"Путь воина – это решительное приятие смерти".
"Книга Пяти Колец".
"Я постиг, что Путь Самурая – это смерть. В ситуации "или/или" без колебаний выбирай смерть. Это нетрудно. Исполнись решимости и действуй. Только малодушные оправдывают себя рассуждениями о том, что умереть, не достигнув цели, означает умереть собачьей смертью. Сделать правильный выбор в ситуации "или/или" практически невозможно".
"Хагакурэ" (Ямамото Цунэтомо).
"Самурай должен прежде всего постоянно помнить – помнить днём и ночью, с того утра, когда он берёт в руки палочки, чтобы вкусить новогоднюю трапезу, до последней ночи старого года, когда он платит свои долги – что он должен умереть".
Дайдодзи Юдзан.
Интересное предположение. "Возможно, Musashi занимает особое место в сердцах японцев потому, что он был ПОСЛЕДНИМ В СВОЁМ РОДЕ: олицетворением перехода от искусного воина эпохи воюющих государств к бюрократу-учёному эпохи Токугава". (А.Мищенко).
Благодарю Вас за интересный отзыв, Анджей. Совершенно согласен: историческая встреча Кодзиро и Мусаши, какой она запомнилась современникам, по сути своей "не для кино". Потому режиссёру пришлось её "придумать".
"Мастерство не зрелищно. Когда поединок решается одним смертельным ударом, там не чем любоваться". (М. Ояма)
Действительно, интересный фильм. Хотя и не без недостатков, один из которых, на мой взгляд - отсутствие акцента на технике. Уже в самом начале Мусаси показан мастером кэндзюцу, в битве он в одиночку бросается на атакующую армию и побеждает нескольких врагов, которые если и не были мастерами, то наверняка имели боевой опыт. А как он стал мастером, как изучал фехтование - это не показано.
Но то, что показан его путь с точки зрения духовного развития - это уже большой плюс. Возможно, конечно, в реальности всё было не так. Но ведь любой биографический фильм (если он не документальный) - это, в первую очередь, художественное произведение, поэтому искажения и домыслы неизбежны - иначе не будет ни целостного повествования, ни идеи.
№1 A.N.F.
Второй вопрос, более интересный: встречались ли когда-нибудь два великих современника раннего периода эпохи Токугава: непревзойдённый самурай Миямото Мусаши и знаменитый духовный учитель, дзэнский монах Такуан Сохо?
Я не изучал биографию Мусаси, однако, русская и английская статьи ВП говорят, что он переписывался с Такуаном Сохо. А вот в японской, как можно узнать при помощи переводчика, сказано, что знакомство Мусаси и Такуана - выдумка Эйдзи Ёсикавы...
Поединок в финале Третьего фильма, как бы венчающий всю трилогию, выдержан в чинно-благородном духе героико-романтического жанра "кэнгэки". Если же верить историческому свидетельству, долгожданная встреча великих самураев Садзаки Кодзиро и Миямото Мусаши на острове выглядела весьма трагикомично – именно "благодаря" второму мастеру.
Интересное описание. Возможно, создатели фильма решили, что слишком короткий поединок был бы недостаточно зрелищен. На мой взгляд, получился хороший финал, а вобще у меня были опасения, что поединка между Мусаси и Кодзиро не будет - слишком уж долго его откладывали...
Вероятно, только божества синто могли бы соперничать с этим человеком по числу порождённых им легенд. Впрочем, Миямото Мусаши уже и некоторые современники величали "богом меча" (Кэнсэй). Вскоре после того, как им была написана великая "Книга пяти колец".
"Если вы постигнете Путь стратегии, для вас не останется непонятного… Вы будете видеть Путь во всём".
Его Путь – от необузданного подростка, варвара, обладавшего феноменальной силой и выносливостью – сквозь великие трудности становления мастера меча – к пониманию смыслов и принципов бытия за пределами боевых искусств с их специфическими техниками…
Хотя Мусаши чрезвычайно популярен в Японии (и довольно известен во всём мире), невозможно рассказать его связную биографию, документированную, например, хрониками XVII века. История сохранила только разрозненные факты и события. Пробелы между ними щедро заполнялись сначала народными, а позже и "авторскими" мифами.
Взять хотя бы книгу Эйдзи Ёсикава, положенную в основу кинотрилогии Хироси Инагаки. Первый вопрос, возникший лично у меня: существовали ли в реальности все те женщины, да ещё такие… требовательные:))), которые искали любви героя в книге (фильме)? Или их присочинили к его Пути позже, чтобы сюжет великой жизни стал занимателен не только для грубых мужчин, но и для нежной половины человечества?;-)
Достоверно же известно, что реальный Мусаши не обабился, и окончил жизнь в уединении, в размышлениях над глубочайшими принципами будо и всего сущего.
Второй вопрос, более интересный: встречались ли когда-нибудь два великих современника раннего периода эпохи Токугава: непревзойдённый самурай Миямото Мусаши и знаменитый духовный учитель, дзэнский монах Такуан Сохо? В книге (фильме) их судьбы довольно тесно переплетены. Однако нет документальных свидетельств (тем более "с подробностями") хотя бы одной личной встречи этих незаурядных людей в реальном историческом времени. Только догадки…
Поединок в финале Третьего фильма, как бы венчающий всю трилогию, выдержан в чинно-благородном духе героико-романтического жанра "кэнгэки". Если же верить историческому свидетельству, долгожданная встреча великих самураев Садзаки Кодзиро и Миямото Мусаши на острове выглядела весьма трагикомично – именно "благодаря" второму мастеру.
– Накануне поединка распространились слухи, что Мусаши боится утончённой техники Кодзиро (цубамэ-гаэши – "ласточкин заслон") и собирается бежать из города. На следующий день в восемь часов он спал так крепко, что хозяин дома не мог его разбудить. Пришли официальные представители от господ, собравшихся на острове. Тогда Мусаши встал, выпил воду, которую ему принесли для умывания, отправился прямо на берег и сел в лодку. Сато Окинага, работая вёслами, направил её в сторону острова. Тем временем Мусаши, подвязав рукава кимоно, принялся вырезать деревянный меч из запасного весла. Закончив это дело, он лёг на дно лодки, чтобы отдохнуть.
Когда лодка приблизилась к берегу, Кодзиро и важные господа, собравшиеся наблюдать поединок, были удивлены видом Мусаши. Непричёсанный, с полотенцем вокруг головы и длинным веслом в руках, он спрыгнул в воду и бросился к месту поединка. Кодзиро обнажил свой прославленный длинный меч, изготовленный лучшим мастером, и отбросил в сторону ножны. "Ты прав, ножны тебе больше не понадобятся!" – воскликнул Мусаши, налетая на противника со своим веслом. Кодзиро нанёс удар первым, но Мусаши парировал его одним движением и ударил противника по голове. Падая, Кодзиро напоролся на собственный меч. Увидев, что поединок окончен, Мусаши поклонился собравшимся и сразу же побежал обратно к лодке…
Итак – новая победа и новая пища для размышлений о Пути.
Произошло это в 1612 году.
---------------------------------------
Ещё надо указать на явный анахронизм, относящийся исключительно к началу, к Первому фильму трилогии Инагаки.
Год рождения Мусаши (на чём сходятся большинство источников) – 1584. Битва при Сэки-га-хара произошла в 1600 году. При всей моложавости, энергичности, гибкости прекрасного тридцатитрёхлетнего актёра Тоширо Мифунэ ему не удалось показать шестнадцатилетнего юношу, безрассудно ввязавшегося в эту жестокую сечу (около 70 000 убитых) и чудом выжившего…
--------------------------------------------
Но, несмотря ни на какие фантазии, излишества и недостатки – трилогия смотрится: это захватывающие, увлекательные фильмы! :)
отзывы
"Книга Пяти Колец".
"Я постиг, что Путь Самурая – это смерть. В ситуации "или/или" без колебаний выбирай смерть. Это нетрудно. Исполнись решимости и действуй. Только малодушные оправдывают себя рассуждениями о том, что умереть, не достигнув цели, означает умереть собачьей смертью. Сделать правильный выбор в ситуации "или/или" практически невозможно".
"Хагакурэ" (Ямамото Цунэтомо).
"Самурай должен прежде всего постоянно помнить – помнить днём и ночью, с того утра, когда он берёт в руки палочки, чтобы вкусить новогоднюю трапезу, до последней ночи старого года, когда он платит свои долги – что он должен умереть".
Дайдодзи Юдзан.
"Мастерство не зрелищно. Когда поединок решается одним смертельным ударом, там не чем любоваться". (М. Ояма)
Но то, что показан его путь с точки зрения духовного развития - это уже большой плюс. Возможно, конечно, в реальности всё было не так. Но ведь любой биографический фильм (если он не документальный) - это, в первую очередь, художественное произведение, поэтому искажения и домыслы неизбежны - иначе не будет ни целостного повествования, ни идеи.
Второй вопрос, более интересный: встречались ли когда-нибудь два великих современника раннего периода эпохи Токугава: непревзойдённый самурай Миямото Мусаши и знаменитый духовный учитель, дзэнский монах Такуан Сохо?
"Если вы постигнете Путь стратегии, для вас не останется непонятного… Вы будете видеть Путь во всём".
Его Путь – от необузданного подростка, варвара, обладавшего феноменальной силой и выносливостью – сквозь великие трудности становления мастера меча – к пониманию смыслов и принципов бытия за пределами боевых искусств с их специфическими техниками…
Хотя Мусаши чрезвычайно популярен в Японии (и довольно известен во всём мире), невозможно рассказать его связную биографию, документированную, например, хрониками XVII века. История сохранила только разрозненные факты и события. Пробелы между ними щедро заполнялись сначала народными, а позже и "авторскими" мифами.
Взять хотя бы книгу Эйдзи Ёсикава, положенную в основу кинотрилогии Хироси Инагаки. Первый вопрос, возникший лично у меня: существовали ли в реальности все те женщины, да ещё такие… требовательные:))), которые искали любви героя в книге (фильме)? Или их присочинили к его Пути позже, чтобы сюжет великой жизни стал занимателен не только для грубых мужчин, но и для нежной половины человечества?;-)
Достоверно же известно, что реальный Мусаши не обабился, и окончил жизнь в уединении, в размышлениях над глубочайшими принципами будо и всего сущего.
Второй вопрос, более интересный: встречались ли когда-нибудь два великих современника раннего периода эпохи Токугава: непревзойдённый самурай Миямото Мусаши и знаменитый духовный учитель, дзэнский монах Такуан Сохо? В книге (фильме) их судьбы довольно тесно переплетены. Однако нет документальных свидетельств (тем более "с подробностями") хотя бы одной личной встречи этих незаурядных людей в реальном историческом времени. Только догадки…
Поединок в финале Третьего фильма, как бы венчающий всю трилогию, выдержан в чинно-благородном духе героико-романтического жанра "кэнгэки". Если же верить историческому свидетельству, долгожданная встреча великих самураев Садзаки Кодзиро и Миямото Мусаши на острове выглядела весьма трагикомично – именно "благодаря" второму мастеру.
– Накануне поединка распространились слухи, что Мусаши боится утончённой техники Кодзиро (цубамэ-гаэши – "ласточкин заслон") и собирается бежать из города. На следующий день в восемь часов он спал так крепко, что хозяин дома не мог его разбудить. Пришли официальные представители от господ, собравшихся на острове. Тогда Мусаши встал, выпил воду, которую ему принесли для умывания, отправился прямо на берег и сел в лодку. Сато Окинага, работая вёслами, направил её в сторону острова. Тем временем Мусаши, подвязав рукава кимоно, принялся вырезать деревянный меч из запасного весла. Закончив это дело, он лёг на дно лодки, чтобы отдохнуть.
Когда лодка приблизилась к берегу, Кодзиро и важные господа, собравшиеся наблюдать поединок, были удивлены видом Мусаши. Непричёсанный, с полотенцем вокруг головы и длинным веслом в руках, он спрыгнул в воду и бросился к месту поединка. Кодзиро обнажил свой прославленный длинный меч, изготовленный лучшим мастером, и отбросил в сторону ножны. "Ты прав, ножны тебе больше не понадобятся!" – воскликнул Мусаши, налетая на противника со своим веслом. Кодзиро нанёс удар первым, но Мусаши парировал его одним движением и ударил противника по голове. Падая, Кодзиро напоролся на собственный меч. Увидев, что поединок окончен, Мусаши поклонился собравшимся и сразу же побежал обратно к лодке…
Итак – новая победа и новая пища для размышлений о Пути.
Произошло это в 1612 году.
---------------------------------------
Ещё надо указать на явный анахронизм, относящийся исключительно к началу, к Первому фильму трилогии Инагаки.
Год рождения Мусаши (на чём сходятся большинство источников) – 1584. Битва при Сэки-га-хара произошла в 1600 году. При всей моложавости, энергичности, гибкости прекрасного тридцатитрёхлетнего актёра Тоширо Мифунэ ему не удалось показать шестнадцатилетнего юношу, безрассудно ввязавшегося в эту жестокую сечу (около 70 000 убитых) и чудом выжившего…
--------------------------------------------
Но, несмотря ни на какие фантазии, излишества и недостатки – трилогия смотрится: это захватывающие, увлекательные фильмы! :)