...Тюремная драма «Цезарь должен умереть» несколько схематична, куцевата и по идее не нова, но забавна, а главное – чрезвычайно актуальна. Зэки – настоящие, с реальными сроками за наркоторговлю или мафиозные дела, ставят в одной из самых строгих итальянских тюрем шекспировскую трагедию «Юлий Цезарь». Заговорщики убивают диктатора Цезаря, который забрал слишком много власти, и объявляют свободу, а народ в ответ подпаливает их дома и учиняет смуту. На репетициях шекспировские диалоги незаметно перетекают в личные разборки, а в событиях постановки начинают бурно участвовать все заключенные. Чистый театр Антонена Арто: преступники – лучшие артисты; те и другие просто умеют переходить положенные другими границы. У итальянцев это еще, видно, в крови, поэтому лучший эпизод фильма – кастинг, на котором претендентам предлагается всего лишь назвать себя в двух вариантах: униженно и, наоборот, агрессивно. То и другое происходит на наших глазах без всякой внутренней перестройки – подобно тому, как борьба за свободу перерастает в гражданскую войну и ведет к установлению императорской власти. Да, правда, зэки сыграли отменно, особенно «Брут» и «Антоний», чья легендарная речь над трупом Цезаря напомнила мне еще и евстигнеевское «Римлянцы, совграждане, друзья!» из телефильма «Старый Новый год» по пьесе Михаила Рощина. Бывают странные сближенья...
Нина Цыркун
«Искусство кино»
обсуждение >>