Если судить по началу фильма, перед нами традиционный детектив, снятый со строгим соблюдением всех законов жанра. За городом, в рыбачьей сторожке на берегу Илим-озера убит некий Роман Селецкий. В преступлении обвиняется молодой рабочий Борис Юнусов. Дело, вроде, не сложное: акт судебно-медицинской экспертизы, данные дактилоскопического обследования оружия, из которого был сделан роковой выстрел, показания нескольких свидетелей, обстоятельства, сопутствующие убийству, — все неопровержимо подтверждает вину Юнусова. И зря он запирается. Зря не хочет признаться в совершенном. Ведь тем самым он мог бы смягчить наказание, которое его неминуемо ждет...
Зрители наверняка будут увлеченно следить за ходом судебного разбирательства поставленного в полном соответствии со всеми главными особенностями реально существующей процедуры суда, присматриваться к одним и тем же эпизодам, связанным с убийством, по нескольку раз повторяющимся на экране, — всякий раз иначе, в зависимости от того, кто дает показания в данный момент. Не в меньшей степени будет захвачен зритель историей характеров, подробностями взаимоотношений людей, так или иначе причастных к преступлению, которые сейчас вот, в зале суда, раскрываются столь неожиданно и наглядно...
Схема традиционного детектива обычно предполагает наличие двух центральных фигур: преступника и человека, ведущего расследование. А картина «Без права на ошибку» начинается в тот момент, когда следствие уже завершило свою работу, и пожилому, опытному судье Николаю Александровичу вовсе, кажется, не нужно долго «копаться» в деле. Обвинительное заключение, солидно аргументированное, — у него в руках. Да и служебные обязанности судьи не предполагают такого рода деятельности, как сбор дополнительных улик или поиск новых свидетелей. Но одно дело — служебный
долг, другое — долг человеческий, моральный. А Николай Александрович — человек беспокойной совести. Его настораживают даже самые мелкие несоответствия и неясности в разбираемом деле. Он хочет, он обязан установить истину! Ибо он — судья, а значит, не имеет права ошибаться. Его возможная ошибка — это или наказание невиновного, или оправдание убийцы. В любом случае он рискует совершить нравственное преступление перед обществом, покой и интересы которого призван защищать. Режиссура фильма, драматургические возможности роли и выдающееся актерское дарование Олега Жакова — это счастливое сочетание разрушает традиционную детективную схему. Именно судья оказывается главным действующим лицом картины «Без права на ошибку». Это благодаря ему, его личным усилиям и честности, его уважению к закону и высокому сознанию своего гражданского долга суд в конце концов выносит справедливый приговор...
Николай Савицкий
«Спутник кинозрителя» , октябрь 1975 года
обсуждение >>