
Лайфстайл
К ней присоединились актриса Грета Ли и художница Анна Вейант

Спутник телезрителя
5 апреля, 23:00, Пятница!

Лайфстайл
Актриса родила первенца в 53 года

Новости кино

Лайфстайл
Актриса не любила излишнее внимание к отцу

Новости кино
Проект покажет НТВ

Спутник телезрителя
7 апреля, 23:10, ТВ-3

Новости кино
обсуждение
В фамилии известного азербайджанского композитора Закира БагИрова допущена
опечатка.
– композитор, общественный деятель, заслуженный деятель искусств (1958), народный артист (1964). С 1957 года член Правления, с 1968 года секретарь, с 1973 года первый секретарь, в 1990-2000 гг. – председатель Правления СКА. Учился в АГК (1934-1936), зокончил Московскую консерваторию и аспирантуру (1951;1954; класс композиции Ю. Голубева, классу дирижирования Л. Гинзбурга). В 1954-58 гг. в АГК руководил оркестровым классом. В 1961-64 гг. работал директором АГФ (в 1958-1959 гг. художественным руководителем). В 1939 году организовал в Баку первый джазовым оркестр. В разные годы работал в Москве с оркестрами А. Цфасмана и Э. Рознера, руководил азерб. эстрадным оркестром.
Т. Кулиев один из создателей азерб. эстрадной музыки. Песни Т. Кулиева, впитавшие особенности азерб. народной музыки, являются прекрасными образцами жанра. Музыкальный язык Т. Кулиева отличает простота, ясность и национальный колорит. Он является автором 5 оперетт, вальсов, вариаций и прелюдий для ф-но, музыки к к/ф и драматическим спектаклям, сотен песен. Значительна роль Т. Кулиева в развитиии жанра музыки к кинофильмам. Он создал музыку к таким фильмам, как «Любимая песня», «Встреча», «Под палящим солнцем», «Мачеха», «Телефонистка», «Есть такой остров», «Насими» и др. Т. Кулиев – автор оперетт «Актриса»(1943), «Искатели золота»(1963), «Одно твое слово»(1967), «Крушение Тахира»(1972), «Доброе утро, Элла!»(1973). Т. Кулиев обработал целый ряд народных песен и танцев для ф-но. Он записал на ноты мугамы «Раст» и «Забул» (1936) с исполнения знаменитого тариста Мансура Мансурова. Они вошли в историю музыки как первые опубликованные нотации мугама.
В 1934 году Тофик Кулиев поступает на учебу в музыкальное училище им. А.Зейналлы и, получив на Родине музыкальное образование, по содействию основоположника азербайджанской классической музыки, великого Узеира Гаджибекова, он с группой начинающих талантов направляется в Москву. Именно там у Т.Кулиева появляется невероятный интерес к джазовой музыке. Он начинает познавать глубины этого жанра, учится импровизировать и изучает ее теорию. Будучи талантливым учеником, он привлекает к себе внимание известного пианиста и художественного руководителя Всесоюзного джаз-оркестра Александра Цфасмана и начинает работать там пианистом. За короткое время Тофик был признан одним из самых лучших музыкантов оркестра.
Получив огромную практику в оркестре А.Цфасмана, который стал для него школой профессиональной джазовой музыки, Тофик вернулся в Азербайджан. Здесь он вместе с талантливейшим дирижером и авторитетом музыкального мира Ниязи создает первый бакинский джазовый оркестр.
Безусловно, талант Тофика Кулиева многогранен и неповторим. Он человек, который стал пионером и создателем новой культуры в Азербайджане. Его можно охарактеризовать как личность, обладающую музыкальной хваткой и руководительскими способностями. Оркестр, созданный им, значительно отличался культурой исполнения, профессионализмом и великолепной джазовой игрой. Многие музыканты этого оркестра впоследствии играли в различных джазовых коллективах Советского Союза. Трубач Исмаил Келентеров, который вначале стал солистом оркестра Бориса Ренского, а затем музыкальным руководителем первого мюзик-холла в Советском Союзе, саксофонисты Парвиз Рустамбеков и Тофик Ахмедов и другие - все они воспитанники школы джаза Тофика Кулиева.
К сожалению, существование этого оркестра было кратковременным. Прошло не так много времени, как самая страшная трагедия ХХ столетия обрушилась с разрушительной силой.
Началась вторая мировая война, во время которой раскрылись самые лучшие качества музыкантов, их преданность Родине, бесстрашие и отвага.
Весь оркестр как один был на фронте и стал оркестром 402-й Закавказской стрелковой дивизии. Музыканты оркестра получили особое признание и благодарность за поднятие боевого духа у военнослужащих в это трудное для всех время.
После окончания войны Тофик Кулиев решает продолжить свое образование и поступает в Московскую консерваторию им. П.И.Чайковского. Качества характера, существенно отличавшие его по жизни, всегда заставляли браться за дела, которые были не по плечу другим. Годы учебы одновременно на двух факультетах - по классам фортепиано и дирижера, были нелегкими, но увлекательными для Тофика. Окончив аспирантуру, он возвращается в Баку и продолжает свою творческую деятельность, однако в несколько ином музыкальном направлении, что было вполне оправданно. Уже со студенческой поры в нем жила музыка, принадлежавшая ему одному, которую он никогда и нигде не слышал, - музыка Тофика Кулиева. Его композиторские способности всегда брали верх, что впоследствии стало решающим в жизни музыканта. Это была та истина, которая исходила свыше и вошла в Золотой песенный фонд азербайджанской культуры. Его произведения стали исполнять такие легендарные, полюбившиеся во всем мире солисты, как Бюль-Бюль, Рашид Бейбутов, Шевкет Алекперова, знаменитый джазовый оркестр Эдди Рознера и другие. Наряду с этим он проявил себя как прекрасный дирижер и талантливый автор классических произведений. Его музыка получила признание и полюбилась слушателям многих стран мира.
Многочисленные записи музыки к кинофильмам и спектаклям, во время которых он сотрудничал с джазовыми музыкантами Рафиком Бабаевы м, Вагифом Мустафа-заде и другими, внесли особый дух и веяние в картины, которые стали классикой азербайджанского кино. Годы жизни, когда он играл джаз, оставили в нем ностальгические чувства и особую симпатию к джазовым музыкантам: он всегда поддерживал их, организовывал конкурсы и концерты, которые были стимулом для подрастающего поколения.
Тофик Кулиев обладал необычайной энергией и умом. Преуспевая в общественной и политической деятельности, он был назначен директором Бакинской государственной филармонии и избран депутатом парламента Азербайджанской Республики. За свои заслуги Тофик Кулиев был удостоен званий лауреата Государственной премии и народного артиста Азербайджана.
Несмотря на преклонный возраст, до последних своих дней Тофик Кулиев являлся профессором Бакинской музыкальной академии и председателем Союза композиторов. Вклад Тофика Кулиева в развитие джаза в Азербайджане незаменим и бесценен. Мы глубоко чтим его светлую память и преклоняем головы перед бессмертным наследием неповторимого музыканта.