Кино-Театр.Ру
МЕНЮ
Кино-Театр.Ру
Кино-Театр.Ру
Кино-Театр.Ру мобильное меню

«Белые столбы». Итоги

Хроника кино >>

В подмосковных Белых Столбах завершился очередной фестиваль архивного кино. Его задача с виду проста – знакомить публику с киноисторией. Но сотрудники Госфильмофонда России, столько лет работающие в прямом контакте с чистым творчеством, так срежиссировали программу фестиваля, что сама история начинает восприниматься как хорошо поставленная драма или даже трагедия.
Не тринадцатый фестиваль, а «Опус XIII». Это не черная полоса, а совпадение: чертовой дюжины с гоголевской мистикой, воспоминаний о мировом экономическом кризисе конца двадцатых с ностальгией по советскому кинематографическому братству.
Владимир Дмитриев, замдиректора Госфильмофонда России: «Мы и назвали его фестиваль-семинар, где вещи чисто научные. И архивные вещи должны были выйти на заметное место. Сегодня, например, они составляли весь день».
Всего 13 планов – первая и единственная документальная киносъемка Государственного церемониала в Российской империи. Под лупой на почти черном негативе кадры этой съемки несколько лет назад разглядел сотрудник Красногорского архива. Их никогда и нигде не демонстрировали.
Этот фильм зритель не принял: слишком много авангарда и нет явного сюжета. Его отвергло и киноруководство: в фильме на революционную тему нет места поэтике. Результат – всего несколько копий и запрет на широкий формат.
Геннадий Полока признается: тогда молодых режиссеров «Ленфильма» - его, Мотыля, Кулиша и Панфилова – картина потрясла неординарным подходом к вечной теме человеческого противоборства. Почти через 50 лет Геннадий Полока увидел ее еще раз: «Я могу этот фильм поставить в число немногих фильмов, созданных человечеством за сто лет. Я очень переживаю за его восстановление. К сожалению, этот фильм далек от оригинала».
Восстанавливают его долго и кропотливо. Единственный негатив «Первороссиян» хранился в Госфильмофонде на 70-миллиметровой пленке. За возможность показать его зрителю борются несколько сотрудников.
Татьяна Кухтина, сотрудник Госфильмофонда России: «С пленки перевели на цифру, а потом обратно – с оцифровки на пленку. Это первый фильм, который был сделан в этом году. Конечная цель – весь фонд, начиная со старых материалов, перевести на цифру».
В новое хранилище, о котором так долго мечтали работники, постепенно перевозят коробки с кинолентами. Новинка – на коробках появились штрихкоды, как в супермаркетах. Для идентификации.
Это только коробки не отличишь друг от друга. Живущие по соседству фильмы могут быть самыми разными и даже идеологически несовместимыми. Никакой селекции. В Госфильмофонде этим гордятся – можно создавать стереоскопию времени.
Владимир Дмитриев, замдиректора Госфильмофонда России: «Мы показываем советскую кинохронику и документальный фильм Довженко «Освобождение». Мы показываем немецкую кинохронику, показываем американские фильмы – с разных точек зрения все это и воспринимается, чтоб зритель мог сопоставить, понять».
Можно еще раз вспомнить, как вместе выстояли в годы испытаний.
Можно даже на гоголевщину в кино взглянуть с разных сторон. Одно дело «Нос» эмигранта Александра Алексеева. Он больше интересен техникой – используется игольчатый экран. Другое - «Шинель» Альберто Латтуады, картина 50-х годов, которая никогда не была в нашем прокате.
Валерий Босенко, сотрудник Госфильмофонда России: «Нам она бы показалась поверхностной, сделанной на комиковании общей ситуации, недостаточно трагичной, как у Гоголя. И если не знать первоисточника, то сказать, что все мы вышли из гоголевской «Шинели», затруднительно».
Астрахань и Нижний Новгород, Иркутск, Москва и Ленинград – в 26-м году афиши премьерного фильма висели на всех кинотеатрах страны.
Евгений Барыкин – автор «Выставки одной афиши» - говорит, что в них - контекст времени. Интересны цены на билеты, то, что «Шинель» называлась боевиком, что фамилии эмигрантов употреблять не запрещалось, а в фамилии актера Костричкина, тогда неизвестного, - ошибка. Обращать внимание на такие мелочи – любимое дело режиссеров, культурологов и киноведов.
На фестивале лучшим кинокритиком года назвали Ларису Малюкову, историком кино – Майю Туровскую. А лучшей программой признан цикл «Шедевры старого кино» телеканала «Культура».
Не награды и призы, а кино является важнейшим на этом фестивале. То уникальное кино, которое помогает понять и проанализировать время. День сегодняшний и день вчерашний.

обсуждение >>

№ 1
Марк Кириллов (СПб)   21.02.2009 - 02:19
Было бы неплохо,если б "хранители из Белых столбов" не только хранили (за что им ОГРОМНЕЙШЕЕ спасибо) кинонаследие,но и старались доводить до зрителя то,что скрыто в архивах.Времена кинотеатров... читать далее>>
Электротеатр "Пегас" - "дедушка" росскийского кинопроката
Электротеатр "Пегас" - "дедушка" росскийского кинопроката
В Москве открылся "Электро-театр", построенный на средства Александра Ханжонкова (Дом Ханжонкова) - один из первых московских кинотеатров. С конца 30-х годов, сменив три имени ("Пегас", "Горн", "Межрабпом"), Дом Ханжонкова получил название "Москва", став не только излюбленным кинотеатром москвичей, но и своеобразной витриной столичного проката.
Сам пришел или Не горюй!
Сам пришел или Не горюй!
22 декабря 1969 года на экраны СССР вышла комедия Георгия Данелии "Не горюй!", знаковая, фирменная работа режиссера, снятая по мотивам романа Клода Тилье "Мой дядя Бенжамен".
1 комментарий
Сложным путем...
Сложным путем...
Официально фильм «Агония» датирован 1981 годом. На самом деле он был окончен 25 сентября 1974 года, но только спустя 7 месяцев, 18 апреля 1975 года, фильм был наконец принят Госкино СССР.
7 апреля
НТВ
7 апреля
Домашний
7 апреля
ТНТ
10 апреля
ТНТ
11 апреля
Домашний
8 апреля
КиноПоиск HD
8 апреля
КиноПоиск HD
10 апреля
Wink
10 апреля
Netflix
12 апреля
КиноПоиск HD
16 апреля
КиноПоиск HD
20 апреля
Амедиатека
22 апреля
Disney+
24 апреля
КиноПоиск HD
Кино-театр.ру на Яндекс.Дзен