Фальшивый байопик с Николь Кидман в главной роли
В 1956 году
Грейс Келли (
Николь Кидман) последний раз озаряет съемочную площадку внутренним свечением, и уезжает жить к морю, в Монако, к новоиспеченному мужу князю Ренье III (
Тим Рот). Тот флегматично смотрит на мир вокруг из-под полуприкрытых век, беспрестанно курит и зло шутит, демонстрируя несуществующую силу карликового княжества, зависимого от Франции. У соседней державы тоже рыльце в пушку: к 1962 году порядочно затянулась вoйна в Алжире, банкиры и бизнесмены бегут от налоговых обязательств в Монако, а обрюзгший Шарль де Голль (
Андре Пенверн) грозит князю и его подданным отключить воду с электричеством, ввести войска и вообще устроить камбэк в Средневековье, если Ренье не установит подоходный налог.
В самый неподходящий момент нелегкая приносит и
Альфреда Хичкока (
Роджер Аштон-Гриффитс), который пытается уговорить Грейси вернуться в кино и сыграть главную роль в картине «
Марни» (в дуэте с неким шотландцем
Шоном Коннери). Политическая обстановка накаляется, несправедливость растет в геометрической прогрессии, а свободолюбивая идеалистка Келли понимает, что теперь у нее только одна, пожизненная роль: она борется с бесконечным злом двуличного европейского общества.
Француз
Оливье Даан, чьей наиболее известной работой остается байопик
Эдит Пиаф «
Жизнь в розовом цвете», снял еще одну лощенную фантазию, основанную на биографии известной личности. «
Принцесса Монако» неустанно напоминает, что жизнь Грейс Келли не была похожей на сказку, хотя каждый глянцевый кадр, гиперболизированный микро-конфликт и патетичный диалог говорят об обратном. Красноглазая принцесса страдает от одиночества и холодности мужа, борется со странными приоритетами дам из Красного креста (сначала бал, потом помощь больным детям), с искрой в глазах, но с чудовищными перегибами репетирует сцены из фильма «Марни», в котором, возможно к счастью, ей уже не суждено сняться.
Смотреть онлайн
«Принцесса Монако» Оливье Даана
Картина сфокусирована на Грейс Келли ровно настолько, чтобы никто из присутствующих не казался выше принцессы — то есть не выделялся из серой толпы масок и характеров. Хичкок ходит с задранным носом и все понимает, Мария Каллас (
Пас Вега) любит кататься на лошадях, петь и презирать европейских интриганов, Ренье в исполнении немолодого уже Тима Рота похож на очень уставшего Харви Кейтеля, а генерал де Голль олицетворяет хрестоматийного главнокомандующего, который пьет и ест чужую смерть. Порхающая Грейс оказывается не просто «американской Афродитой», как ее описывает де Голль, но ангелом добра, чей финальный монолог силой искренности и вечных ценностей трогает сердца и своих, и чужих. Чужие же для принцессы все: она инородная американка, которая забывает свое место и не держит язык за зубами, а в своей неиссякаемой добродетели затмевает даже местного священника (
Фрэнк Лангелла).
Семья Гримальди во главе с Альбером II (нынешним князем, сыном Ренье и Грейс) заочно бойкотировала картину, опасаясь исторической недостоверности и излишней гламурности. В ленте Даана есть и то, и другое, но главная беда фильма не в этом. Австралийская актриса Николь Кидман, казалось бы, уже всем и все доказавшая, стараниями режиссера и сценариста тратит бенефис на пустяковую драму, в которой просто демонстрирует эмоции, и отдает на растерзание крупным планам лоб без единой морщины, слезящиеся глаза, ноздри, губы. «Принцесса Монако» с придыханием рассказывает о страданиях искреннего и слишком хорошего для этой жизни человека, о неприступном княжестве Монако, а завершается формальной победой государства-Давида над государством-Голиафом.
В этом выдуманном хэппи-энде картина достигает апогея фальши: отношения Ренье и Келли не были сказкой, но и вялотекущей мелодрамой — тоже вряд ли (сценарист
Араш Амель аккуратно намекает, что брак-то был по расчету со стороны княжеской семьи). Наконец, известно, что налоговые обложения в Монако тогда все-таки ввели, опасаясь угроз де Голля. Никакого чуда не произошло. Они вообще случаются довольно редко. Особенно в маленьком княжестве с красивыми домиками на берегу Лигурийского моря, которое составляет подобострастному байопику невыгодную конкуренцию. Как писал классик, «
Оно обширнее, оно и глубже».
«Принцесса Монако»
обсуждение >>