Роман французской школьницы из Метца Анн-Софи Брасм, тогда 16, “Respire”- сенсация во французской литературе 2003. Это роман о сверстниках (в данном случае -- cверстницах ). О жажде власти, циничной и жестокой. О жажде свободы, порой столь же жестокой и беспощадной. Но здесь нет языка захлебывающихся эмоций, сбивчивого синтаксиса задыханий, непосредственных оговорок юношеского дневника. Слова текут равномерно и как бы неторопливо. И это ровное дыхание рассказа служит ключом к пониманию. Чувствуется, что слишком много из показанного автор романа прочувствовала на себе. Она и сегодня говорит : "Я не звезда лицея и не новая Франсуаза Саган. Я сама была несчастным подростком. Классика: прыщавая, непонятная, порой слишком замкнутая на себе самой и очень импульсивная. Я должна была взорваться. Этот роман и есть тот самый взрыв".....Через декаду, тема романа стала темой фильма французской режиссера и актрисы Мелани Лоран, 32, для которой написал сценарий Жюльен Ламброшини. Фильм интересен был для меня показом повседневной жизни простых французов: быт, жилье, одежда, взаимоотношения родителей и детей. любопытно было посмотреть на школьную среду "без прикрас": много сигарет, алкоголь, секс, даже наркотики. С другой стороны -- проблемы девичьей дружбы, соперничества за дружбу, вопросы искренности и доверия в отношениях. В кадрах девочки красивые и снято хорошо, но после прошлогоднего "Жизнь Адель" Кешиша, на всех таких девочек вольно / невольно смотришь с подозрениемю. Да еще после каннской номинации фильму Лоран на Квир-Пальмовую ветвь за освещение ЛГБТ-темы в кино (!) ...Но Особой скандальности и лесбийской темы «Я дышу» избегает. Лучшее здесь — актрисы и тонко подмеченные нюансы пубертатного периода и взрывоопасной, без полутонов, девичьей дружбы. В общем, фильм сумел меня впечатлить. Вообще французские фильмы отличаются редкостной правдивостью и натуральностью. Вполне жизненная ситуация. Тематика довольно распространенная, но тем не мене актуальная. А тот факт, что кино сняла женщина, еще один дополнительный козырь для передачи и показа ею непростых характеров девушек. Мелани Лоран донесла до зрителя саму суть проблемы. Но какая-то недоработка, недоведение сценария, делают финал, а в итоге весь фильм совершенно неубедительно- фантазийным. Именно потому финальные кадры смотрятся откровенно фальшиво. А вот юные актрисы Лу де Лааж и Жозефин Джепи очень даже запомнились. И их двойная номинация на национальный Сезар, «Самая многообещающая актриса” --- очень верный аванс на будущее…..И учитель в школе мне понравился, и особо удручающей моральной деградации я не заметил. Дети, как дети.....Как и все дети --- Совсем не беспроблемные.....
отзывы