Итальянский режиссёр, сценарист, продюсер.
Серджо родился 3 января 1929 года в Риме, в семье режиссёра — пионера итальянского кино Винченцо Леоне, работавшего под псевдонимом Роберто Роберти. Мать Биче Валериан была знаменитой актрисой немого кино. Семейная легенда гласила, что ради отца мать бросила наследного принца.
До прихода к власти фашистов Роберти был одним из самых уважаемых режиссёров итальянского кино, но в 1930-е годы он остался не у дел. В 1925 году Муссолини, ещё не будучи главой государства, предложил Роберти экранизировать его роман. Тот отказался, и Муссолини этого не забыл. Когда в 1930 году начался экономический кризис, Роберти предложил создавать кинокооперативы. Его обвинили в коммунистической пропаганде и запретили работать.
Серджо рос в бедности. Чтобы не умереть с голода, отец с матерью постепенно распродавали дорогие вещи, купленные раньше. Но, несмотря на бедность, отец смог устроить сына в католическую школу, где отсутствовала фашистская пропаганда, — помогли старые связи.
С детства Серджо привык к двоемыслию взрослых: дома говорили одно, а в общественных местах, среди стукачей — другое. Американские кино и книги были запрещены как идеологически вредные — но мальчишки передавали друг другу англоязычные комиксы о приключениях супергероев. Когда в конце войны в Италию вступили американские войска, подростки приветствовали их с энтузиазмом. Ну ещё бы — теперь они узнают, что приключилось с Суперменом и Флэшем Гордоном за эти годы!
Серджо плохо учился в школе, а после войны всё свободное время проводил в кинозалах, где крутили американские фильмы нон-стоп. Отец был недоволен — он считал, что сын должен стать юристом, потому что кино не даёт надежного заработка. Но Серджо мечтал пойти по стопам отца.
К началу 1950-х годов он закончил два курса юридической академии и бросил её.
Ещё во время учёбы в лицее он начал подрабатывать во время каникул на киностудии — снимался в массовках, работал "на подхвате". Затем снялся в маленькой роли в легендарном фильме Витторио Де Сики "Похитители велосипедов".
В 1946 году в фильме "Риголетто" начал карьеру помошника режиссёра.
Постепенно он стал профессиональным ассистентом режиссёра и на протяжении десяти лет изучал кинопроцесс изнутри, работая помощником великих постановщиков. Он считал, что профессионал должен досконально изучить все аспекты ремесла — и только потом браться за дело.
Дебют Леоне-режиссёра состоялся только в I960 году, да и то почти случайно. Один итальянский продюсер, специализировавшийся на исторических боевиках, заказал на студии фильм о Колоссе Родосском, будучи в полной уверенности, что это древнеримский герой-супермен. За неделю до начала съёмок продюсер соблаговолил прочитать сценарий, из которого выяснил, что Колосс Родосский — статуя. Продюсер пришел в ужас и хотел было закрыть постановку, но приглашенный ассистентом Леоне предложил ему аттракцион-приманку для зрителей — показать статую, которая ходит по городу и давит врагов.
"Колосс Родосский" имел большой успех в Италии, и Леоне стали предлагать новые псевдоисторические проекты. Но ему это было неинтересно. Он хотел снимать кино в американском стиле.
В 1960 году Леоне женился на Карле, талантливой и красивой балерине, которая ради него бросила блестящую карьеру, родила троих детей и осталась верной мужу до его смерти.
В 1964 году Леоне с огромным трудом наскреб деньги на постановку вестерна "За пригоршню долларов". Чтобы свести концы с концами, снимать пришлось в Испании — там дешевле.
На роль героя Леоне взял совершенно не известного в Италии Клинта Иствуда, поскольку тот согласился сниматься за гроши и делать всё, что велят. Леоне велел ему отрастить щетину, научиться курить сигару, нашел для него потрепанную шляпу и пончо — и в результате родился мифический Человек без имени, покоривший зрителей Старого и Нового Света.
На роль его противника Леоне пригласил театрального актёра Джана Марию Волонте. Поскольку тот привык играть в подчеркнуто театральной манере, Леоне сделал персонажа наркоманом, чтобы обосновать его взвинченно-напыщенное поведение перед камерой.
Композитором Леоне пригласил своего бывшего одноклассника Эннио Морриконе, причём тому даже не пришлось ничего сочинять. Леоне прослушал его старые наброски, выбрал понравившуюся ему мелодию и велел записать её в другой аранжировке: чтобы вместо голоса певца звучал свист.
Продюсеры хватались за голову от этих новшеств, но ничего не могли поделать. Леоне оговорил в контракте, что они предоставляют ему полную творческую свободу. И в результате он фактически в одиночку создал новый жанр, в котором персонажи, будучи философскими категориями, не перестают быть реальными людьми.
Посмотрев готовый фильм, прокатчики единодушно предсказали ему коммерческий провал, поскольку в сюжете не было любовной истории.
"За пригоршню долларов" вышел в прокат летом, в мёртвый сезон, в самом задрипанном кинотеатре Флоренции. Через месяц фильм вышел в общенациональный прокат и побил все рекорды кассовых сборов.
В 1968 году он не смог отказать себе в удовольствии поработать в Голливуде и поставил в Америке эпический вестерн "Однажды на Диком Западе". Но голливудская система производства его разочаровала: продюсеры сократили фильм почти на час и вырезали из американской версии сцену смерти одного из героев, чтобы финал получился оптимистичнее. Леоне заявил, что он уходит из кино.
Три года спустя друзья при помощи различных уловок и хитростей уговорили Леоне на постановку фильма "За пригоршню динамита" (1971). Но после этого разбогатевший маэстро надолго расстался с режиссурой, чтобы реализовать свою идефикс — создать школу национального жанрового кино.
К началу 1970-х годов снял пять вестернов, тут же обруганных критиками всего мира, а так же ставших эталонными фильмами о ковбоях, которые были заслужено внесены в золотой фонд кинематографа.
К началу 1980-х годов он спродюссировал семь картин, к тому же став автором одной из них — "Меня зовут никто". В которой он недвусмысленно намекнул на то, что времена вестерна, как жанра уже ушли, уступив место новой эпохе.
В 1980 году Леоне снова вернулся в кино, чтобы поставить свой шедевр "Однажды в Америке". Он готовился к фильму три года — изучал историю уличных банд в Нью-Йорке начала XX века, наблюдал за поведением курильщиков опиума, подбирал актёров, делал тысячи набросков, эскизов, раскадровок. Потом год снимал. Выпущенный в 1984 году фильм стал его лебединой песней.
После премьеры "Однажды в Америке" на Каннском фестивале Леоне снова стали приглашать в Голливуд. Спилберг объявил его "самым режиссёрским режиссёром" и признался, что учился режиссуре, изучая по кадрам "Хорошего, плохого, злого".
Но вместо того чтобы отправиться в Голливуд Леоне неожиданно для всех поехал в СССР. Он предложил Госкино совместный советско-итальянский фильм о блокаде Ленинграда и получил принципиальное согласие. Он начал писать сценарий об американском кинооператоре, который приезжает в Ленинград накануне блокады, влюбляется в русскую женщину и остаётся в осажденном городе.
Во второй половине 1980-х годов Леоне часто приезжал в Ленинград, встречался с блокадниками, изучал документы. Он говорил, что начнет снимать фильм не раньше 1992-1993 года, когда будет полностью к нему готов. Казалось, впереди ещё много встреч, находок, фильмов... Но в 1989 году, в разгар работы над фильмом, Леоне скончался.
Судьба Леоне — одна из самых странных в истории кино. Он был режиссёром от Бога, но снимал мало: за 40 лет работы в кино поставил всего семь фильмов. Он умер в возрасте 60 лет от сердечного приступа в разгаре подготовки к съёмкам фильма о блокаде Ленинграда. Долгое время он числился в режиссёрах класса "Б", но сейчас его называют одним из самых влиятельных фигур в кинематографе XX века.
Фильмы Леоне кажутся снятыми человеком, который на самом деле побывал и на войне, и в гангстерских разборках, и на настоящем Диком Западе, где прав тот, кто стреляет первым. Но на самом деле эта убедительность — результат скрупулезной подготовки к каждому фильму. Серджо Леоне никогда не был связан с криминальной средой. Он принадлежал к культурной элите Италии.
Ушёл из жизни 30 апреля 1989 года, приехав в родной город, вследствие очередного сердечного приступа. Причём смерть пришла за мэтром вечером, когда тот смотрел вестерн "Не хочу умирать".
Премия "Давид ди Донателло" (1972):
Лучший режиссер ("За пригоршню динамита")
Премия "Серебряная лента" (1985):
Лучший режиссер ("Однажды в Америке")
последнее обновление информации: 22.10.24
обсуждение >>