27 декабря 2020
Старик Время не станет терпеть, когда его пытаются провести
Юная Алиса (
Миа Васиковска) - капитан торгового парусника. После долгого плавания и опасных приключений она возвращается в викторианский Лондон и узнаёт, что её пожилой покровитель, друг отца, умер, а его сын пригрел к рукам ее парусник, обменяв на заложенный мамой Алисы дом. Вместо капитанского мостика девушке предложена приличествующая барышне работа в конторе. Пребывая в гневе от такой несправедливости, она внезапно обнаруживает новый проход в свою сказочную страну, на этот раз - сквозь зеркало. В Зазеркалье всё по-прежнему волшебно, не считая ужасно захворавшего Шляпника (
Джонни Депп), тоскующего по погибшей семье. Спасая друга, Алиса проходит череду невероятных приключений, знакомится со Временем (
Саша Барон Коэн), чуть не рушит весь мир, но, в конце концов, восстанавливает гармонию.
«Алиса в Зазеркалье»: смотреть фильм онлайн
Диснеевская экранизация второй книги Льюиса Кэрролла построена ровно так же, как и первый фильм: сохраняется концептуальный смысл произведения, образы и характеры, а также параллель между реальностью и сказкой, «зеркалящими» друг друга, однако литературные герои помещаются в совершенно новый сюжет. При этом второй фильм сильно выигрывает у старшего брата, ведь зеркальность заложена уже в его названии. Алиса - творец волшебного мира (недаром остальные постоянно обращаются к ней за помощью), но она об этом не знает и не использует функцию власти, которая делегирована королям, королевам и Времени. Алиса - скромный герой, честно пытающийся разобраться в происходящем, пройти незнакомые лабиринты и получить сокровенные смыслы. Болеющий Шляпник - её сказочное альтер-эго, зеркальный близнец, переживающий ту же утрату, что и она в реальной жизни: помогая ему, она помогает себе самой.
В истории создания ленты интересна роль
Тима Бёртона - режиссёра прошлого фильма и продюсера нынешнего. Ехидный гений и прирождённый демиург, творец собственных миров выступает здесь скромным соавтором, любовно создавшим визуальную составляющую «Алисы», опираясь на канонические иллюстрации
Артура Рэкхема к изданию 1907 года. Его рисунки, выполненные в стиле модерн, полны драматизма и выводят сказку на героический уровень, оставив викторианское сюсюканье и заигрывание с детьми в прошлом (Бёртон, глубоко почитающий талант Рэкхема, даже купил его бывший дом в Лондоне и сделал из него творческую студию, где и создавал концепты к «
Алисе в стране чудес»).
Однако в обеих новых экранизациях героическая составляющая сказки словно вынута и воплощена отдельно - в стандартном голливудском сюжете, понятном и дидактическом, насыщенном правилами и моралью. Сказочные персонажи превратились в красивые тени на его обочине. Конечно, для восприятия массового зрителя история стала проще, но можно себе представить, насколько тяжко работать с таким материалом Бёртону, который создаёт и любит куда более неоднозначные миры? Не говоря уже о его знаменитом чёрном юморе, который присутствует в этой экранизации лишь гомеопатической каплей. Вот почему, не выдержав долгого сотрудничества с диснеевской «корпорацией добра», он отказался от постановки второго фильма, оставшись в роли продюсера. Режиссёрское кресло перешло к
Джеймсу Бобину, режиссёру «
Маппетов» и «
Али Джи шоу».
Возможно, благодаря таким перестановкам появился
Саша Барон-Коэн в роли Времени. В новом фильме он и
Хелена Бонэм-Картер снова (как и в «
Отверженных») составляют дуэт, одновременно комедийный, ужасающий и прекрасный. Обоюдный интерес Красной Королевы и Времени очень понятен: Время - хладнокровный судья и палач, Королева - его земное темпераментное воплощение. Хотя у Кэрролла персонаж Время не выведен, о Нём много говорится, а в фильме мы видим почти дословную инсценировку одного из знаменитых чаепитий у Шляпника - в Его присутствии. Время самый «кэрроловский», не вполне детский герой фильма, способный погрузить взрослого в размышления как о физике, так и об экзистенции, сути нашего существования. Он привносит в развлекательную историю ноту трагизма, но одновременно приводит в восторг, поскольку его природа и пугающая, и забавная.
Визуальная сторона фильма поражает своей роскошью, прекрасной избыточностью образов. Так, замок и слуги Красной Королевы неожиданно приобрели стиль шедевров Джузеппе Арчимбольдо, гениального живописца эпохи Возрождения, предшественника сюрреалистов. Это подчёркивает и эксцентричность Королевы, и её стремление вернуться в прошлое. Впрочем, логичный сюжет с многочисленными объяснениями и круглым финалом этой роскоши ничуть не мешают. Сказка, как прекрасный куст вьющихся роз, скрывает его железный каркас и делает красивым. Алисе, конечно же, удастся всё исправить, попрощаться и вернуться в реальную жизнь. Будем вспоминать ее, а еще чаще - улыбку Чеширского Кота, способную превратиться и в ломтик сыра, и в ущербный месяц, беспечно сияющий на мрачном вечернем небе нашей взрослой жизни.
ВИДЕО:
"Алиса в Зазеркалье"
Ссылки по теме:
Книга лучше? Самые ожидаемые экранизации
«Алиса в стране Чудес». Рецензия
Анна Кузьмина
25.05.2016