолюбием исполняя ее жестокую волю, став солдатом, как скажет он сам, «века насилия» — рекрутом и волонтером одновременно. Но победа Агирре безысходна. Его ждет виселица. К тому же он рискует потерять самое дорогое, что у него есть,— дочь. А вместе с ней и единственный шанс на продолжение жизни во времени.
Лев Карахан
«Искусство кино» 1989 год, № 3
обсуждение >>