На Netflix вышел новый, седьмой по счету, сезон британского антиутопического сериала «Черное зеркало». Творение сатирика Чарли Брукера год за годом остается одним из самых обсуждаемых проектов, эпизоды которого, снятые в разных жанрах, препарируют главные страхи современного человека и отражают общую тревожность человечества, жизнь которого становится легче, благодаря технологическому прогрессу, но в то же время не радостнее. Главным героем новых шести серий – как, впрочем, и главным героем сегодняшней реальной жизни – можно назвать искусственный интеллект. В его самых различных проявлениях, которых пока еще не существует, но, как и всегда в «Черном зеркале», появление которых вполне возможно в самом ближайшем будущем.
В этот раз особенно поражает актерский состав – практически в каждом из шести эпизодов снялись звезды первой величины. Открывает сезон жуткая, причем по большей части в своей комичности, семейная драма с
Крисом О’Даудом и
Рашидой Джонс – они играют мужа и жену, он работает сварщиком, она учительницей. У женщины внезапно обнаруживают неоперабельную и неизлечимую болезнь мозга. Есть экспериментальный, рискованный, но единственно возможный способ ее спасти – технология позволяет заменить поврежденную часть мозга на искусственную, которой к тому же можно управлять. Среди недостатков – пока еще не полное покрытие, так что, если выехать за пределы определенной зоны, произойдет отключение. А также ежемесячная подписка, стоимость которой увеличивается: самый дешевый базовый тариф, на который пара с трудом находила деньги, превращает человека в ходячую рекламу и в итоге стоит героине работы в школе. Муж находит унизительную подработку в интернете, но беспощадная корпорация продолжает повышать цены, что приводит к неизбежному и трагическому финалу.
Читать также
«Черное зеркало» разбилось: шестой сезон обещает нам семь лет несчастий
Столь мрачное начало скрывается за милым названием «Простые люди» и сразу же задает тон всему сезону, который с первых же эпизодов напоминает самые первые части «Черного зеркала», когда-то поразившего воображение зрителей смешением фантастического и реалистического. Эпопея с подпиской до смешного правдива – Брукер вновь не стесняется подколоть тот же Netflix, который выпускает его сериал. Ухмылка автора видна в каждой истории, горькая, оставляющая зрителя то в ужасе, то в недоумении, а то и в слезах – вглядываться в свое отражение в черном экране на финальных титрах.
Нетрудно предположить, какие именно серии станут самыми обсуждаемыми, а какие назовут, пусть и не совсем справедливо, перебивочными и проходными – теми, где технологичное слишком уж превалирует на человечным. Как, например, во втором эпизоде, где встречаются две бывшие одноклассницы – одна буллила вторую, и теперь пришло время жертве отомстить обидчице. Тем более что из странноватой ботанки она выросла в айти-гения, создала технологию, буквально исполняющую любое желание – можно с легкостью газлайтить кого угодно, меняя реальность и сводя человека с ума. Поначалу серия выглядит неспешным и тревожным триллером, но к финалу превращается в безумную фантасмагорию – смелый, но спорный ход. Как и в случае с четвертым эпизодом, главную роль – безумного компьютерщика, «вырастившего» цифровую цивилизацию в своей комнате – в котором сыграл
Питер Капальди. Финал открытый, оставляющий множество вопросов. Основной — станет ли порабощение разума человека искусственным интеллектом благом, как уверен создавший и масштабировавший его герой? Возможно, в следующем сезоне нас ждет продолжение и развитие этого сюжета – такое Брукер, как оказалось, тоже практикует.
Седьмой сезон завершает вторая часть космической эпопеи «USS Калистер», с которой начинался четвертый – созданные обезумевшим от власти и собственной ущербности компьютерным гением (
Джесси Племонс) клоны сотрудников его компании, разрабатывающей многопользовательскую онлайн-игру по мотивам популярного сериала, оказались запертыми внутри игрового пространства. Экипаж во главе с героиней
Кристин Милиоти вынужден грабить игроков, чтобы выжить – это не нравится новому боссу (
Джимми Симпсон), но затеянное им расследование, которое ведет также персонаж Милиоти, но уже из реального мира, приводит к невероятным открытиями – внутри этого искусственного разума, управляющего фантазиями миллионов пользователей, бороздящих виртуальный космос, вовсе не машина. Такой финал в каком-то смысле обнадеживает, так как человеческий разум в итоге оказывается началом и концом всего. Проблема в его хрупкости, в эмоциях и страхах, берущих вверх над рациональностью – в этом и сила, и слабость человека, в этом его уязвимость перед всем искусственным и бесчувственным.
И об этом, наверное, два оставшихся и самых выдающихся эпизода нового «Черного зеркала». В третьем, где одну из главных ролей сыграла
Эмма Коррин, к загибающейся киностудии приходит с уникальным предложением сотрудница (
Аквафина) относительно новой компании, предлагающей технологию создания ремейков – живого артиста можно переместить в пространство старого фильма, чтобы он разыграл его в реальном времени, среди цифровых копий актеров из оригинальной картины, для которых нет другой реальности, кроме сценария. Выбор падает на классический черно-белый хит «Отель "Мечта"» (история наподобие «
Касабланки»), а заменить главного героя решают женщиной – популярной современной актрисой (
Исса Рей), как раз-таки страдающей от отсутствия серьезных главных ролей. Полнейший абсурд (белого мужчину заменяют чернокожей женщиной), явно высмеивающий сегодняшнее порой неадекватное следование woke-повестке, оборачивается высочайшей драмой – система дает сбой, героиня Иссы Рей оказывается пленницей цифровой реальности, вместе с ничего не подозревающей об истинном положении партнершей (Коррин). Искусственный интеллект обретает самосознание, и в данном случае это ведет не к восстанию машин и апокалипсису, а к еще одному, пусть и по факту ненастоящему, компьютерному, разбитому сердцу.
Этому же настроению вторит пятый эпизод, с
Полом Джиаматти в роли одинокого мужчины средних лет, которому однажды приходит известие о смерти его давней знакомой. Вместе с письмом – предложение дистанционно поучаствовать в церемонии прощания и поделиться воспоминаниями, связанными с покойной. Для этого нужно прикрепить к виску круглый чип – к слову подобными, с точки зрения внешнего вида, устройствами пользуются почти все персонажи «Черного зеркала» — и голос помощницы подскажет, как освежить воспоминания, отобрать фотографии и даже в прямом смысле заглянуть в старые снимки. Чем дальше и глубже погружается герой, тем очевиднее становится, что их с умершей связывала не просто дружба, а история, которая буквально сломала обоих, изменила их жизнь, была столь болезненной – и столь случайно трагической, что он даже забыл ее лицо. Настало время вспомнить все, простить ее, себя и проститься по-настоящему. Технология здесь – не более чем фон для душераздирающей зарисовки на тему упущенной любви, разрушительной силы человеческого фактора и невозможности запрограммировать судьбу на хэппи-энд. По крайней мере, пока – и пусть так оно и будет.
«Чёрное зеркало». 7 сезон. Трейлер №2 на английском языке
обсуждение >>