40 лет назад знаменитый режиссер Андрей Тарковский приступил к съемкам фильма «Андрей Рублев»
Культовую киноленту Тарковского «Андрей Рублев» часто показывают по телевидению. Фильм снимался в течение двух лет в разных городах. Кинокартина сделала многих актеров знаменитыми. Но в этом материале речь пойдет не о них. Небольшую, но яркую роль Марфы в «Андрее Рублеве» сыграла петербурженка Нелли Снегина, режиссер-документалист. В то время 25-летняя девушка училась на режиссерском факультете ВГИКа. О том, как проходили съемки культового фильма, Нелли Николаевна рассказала корреспонденту «Комсомолки».
В ожидании телеграммы
- Я пробовалась на роль главной героини в фильме «Время, вперед!» у режиссера Михаила Швейцера, - вспоминает Нелли Снегина. - Вошла в аудиторию, где собралась съемочная группа. Там было несколько молодых людей, которых я не знала. Один, склонив голову набок, стал меня рассматривать. «Вы кто?» - спросил он. «Я - студентка, будущий режиссер. Учусь во ВГИКе», - ответила я. «Ну ладно», - улыбнулся незнакомец и ушел. Студенты зашушукались, подбежали ко мне: «Ты знаешь, кто это? Это же Тарковский!» Тогда имя Андрея Тарковского было известно, он уже снял «Иваново детство», фильм с успехом шел во всех кинотеатрах.
А потом Тарковский пригласил меня на кинопробы. Пробовалась я на Дурочку. Как потом мне сказали, пробы прошли успешно. Мы подружились с Андреем. И все свободное время я проводила в его киногруппе. Благо, времени у меня было много. Ведь до ВГИКа я закончила Белорусский государственный университет, поэтому от лекций по общеобразовательным предметам была освобождена, ходила только на мастерство.
Позже съемочная группа уехала в Псков. А мне велели из Москвы не уезжать, ждать вызова. Только потом я узнала, что в роли Дурочки Тарковский снял свою первую жену Ирму.
А в это время Андрей Тарковский решил снимать меня в роли Марфы. Он уже снял барышню из Харькова, модель, но материал ему не понравился. Стали вызывать меня. Я получила три телеграммы, но не двигалась с места, пока за мной не приехала Лариса (будущая вторая жена Андрея, в то время помощник режиссера. - Ред.).
Папарацци 60-х
В Пскове с моим участием снимали лишь сцену в сарае, где я знакомлюсь с Андреем Рублевым (актером Анатолием Солоницыным. - Ред.), отвязываю его, и мы целуемся. Это происходит во время праздника Ивана Купалы. Все вокруг голые и свободные, купаются в озере и предаются любви. Предполагалось, что и моя героиня в сарае будет голой прыгать с лестницы. Но я уговорила Тарковского снять меня в накинутом тулупе - так гораздо эротичнее. И он согласился.
Кстати, сцена, когда народ бежит к озеру, у меня до сих пор вызывает улыбку. Видимо, массовку набирали на пляжах, и на фоне загорелых тел здорово выделяются абсолютно белые попы.
...Однажды в перерыве между съемками произошла странная встреча. Мы сидели в моем номере вместе с Толей Солоницыным. Комната была на втором этаже, а окна выходили на крышу ресторана. Вдруг я увидела двоих мужчин, прогуливающихся по крыше. Один из них увидел меня в окне, подошел: «Вы кто? Из обслуживающего персонала?» «Нет, я актриса». Мужчина присвистнул и попросился в гости. В это время в номер заглянул его приятель и заговорщицки сказал: «У нее мужчина». Они удалились. А Толя Солоницын спросил: «Знаешь, кто хотел зайти в гости? Это Аджубей». Легендарный журналист, бывший редактор «Комсомольской правды» и «Известий», зять Хрущева, в то время он возглавлял журнал «Советский Союз» и, видимо, хотел собрать информацию про съемки фильма, так как сам Тарковский никаких интервью не давал. Но Толя Солоницын их спугнул.
Я испугалась и ушла под воду
- Сцену в озере доснимали в пруду на территории «Мосфильма». Была уже осень, вода прохладная, но день выдался солнечным. Лебедей, плавающих в пруду, выгнали на берег.
На меня надели телесного цвета лифчик и трусики, парик. Я поплыла. И тут случилось непредвиденное. Одному лебедю не понравилось, что кто-то занял его территорию, он выплыл на середину, выгнулся, вытянул лапы и угрожающе захлопал крыльями. Я испугалась и ушла под воду. Пришлось доснимать на следующий день, так как парик был безнадежно испорчен.
В следующий раз встречи с лебедем удалось избежать, зато за забором «Мосфильма», через который был хорошо виден пруд, собралось колоссальное количество народа. Тогда голых женщин не показывали, а тут такое представление! Зрители были в восторге!
Фильм «Андрей Рублев», прежде чем его увидели в России, успели посмотреть во многих странах мира. Мои знакомые, которые ездили за границу, говорили: «Слушай, в какую страну бы ни приехали, везде твои портреты!» Иностранные кинопрокатчики, чтобы заинтересовать зрителя, рекламировали фильм с помощью «обнаженки».
Французские лягушки и вареные раки
- Мы и после окончания съемок «Андрея Рублева» продолжали общаться с Тарковским. Я очень подружилась с его второй женой Ларисой.
Как-то мы собрались у Лариски и Андрея. И кто-то привез в подарок банку лягушачьих лапок из Франции. Все морщились и отказывались их есть. Но Андрей решил рискнуть. Попробовал и сказал: «Вкусно, но морально тяжело».
Тогда вообще было какое-то необыкновенное время - жизнь кипела. Мы были молодыми и бесшабашными.
Сам Тарковский устраивал праздники в шумных компаниях, постоянно что-то придумывал. Как-то перед днем рождения Андрея мы с Лариской купили раков. Мне досталась самая неблагодарная работа: отмывать бак, в котором кипятили белье. Праздник отметили отлично. А когда все как следует выпили, Андрей предложил... скинуть с балкона горку с посудой - на счастье. Дотащили до балкона, а потом передумали.
...Уже переехав в Петербург, Нелли Снегина узнала, что утверждена на роль сестры старухи-процентщицы в фильме «Преступление и наказание» режиссера Кулиджанова. Уже был сшит костюм.
Но... Снегину Лев Кулиджанов встретил раньше, чем актрису на роль старухи. А когда нашел нужное лицо, то понял, что «сестры» не подходят друг другу по возрасту. Сестру сыграла Любовь Соколова.
- В фильме есть очень страшная сцена, когда сестру старухи-процентщицы убивают. Когда мы смотрели этот фильм вместе с мужем, он вздохнул с облегчением: «Слава богу, это не ты...»
КТО ТАКАЯ МАРФА
В фильме Андрея Тарковского «Андрей Рублев» Нелли Снегина сыграла Марфу. Во время языческого праздника она встречает живописца Андрея. Освобождает его от веревок, заводит с ним разговор о свободной любви и пытается соблазнить «божьего» человека. Второй раз они встречаются на следующий день, когда она, голая и растрепанная, пытается вплавь скрыться от стражи.
Кстати, в сцене, где обнаженная Марфа бежит к озеру (на экране показывают лишь общий план), за Нелли Снегину сыграла дублерша.
Алена БОБРОВИЧ
4 Июня 2004
обсуждение >>