Кинокартина Викрама Бхатта, просмотренная из списка желания - знакомство с современным киномакабром Индии - произвела сильное впечатление (за исключением саундтрека). Во-первых, визуальный язык и его повествовательные структуры. Во-вторых, то, как был раскрыт комплекс тем - готические тропы дома / поместья / усадьбы + Демон и Дева + одержимость + религиозно-мифологический аспект культуры Индии.
Не являюсь любительницей жанра, потому ряд аллюзий мною не прочитан. Абсолютно. Равно как и оммаж. А что таковые есть, знаю из здешнего обзора и прессы :). В моём случае "девственный" взгляд позволил испугаться при первом просмотре и прожить киноисторию исключительно эмоционально :'D. Может быть - когда-нибудь - и пересмотрю второй раз.
Любимый мною архетип здесь представлен очень свежо - для меня :')). Тут нет классического сияющего Падшего Ангела - изначально земной мужчина - "царь и бог". Меня это поразило, потому что кинокартина из этого же списка - «Загадка» - в той же тональности переосмысляет новую маскулинность :). Троп представляет собою классическую троицу - девственница, её жених / муж и Нечисть. Последняя побеждает в "мужской" дуэли, но проигрывает Богу (можно вспомнить хоть «Фауста» Гёте, хоть «Демона» Лермонтова или же «Рогоносца» Нагаркара). Здесь же любовь мужчины творит чудеса - сначала первобытный коктейль из страха и сексуального возбуждения шлифуется предательством и догоняется последней каплей мести. Так рождается Демон. В спальне девы. «Что могут обещать мне времена, когда врагом я так увлечена?!» / «И Ад ты зрел - в себе, а после - в яви» / «Там женщина о Демоне рыдала». Глубина любовной страсти и сила сладострастной мести были в простом смертном так велики, что он стал Духом. Нечистым, офк. Сцена казни хороша в плане кинематографического языка и актёрской игры Индранеила Сенгупта. Другой такой же из плоти и крови становится славным героем истории. Его сила Духа и опять же - любви - так велики, что он - в одиночку - справляется с бесом :). Игра парней мне понравилась лишь в их "последних" сценах - эта слеза и взгляд умирающего в одном случае и чтение "очистительной" молитвы в другом - прям восхитилась Раджнишем Дуггалом - выучить такой длинный монолог :). К слову, девочки-актрисы (Анджори Алаг и Ада Шарма) переиграли парней-моделей :'D. Обе мне здесь безумно понравились, но выделю Аду - "бесовская пластика" на контрасте с кисейной барышней - мои аплодисменты! Возвращаюсь. Мотив, сопутствующий тропу, нравственной чистоты vs все тяжкие в любовной паре, которая тут двоится, разыгрывается как по нотам. В историческом слое правда и правота на стороне героини, а в современном срезе - у героя. Отсюда и его нарратив. Кинокартина
начинается с закадрового голоса Арджуна. И комментарии этого персонажа будут во время всего действа. Оно мягко перекликается с его же любовным письмом :). Примечательно и замечательно, что фильм имеет кольцевую композицию - начало и финал суть молитва главного героя. Кинокартина, на мой вкус, хороша даже чисто технически, потому что все развешанные ружья стреляют и потому - уже после просмотра - остаётся приятное послевкусие. Пример - та же молитва Арджуна в начале в лоне семьи уже после воспринимается глубже, словно деталь пазла :). История Гаятри и нечестивого Духа очень понравилась тем, что эти невозможные отношения между ними были окрашены музыкой. Сцена создания девушкой мелодии - как избавление от психологической боли (вынужденное слушание стонов раненого) и сцена с граммофоном - мой краш форевер. И сама задумка, и то как снято. Единственная мелодия, что мне понравилась - как-раз характеризует эту пару, но при этом называется «1920»! Это чудесно! Люблю сложно скроенную музыку в кино, но относительно этого фильма - мы разошлись с ним во вкусах :')). Здесь данная музыкальная композиция играет и самостоятельную роль, поскольку рассказывает о вечном. Пусть внутри кинокартины она написана в середине XIX века, своим именем характеризует любовную пару XX столетия, а это значит, что она современная для зрителя :). Более того - подлинное название этой киноленты «1920». Так что данная мелодия выступает темой всего фильма. Меня она пленила чисто эмоционально. Простенькая. До жути :'D. Сентиментальная. Без меры :'). Тревожность в музыке. Запредельная :'[. Она - лишь ассоциативно! - напомнила мне настроение известных строк:
Мучительный, ужасный крик
Ночное возмутил молчанье.
В нём было всё: любовь, страданье.
Упрёк с последнею мольбой
И безнадежное прощанье -
Прощанье с жизнью молодой.
:'|
Так и тут - в ней и чувственность, и тоскливость, есть место порыву и лёгкости, но общий тон "прилипчивый" и мрачный. Сострадание к раненому / гонимому / соратнику в борьбе за свободу Индии. Чувственное к нему влечение. Потом срыв покровов. Целое поместье для них двоих становится тюрьмой, из которой невозможно бежать. По собственной воли и желанию. Кто у кого в плену и кто кому отдавался, жертвуя всем - тот ещё вопрос. Огромное здание сжимается до девичьей спальни, а потом весь свет - включая тот и этот - сходится клином на одной комнате, где двери невозможно открыть не только из-за старого-престарого замка, но и проклятий. Ключом же от него становится любовь, желание и музыка. Мне понравился этот двойной романтический ореол :).
Как и в «Загадке» новая маскулинность показана здесь через призму "дремучего" патриархата, который угнетает в первую очередь самих мужчин. Сие особенно наглядно в таких деликатных сферах как религия и брак (секс). Всё начало фильма об этом. Время Модерна с его правом выбора "брака по любви" здесь воплощает именно мужчина. Ему приходиться за своё решение бороться всеми способами - вербально, нравственно и даже применяя физическую силу (в том числе к членам своей семьи). Не могу списать такое решение развития киноистории чертами мелодрамы, поскольку - опять же - ассоциативно оно мне напомнило ещё одну киноленту - австралийского «Соловья» - тема английского колониализма. Нельзя не заметить, что в сюжете есть параллель с матерью Лизы и самой Гаятри. Запретная любовь. Предательство. В таком свете именно англичане предстают своеобразной "нечистой силой", избавление от которой весьма похоже на "отчитку". Только здесь - в силу жанра - нет натурализма австралийского фильма. Из двух религий "побеждает" индийская, но при этом - самый жестокий бунт (бессмысленный и беспощадный) происходит именно против неё и исключительно в мужской душе. Смирение - ради спасения любимой - всё меняет. Христианство тут - как я понимаю - оммаж и аллюзии к культовой киноленте 1973 года - «Экзорцист». В первую очередь, а лишь затем - слой того самого колониального прошлого. Но, что вызывает лично у меня восторг от индийского кино - богатая палитра оттенков и многоголосие точек зрения. Здесь оно - главная героиня Лиза. Плод запретной любви индианки и англичанина. И именно за ценности свободы - в том числе чувств - борется Арджун. "Английская кровь" ему не помеха (на контрасте с его семьёй). Дух и любовь, что его питаёт, выше крови и плоти. В финале он это доказал :). Мужчина бросил вызов не только традициям своего народа, своей вере, своей семье, но и аду. И вышел победителем из схватки. Насколько "бедная" Лиза - типичная дева в беде, настолько же Гаятри есть воплощение архетипа Юдифь / Олоферн. Мужчины же равны :)). Именно поэтому пара Гаятри / "Иуда" моя любимая :). Была ли там любовь?! И да, и нет. Была ли там одна лишь месть?! И нет, и да. Мне безмерно нравится это сумеречное мерцание - «ни день, ни ночь, - ни мрак, ни свет!». Ни ангел. Ни демон. Просто мужчина. Обожаю сцену, где Лиза увлекается, читая ноты партитуры, - начинает играть мелодию. И тут нечто / некто - из сада несётся в дом… И что ему дневной свет божий и оковы ада, если Она снова играет для Него… Не исключаю, что у меня - в данном контексте - просто синефильско-театральный стокгольмский синдром - «Молчание моря». Гениальные экранизация с Тома Жуанне и телеверсия спектакля с Махди Пакделем *_*. Закончить же мне хочется любимой цитатой из любимого индийского современного романа - «Вы можете изгнать Дьявола. Но как избавиться от Бога?».
отзывы