Ваграм Борисович Кеворков родился 1 июля 1938 года в Пятигорске. Окончил историко-филологический факультет Пятигорского государственного педагогического института и режиссерский факультет ГИТИСа им. А. В. Луначарского. Писатель, режиссер-постановщик, актер, журналист. Работал на телевидении и на эстраде. Член Союзов писателей и журналистов. В 2005 году в Московской городской организации Союза писателей России вышла его книга «Сопряжение времён». В «Нашей улице» печатается с № 76 (3) март 2006. Участник альманахов издательства "Книжный сад" "Ре-цепт" и "Золотая птица", альманаха поэтессы Нины Красновой "Эолова арфа". В 2008 году в Издательстве писателя Юрия Кувалдина "Книжный сад" вышла книга повестей, рассказов, эссе "Романы бахт". В 2009 году Юрий Кувалдин издал новую книгу повестей и рассказов Ваграма Кеворкова "Эликсир жизни".
Ваграм Кеворков - «русский сын армянского народа», как он в шутку называет сам себя» - особое явление в нашей литературе, позднеспелое русское яблоко с армянскими корнями. Прежде чем писать книги, он много лет проработал на центральном телевидении и на эстраде. Снимал фильмы, вёл передачу «Спокойной ночи, малыши». Я познакомилась с ним 20 лет назад, на сольном концерте своего друга - певца и композитора Анатолия Шамардина, с которым Ваграм когда-то учился в Пятигорске, в одном и том же пединституте, только Анатолий - на факультете иностранных языков, а Ваграм - на историко-филологическом факультете, и они оба участвовали в художественной самодеятельности, а потом вместе работали в Тульской и Владимирской филармонии и в Москве, Ваграм организовывал концерты и сам вёл их, и читал разные юморески, а Анатолий пел песни из своего репертуара… То есть они оба были (и есть) старые друзья, которые знали (и знают) друг друга со студенческой скамьи и за много лет не потеряли друг друга из поля зрения, потому что их дороги всегда шли рядом, а если и расходились на какое-то время, то потом опять сходились.
Однажды Ваграм показал мне свои рассказы, которые писал «для себя», в стол, и они очень удивили меня и очень понравились мне, и я помогла ему напечатать их в альманахе «Истоки», в «старинном» советском альманахе, членом редколлегии которого я тогда была. А потом я показала Ваграму дорожку в журнал Юрия Кувалдина «Наша улица», в новый журнал нашего времени, где я была неофициальным заместителем главного редактора, и чуть ли не за ручку привела туда Ваграма… И он стал автором этого журнала, и стал писать рассказ за рассказом, повесть за повестью, используя там свой накопленный им за жизнь богатый творческий материал, и печататься в каждом номере «Нашей улицы», и в альманахах Кувалдина «Ре-Цепт», «Золотая птица». И стал на глазах у всех формироваться и расти как прозаик, не по дням, а по часам, и за короткий период вырос и превратился в великолепного профессионального писателя, в мастера, со своими темами, со своими взглядами на жизнь, со своим художественным стилем, языком и почерком, при поддержке Юрия Кувалдина, который умеет находить и растить таланты и зажигать творческий огонь в людях с Божьей искрой и подливать масла в этот огонь и открывать в литературе новые имена. Причём он считает, что литературе, как и любви, «все возрасты покорны», не только какому-нибудь «юноше (или девушке) в расцвете лет», но и людям в годах, и что в свои немолодые годы человек способен написать такие прекрасные вещи, которых не мог бы написать в молодые годы.
Фёдор Тютчев написал свои лучшие стихи - например, «денисьевский цикл» - после пятидесяти-шестидесяти и почти в семьдесят лет. Сергей Аксаков написал свои лучшие книги - «Записки об уженье рыбы», «Записки оружейного охотника Оренбургской губернии» - после шестидесяти лет, а «Семейную хронику», «Детские годы Багрова-внука», «сказку Пелагеи-ключницы» «Аленький цветочек» - в 67 лет. Лев Толстой написал пьесу «Живой труп», роман «Воскресение», повесть «Хаджи-Мурат» - почти в восемьдесят лет. Гёте написал «Фауста» - первую часть - почти в шестьдесят лет, вторую - в семьдесят шесть (тире) и восемьдесят два года. Поэтическое дарование Микеланджело проявилось в полной мере только под конец его жизни, почти в 90 лет. Тютчев, Аксаков, Толстой, Гёте, Микеланджело писали и владели пером с самого детства. Но есть случаи, когда люди (творческие по своей натуре) берутся за перо в пенсионном возрасте и достигают отличных творческих результатов. Как правило, это люди, которые вдруг осознают, что они прожили большую, интересную жизнь, о которой им есть что сказать миру, а она уходит, «исчезает, тает», как говорил Высоцкий, и нигде не остается, кроме как в твоей памяти, да и в твоей памяти остаётся не вся, а какими-то отрывками, клочками, кусками, фрагментами, и человеку хочется зафиксировать её на бумаге, переложить свою жизнь и свою душу в буквы, чтобы сохранить её, и он начинает писать. Вот и Ваграм Кеворков, у которого, правда, до этого был опыт журналиста, начал писать рассказы, повести и эссе, когда, как говорится, «земную жизнь прошёл наполовину».
В 2008 году в Издательстве Юрия Кувадина вышла книга прозы Ваграма Кеворкова "Романы бахт", в 2009 году - новая книга - «Эликсир жизни». Обе они оказались «томов премногих тяжелей» и обратили на себя внимание читателей и критики. В прессе - в «Независимой газете», в «Слове» и т. д. - появились восторженные отзывы о ней Юрия Кувалдина, Эмиля Сокольского и кое-кого ещё, и автора этих строк, а в литературе появилось новое имя, новое явление - Ваграм Кеворков. Сейчас он работает над новой книгой рассказов, самые новые из них читатели могут прочитать в июньском и июльском номерах «Нашей улицы» и в «Эоловой арфе».
А вот какое письмо прислал Ваграму Кеворкову его школьный учитель по литературе и русскому языку Герман Наумович Фейн, литератор, автор публицистических книг, который давным-давно живёт в Германии и который тридцать лет был там профессором Гейдельбергского университета:
"Дорогой Ваграм! Я прочитал почти все твои творения в двух томах и альманахах, которые ты (мне) прислал.
Главный вывод: ты, бесспорно, профессиональный прозаик.
Из всего, тобою написанного, особо ценю повесть "Я живу возле Кремля". Ставлю ее рядом с "Матрениным двором" Солженицына.
"Я живу возле Кремля" - уверен в этом - войдет в классические произведения современной русской литературы. Твой Г. Н. Фейн".
Ваграму Кеворкову 1 июля 2013 года исполняется 75 лет. У него впереди - новые книги, которых я и желаю ему, как и все его друзья! И ещё я, не боясь быть в этом банальной, желаю ему здоровья и сил, которых ему хватало бы на новые свершения в литературе и вообще на всё!
28 - 29 июня 2013 года,
Москва
Нина Краснова
обсуждение >>