Уважаемая А.Ю.! По-моему, Вы немного преувеличиваете возможное пагубное, на уровне подкорки влияние фильма на наши души. Я, например, смотрел этот фильм как бы отстранённо, со стороны, и, честное слово, во мне он не разбудил "пагубные, нреховные чувства", о которых Вы пишите. Да и в Вас, я уверен, тоже. Чтобы не заканчивать на грустной ноте, расскажу забавную историю, связанную с фильмом. Первый раз мы с женой смотрели этот фильм, когда нашему сыну было 11 или 12 лет. Смотрели на диске, в несколько приёмов, когда сын был в школе или гулял во дворе. А если он неожиданно возвращался, мы судоржно выключали плэйер, делая вид, что просто смотрим телевизор. Вот как за его "неокрепшую душу" беспокоились! Но сейчас, спустя годы (сын уже вырос, учится в институте), я всё-таки подозреваю, что он тайком всё-таки посмотрел этот фильм в наше отсутствие, тем более, что диск иы никуда не прятали. А он тут как-то недавно "сознался", что примерно в том же возрасте тайком от нас посмотрел "Основной инстинкт".
Я не говорила об отвращении и неприятии как самого фильма, так и отдельных сцен. Как раз этих ощущений фильм не вызвал совсем. Иначе я бы никогда не назвала эту работу гениальной. И "грань", которую Кубрик все-таки перешел, не из ряда изобразительных.
Речь о другом. Собственно, я вижу гениальность фильма в том, что он может "вывернуть наизнанку" зрителя, разбудить подкорковые, низменные, греховные чувства, порой тихо дремлющие очень глубоко в каждом из нас. И вот они просыпаются и ты понимаешь, что не властен над собой, ты становишься ведомый чем-то или кем-то свыше на самое дно, туда, где ты превращаешься в бездушного раба, и где тобою управляет только плоть, причем в самых сатанинских проявлениях, не имеющих ничего общего ни с любовью, ни со страстью. Такая, знаете, аккуратно просчитанная патология.
А это один из путей к саморазрушению. И я не думаю, что подобные эксперименты безобидны.
Но это, конечно, лично мое мнение, и судя по большинству отзывов, оно вряд ли получит активную поддержку...
А по-моему, этот фильм - очень достойное завершение кинематографической карьеры С,Кубрика. Какого-либо неприятия или отторжения он у меня не вызывает (как, например, упомянутый здесь пазолиниевский "Сало или 120 дней Содома", который я даже до конца не смог досмотреть - настолько было неприятно). Кубрик всегда очень тонко чувствовал ту "грань", которую переступать нельзя. Даже сцена оргии снята им, что называется, "в рамках" и какого-либо отвращения не вызывает.Именно после этого фильма я убедился, что Николь Кидман и Том Круз - выдающиеся актёры. Все остальные выдающиеся фильмы Кидман я посмотрел уже позднее, а Тома Круза до этого воспринимал исключительно как героя боевиков, вроде "Миссия невыполнима". Кубрик - очень разноплановый режиссёр, ему одинаково хорошо удавались и костюмно-исторические драмы, как "Спартак", и почти трагифарсовый гротескный "Заводной апельсин", и почти психоделическая "Космическая Одиссея".
Борис Нежданов (Санкт-Петербург) 19.07.2011 - 21:00:56
Во многом могу согласиться с А. И. №46. Фильм сделан мастерски, может быть, и гениально, но внутренне разрушителен, патологичен, действительно способен пробудить низменные, сатанинские чувства. По сути, тот же Балабанов на более высоком эстетическом уровне. Во всяком случае, меня Кубрик разочаровал своей "лебединой песней". Не в такой степени, как Пазолини своим "Сало или 120 дней Содома", но отчасти где-то близко.
«Хоть ваши глаза широко открыты, но вы не способны увидеть истину» - пророчество слепого Тиресия, как предупреждение зрячим...
Замечу сразу, я отнюдь не ханжа.
Я не люблю этот фильм, как не уважаю животные игрища в любовь. На мой взгляд, фильм провоцирует и искажает сознание, сдвигает акценты, пробуждает сатанинские чувства, отставляет после просмотра угнетенное состояние. Недаром, после завершения съемок, Кидман и Круз, ничего никому не объясняя, расстались навсегда. С легкостью переступить через это погружение в ад им не удалось.
Я не считаю, что такие фильмы нужны. Особенно сейчас. Они разрушают последние зыбкие попытки людей сохранить в себе добро и человечность, констатируя неизбежное присутствие в каждом звериной сути и саморазрушения.
Эта гениальная работа Кубрика, до премьеры которой он не дожил, по какой-то зловещей иронии судьбы стала прощальным ядовитым посланием в наш обреченный мир.
...Никогда не смотрю этот фильм, если "попала" на него не с начала... Видимо, таковы мои собственные "правила игры" в отношении последнего фильма Стенли Кубрика... Даже не знаю как это точно сформулировать... "Эффект очковой змеи" ли...(Ну, та, которая раскачивается перед своей жертвой, приводя последнюю в состояние некоего гипнотического ступора)... "Паутина" ли... (В которую тебя заманили, а ты и не понял в какой момент ты попался так, что уже не выбраться.) И тому подобное... Очень чувственное и завораживающее кино!... Я не владею английским языком, но "правила игры" таковы, что и без субтитров, в определённый момент, я начинаю не то что - понимать каждую сказанную фразу, в какой-то момент у меня складывается ощущение, что на происходящее я начинаю смотреть не глазами героя Тома Круза, а своими собственными... Какая-то причудливая игра сознания, не иначе... Короче говоря, на то что Мэтр назвал "С широко закрытыми глазами" я смотрю с "широко открытым ртом" (подозреваю, что так и выгляжу со стороны при просмотре)!... :)
P.S. Есть такое расхожее (не лишённое, к слову, здорового практицизма ) мнение: для того, чтобы лучше понять Художника нужно вчитываться/вглядываться/вслушиваться в его произведения, мол, все ответы зашифрованы там, имеющий глаза/уши да услышит, увидит... Действительно, в большинстве случаев (я о себе, естественно), такой подход - срабатывает!... Но, только не со Стенли Кубриком!... Чем больше я смотрю его фильмы, тем больше у меня появляется вопросов!... Кто же в самом деле этот человек?... Великий Провокатор?... Великий Мистификатор?... Гениальный режиссёр?... Всё время кажется, что нужный мне ответ где-то близко... А сформулировать для себя всё равно не получается!...
Чувственно, необычно, красиво.
Сон или явь?
Много вопросов и на них нет ответов.
А может дамой на вечере была Элис?
Она же как то нашла маскку Билла.
Николь Кидман там душка)))))
Мари, все ссылки неизменно приводят в интернет-магазины. Я выяснила, что на русском языке есть подробнейшее переложение М.Бараша под названием "Исцеляющие сновидения"... Попробуйте найти его.
Извините, девушки, у меня инет пропадал и администрация не сразу выпустила с предыдущим постом... Наверное, "антимату" не нравится фраза "let's...".
Да, Мари, именно это я и имела в виду. От фильма так и веет фрейдизмом. И именно либидо заставляет героев блуждать по запутанным лабиринтам собственного подсознания... P.S. Я поищу ссылку на Шницлера, постараюсь даже на русском. :)
Последняя реплика, это в большом магазине при выборе подарков, Эллис сказала Биллу: "Мы должны кое что важное сделать." "Что же?"" Потрахаться." Где то так.
отзывы
Речь о другом. Собственно, я вижу гениальность фильма в том, что он может "вывернуть наизнанку" зрителя, разбудить подкорковые, низменные, греховные чувства, порой тихо дремлющие очень глубоко в каждом из нас. И вот они просыпаются и ты понимаешь, что не властен над собой, ты становишься ведомый чем-то или кем-то свыше на самое дно, туда, где ты превращаешься в бездушного раба, и где тобою управляет только плоть, причем в самых сатанинских проявлениях, не имеющих ничего общего ни с любовью, ни со страстью. Такая, знаете, аккуратно просчитанная патология.
А это один из путей к саморазрушению. И я не думаю, что подобные эксперименты безобидны.
Но это, конечно, лично мое мнение, и судя по большинству отзывов, оно вряд ли получит активную поддержку...
Замечу сразу, я отнюдь не ханжа.
Я не люблю этот фильм, как не уважаю животные игрища в любовь. На мой взгляд, фильм провоцирует и искажает сознание, сдвигает акценты, пробуждает сатанинские чувства, отставляет после просмотра угнетенное состояние. Недаром, после завершения съемок, Кидман и Круз, ничего никому не объясняя, расстались навсегда. С легкостью переступить через это погружение в ад им не удалось.
Я не считаю, что такие фильмы нужны. Особенно сейчас. Они разрушают последние зыбкие попытки людей сохранить в себе добро и человечность, констатируя неизбежное присутствие в каждом звериной сути и саморазрушения.
Эта гениальная работа Кубрика, до премьеры которой он не дожил, по какой-то зловещей иронии судьбы стала прощальным ядовитым посланием в наш обреченный мир.
P.S. Есть такое расхожее (не лишённое, к слову, здорового практицизма ) мнение: для того, чтобы лучше понять Художника нужно вчитываться/вглядываться/вслушиваться в его произведения, мол, все ответы зашифрованы там, имеющий глаза/уши да услышит, увидит... Действительно, в большинстве случаев (я о себе, естественно), такой подход - срабатывает!... Но, только не со Стенли Кубриком!... Чем больше я смотрю его фильмы, тем больше у меня появляется вопросов!... Кто же в самом деле этот человек?... Великий Провокатор?... Великий Мистификатор?... Гениальный режиссёр?... Всё время кажется, что нужный мне ответ где-то близко... А сформулировать для себя всё равно не получается!...
Сон или явь?
Много вопросов и на них нет ответов.
А может дамой на вечере была Элис?
Она же как то нашла маскку Билла.
Николь Кидман там душка)))))
Да, Мари, именно это я и имела в виду. От фильма так и веет фрейдизмом. И именно либидо заставляет героев блуждать по запутанным лабиринтам собственного подсознания...
P.S. Я поищу ссылку на Шницлера, постараюсь даже на русском. :)
поищу книгу, спасибо. Какой-то гипнотический фильм.