Да, но он рано умер. И уже сын его вырос среди общей с Фериде родни - "бабьего царства", живущего остатками былого великолепия. Отсюда и немужской характер Кямрана. А влияния этого семейства не хватило на то, чтобы устроить отцу Фериде службу в более-менее цивилизованных местах, где можно было бы лечить больную жену, а не мотаться по отдалённым гарнизонам (бабушка пыталась хлопотать, но без толку).
Отец Кямрана-паша.А в те времена,этот титул приравнивался к титулу европейского герцога.Титул паши давали либо за выдающиеся заслуги перед империей либо за преданность на службе султану.Пожаловать его мог только султан.Следовательно,связи и влияние у семьи были и немаленькие.Другое дело,что Фериде не могла ими воспользоваться.И еще,вспомните,как Фериде рассказывала в своих воспоминаниях о том,что в Стамбуле постоянно общалась с более знатными и высокопоставленными людьми,чем чванливый провинциальный аристократ.Значит и этот факт подтверждает высокое положение семьи ее тетки.
И ещё Фериде - очень цельный и честный человек. Неспособна она ни добиваться мужчины, который не горит желанием на ней жениться, ни оттеснять соперницу. Ни разводиться.
А вот тут-согласна.Душа у Фериде чистая и духовно она стоит выше многих,с кем ее сводила судьба.В том числе и Мюневвер.
"Правда,теперь старые обычаи ОТМЕНЕНЫ..." Так кто же мог отменить вековые традиции,если до реформ Ататюрка еще двадцать лет,но об ОТМЕНЕ знают даже в глухой деревушке? НЕ мог же их отменить сам султан!
Здесь ведь говорится именно об обычаях, а не о законах. И, скорее всего, Хатидже-ханым имеет в виду деревенский обычай выдавать замуж совсем юных девочек. Раз до глухой деревни добралась центральная власть (ведь присылают уже учителей из Стамбула, и девочек в школе учат), то приходится и соблюдать исламский закон, по которому не достигшим половой зрелости в брак вступать нельзя (если девочку выдали раньше, она имеет право на развод и, если потребует, то по формальным обстоятельствам получит, - такое, хотя и очень редко, случается по сей день).
Беатриче
Чем они отличаются и почему Мюневвер смогла уйти от мужа да еще и вступить во второй брак, а для Фериде это невозможно?
Каким образом развелась Мюневвер, в книге ничего не сказано. Может, это муж с ней развёлся - по собственной инициативе, или её семья уговорила его по-тихому развестись, раз уж брак не удался. А разведённая мусульманка может снова выходить замуж по собственному усмотрению. Никто ей больше не указ, хотя на свадьбе кто-то должен выступить в роли попечителя невесты, защитника её прав и интересов.
Разница между Мюневвер и Фериде в том, что у Мюневвер есть не только деньги, но и поддержка очень влиятельной семьи, а у Фериде - ничего, кроме материнских драгоценностей, которых ненадолго хватило, и кучи тёток - обеспеченных, но не более того, придворных в её родне не водится. И ещё Фериде - очень цельный и честный человек. Неспособна она ни добиваться мужчины, который не горит желанием на ней жениться, ни оттеснять соперницу. Ни разводиться.
Ивлев Игорь,вспомните книгу.Мюневвер уехала в Европу для лечения.До этой поездки она жила в Стамбуле.Как собственно и Фериде.По происхождению,образованию,воспитанию они ничем не отличаются друг от друга.Почему же ,турецкие законы и обычаи распространяются только на Фериде,а у Мюневвер есть индульгенция?Как Мюневвер могла получить развод,а потом вступить в новый брак?
Вот слова подруги:"Когда-то ,она увлеклась одним человеком, вышла замуж, но не была счастлива. После всех потрясений бедняжка заболела. Врачи посоветовали отправить ее в Европу. Новая любовь пришла в тот момент, когда она уже выздоровела и собиралась возвращаться на родину..." И так далее.
Почему одной можно,а другой нет?
Ивлев Игорь (Санкт-Петербург) 18.12.2012 - 18:01:45
Эфрата
Правда,теперь старые обычаи ОТМЕНЕНЫ...,,Так кто же мог отменить вековые традиции,если до реформ Ататюрка еще двадцать лет,но об ОТМЕНЕ знают даже в глухой деревушке?
Это из универсального - "Вот раньше нравы были, а теперь испортились". Не мог же Гюнтекин так буквально трактовать, если роман писался в первый год реформ.
И еще - Фериде получила образование в христианской школе(практически в монастыре),но в Стамбуле существовал Учительский институт,в котором обучались и женщины
Вот как раз это и говорит, что весь круг общения Фериде, Кямрана, Мюннивер - это по преимуществу извините оторвавшаяся от народа прослойка, нечто вроде нашего дворянства раннепушкинской поры. По русски (турецки) герои может и говорили да только народато они и не знали. сидя в Петербурге (Стамбуле).
А институт? Так и Саудовской Аравии он есть чуть не семьдесят лет, но как скромно отмечается "под внимательным наблюдением мудрейших".
Привет всем уважаемым собеседникам!Игорь (119),мне несколько неясно с реформами Ататюрка.Как я понимаю,именно они(реформы)как-то изменили жизнь турчанок.Но вот небольшой пример из книги(не помню,есть ли это в фильме):в бытность свою учительницей в Зейнилер Фериде с удивлением узнает,что ее ученицу,девочку 12-и лет,выдают замуж.На ее удивление Хатидже-ханым говорит:,,Моя божественная дочь,разве 12 лет - это мало?Когда я выходила,мне было 15,и считалось,что я ,,засиделась,,.Правда,теперь старые обычаи ОТМЕНЕНЫ...,,Так кто же мог отменить вековые традиции,если до реформ Ататюрка еще двадцать лет,но об ОТМЕНЕ знают даже в глухой деревушке?НЕ мог же их отменить сам султан!И еще - Фериде получила образование в христианской школе(практически в монастыре),но в Стамбуле существовал Учительский институт,в котором обучались и женщины.Было бы интересно узнать Ваше мнение и мнения других форумчан.
Ивлев Игорь (Санкт-Петербург) 18.12.2012 - 16:43:24
Мирьям (Хайфа)
Поводов было выше крыши.Сначала шейх страдал от любви, потом весь военный городок был готов на ней жениться и ничего выстояла.
Ну Фериде-то тут причём? Она всем всегда давала понять, что по вопросам любви это не к ней. И всё равно за все страдания посторонних расплачивалась именно она.
Ивлев Игорь (Санкт-Петербург) 18.12.2012 - 16:25:34
Мирьям (Хайфа)
И если наивная избалованная девочка не пропала в мусульманской Турции, не стала падшей, так что взрослая опытная женщина вряд ли опустится.
Даже будучи кристальным человеком, не дающим повода для сплетен эта девочка вынуждена бежать с места на место. А появись повод...
Она то не опуститься, её извините опустят (не поймите в пошлом смысле).
Игорь, с чего Вы взяли,что Мюнневер большую часть жизни жила в Европе?Она уехала в Европу после неудачного романа,т.е. она жила в Европе последнее время.И если наивная избалованная девочка не пропала в мусульманской Турции, не стала падшей, так что взрослая опытная женщина вряд ли опустится.
Ивлев Игорь (Санкт-Петербург) 18.12.2012 - 16:00:34
Беатриче
При чем здесь,где она жила? Фериде тоже родилась в знатной семье.Чем они отличаются и почему Мюневвер смогла уйти от мужа да еще и вступить во второй брак ,а для Фериде это невозможно?
Опять говорю Мюниввер турчанка только по имени. Большую часть времени она жила где угодно но не на родине. И нормы поведения у неё европейские. Разумеется если бы Фериде с Исхан-беем или ещё с кем, сказали бы - "Наш дом Париж, Турция прощай навсегда", тогда и разговора нет. Но Гюнтекин не о горькой судьбе османской интеллегенции в эмиграции писал.
А Мюневвер хоть день жила за пределами столицы? Или всё больше в Парижах да Римах. Она хоть раз слушала предписание кади, который по уровню знаний отличался от односельчан лишь тем что умел считать до пятидесяти, наизусть вызубрил коран (по арабски и не сильно разбираясь), да краткие извлечения из шариата?
При чем здесь,где она жила? Фериде тоже родилась в знатной семье.Чем они отличаются и почему Мюневвер смогла уйти от мужа да еще и вступить во второй брак ,а для Фериде это невозможно?
Ивлев Игорь (Санкт-Петербург) 18.12.2012 - 12:27:13
Мирьям (Хайфа)
Игорь,я снимаю шляпу перед Вашими знаниями по истории Турции. Так по -Вашему мнению Фериде привязана навеки вечные к этому идиоту и уйти от него у нее нет никакой возможности?
Почему есть. Даже два. Либо ждать двадцать лет до реформ Аттатюрка (ей будет то всего под пятьдесят). Либо гордая со сбитыми ногами из селенье в селенье (пока не вышвырнут). Может где-то в Турецком Курдистане и осядет . Там грамотных днём с огнём не видели. За знание и за тело может кто и даст плошку супа. Есть правда ещё вариант дойти до Карса, В Российской империи как-то проще с вопросами освобождения женщин. А вообще будующая жизнь героини мне как-то больше кажеться похожей на жизнь Касыма и Фатимы. Касым (Кямран) будет курагу жевать, а Фатима (Фериде) домом править, хотя она и не судейская дочь.
Игорь,я снимаю шляпу перед Вашими знаниями по истории Турции. Так по -Вашему мнению Фериде привязана навеки вечные к этому идиоту и уйти от него у нее нет никакой возможности?
Ивлев Игорь (Санкт-Петербург) 18.12.2012 - 10:12:31
Беатриче
Ивлев Игорь ,а как же тогда Мюневвер смогла уйти от мужа? Ее подруга говорила,что та не была счастлива в браке и заболела.
А Мюневвер хоть день жила за пределами столицы? Или всё больше в Парижах да Римах. Она хоть раз слушала предписание кади, который по уровню знаний отличался от односельчан лишь тем что умел считать до пятидесяти, наизусть вызубрил коран (по арабски и не сильно разбираясь), да краткие извлечения из шариата?
отзывы
придворных в её родне не водится.
Отец Кямрана-паша.А в те времена,этот титул приравнивался к титулу европейского герцога.Титул паши давали либо за выдающиеся заслуги перед империей либо за преданность на службе султану.Пожаловать его мог только султан.Следовательно,связи и влияние у семьи были и немаленькие.Другое дело,что Фериде не могла ими воспользоваться.И еще,вспомните,как Фериде рассказывала в своих воспоминаниях о том,что в Стамбуле постоянно общалась с более знатными и высокопоставленными людьми,чем чванливый провинциальный аристократ.Значит и этот факт подтверждает высокое положение семьи ее тетки.
И ещё Фериде - очень цельный и честный человек. Неспособна она ни добиваться мужчины, который не горит желанием на ней жениться, ни оттеснять соперницу. Ни разводиться.
А вот тут-согласна.Душа у Фериде чистая и духовно она стоит выше многих,с кем ее сводила судьба.В том числе и Мюневвер.
Беатриче
Разница между Мюневвер и Фериде в том, что у Мюневвер есть не только деньги, но и поддержка очень влиятельной семьи, а у Фериде - ничего, кроме материнских драгоценностей, которых ненадолго хватило, и кучи тёток - обеспеченных, но не более того, придворных в её родне не водится. И ещё Фериде - очень цельный и честный человек. Неспособна она ни добиваться мужчины, который не горит желанием на ней жениться, ни оттеснять соперницу. Ни разводиться.
Вот слова подруги:"Когда-то ,она увлеклась одним человеком, вышла замуж, но не была счастлива. После всех потрясений бедняжка заболела. Врачи посоветовали отправить ее в Европу. Новая любовь пришла в тот момент, когда она уже выздоровела и собиралась возвращаться на родину..." И так далее.
Почему одной можно,а другой нет?
Это из универсального - "Вот раньше нравы были, а теперь испортились". Не мог же Гюнтекин так буквально трактовать, если роман писался в первый год реформ.
Вот как раз это и говорит, что весь круг общения Фериде, Кямрана, Мюннивер - это по преимуществу извините оторвавшаяся от народа прослойка, нечто вроде нашего дворянства раннепушкинской поры. По русски (турецки) герои может и говорили да только народато они и не знали. сидя в Петербурге (Стамбуле).
А институт? Так и Саудовской Аравии он есть чуть не семьдесят лет, но как скромно отмечается "под внимательным наблюдением мудрейших".
Ну Фериде-то тут причём? Она всем всегда давала понять, что по вопросам любви это не к ней. И всё равно за все страдания посторонних расплачивалась именно она.
Даже будучи кристальным человеком, не дающим повода для сплетен эта девочка вынуждена бежать с места на место. А появись повод...
Она то не опуститься, её извините опустят (не поймите в пошлом смысле).
Опять говорю Мюниввер турчанка только по имени. Большую часть времени она жила где угодно но не на родине. И нормы поведения у неё европейские. Разумеется если бы Фериде с Исхан-беем или ещё с кем, сказали бы - "Наш дом Париж, Турция прощай навсегда", тогда и разговора нет. Но Гюнтекин не о горькой судьбе османской интеллегенции в эмиграции писал.
Беатриче
А Мюневвер хоть день жила за пределами столицы? Или всё больше в Парижах да Римах. Она хоть раз слушала предписание кади, который по уровню знаний отличался от односельчан лишь тем что умел считать до пятидесяти, наизусть вызубрил коран (по арабски и не сильно разбираясь), да краткие извлечения из шариата?
Почему есть. Даже два. Либо ждать двадцать лет до реформ Аттатюрка (ей будет то всего под пятьдесят). Либо гордая со сбитыми ногами из селенье в селенье (пока не вышвырнут). Может где-то в Турецком Курдистане и осядет . Там грамотных днём с огнём не видели. За знание и за тело может кто и даст плошку супа. Есть правда ещё вариант дойти до Карса, В Российской империи как-то проще с вопросами освобождения женщин. А вообще будующая жизнь героини мне как-то больше кажеться похожей на жизнь Касыма и Фатимы. Касым (Кямран) будет курагу жевать, а Фатима (Фериде) домом править, хотя она и не судейская дочь.
А Мюневвер хоть день жила за пределами столицы? Или всё больше в Парижах да Римах. Она хоть раз слушала предписание кади, который по уровню знаний отличался от односельчан лишь тем что умел считать до пятидесяти, наизусть вызубрил коран (по арабски и не сильно разбираясь), да краткие извлечения из шариата?