Кино-Театр.Ру
МЕНЮ
Кино-Театр.Ру
Кино-Театр.Ру

Обзор сериалов >>

В онлайн-кинотеатре PREMIER продолжается показ исторической драмы «Павел. Первый и последний», посвященный одному из самых одиозных и загадочных российских правителей Павлу I. Снятый режиссером Александром Коттом сериал с Денисом Власенко в роли императора предлагает объемный и небанальный взгляд на эту историческую фигуру. Рассказываем подробнее о сериале, а также вспоминаем другие неординарные проекты, так или иначе затрагивающие историю государства Российского.

Павел. Первый и последний (2025)


И последние станут первыми: пять небанальных уроков истории из новых российских сериалов
фото: "Павел. Первый и последний"/Cosmos Studio/Lookfilm/Первый канал/PREMIER

В отличие от Екатерины II с завидным постоянством появляющейся в отечественных фильмах и сериалах, ее сын Павел I редко становится полноценным киногероем. История свержения Павла с престола была яркой параллельной линией в «Ассе» Сергея Соловьева, но только в начале «нулевых» «Бедный, бедный Павел» получил собственный байопик, главную роль в котором сыграл Виктор Сухоруков. Второстепенным персонажем Павел был, естественно, и в «Великой», и в «Екатерине», и даже в «Адъютантах любви» и «Кровавой барыне». Тем не менее популярной в отечественном кино его фигуру все же назвать нельзя.

Если байопик с Сухоруковым концентрировался уже на переживаниях взошедшего после смерти матери на престол Павла I и заговоре, который придворные и гвардейцы, недовольные реформами, начали плести вокруг него, то новый сериал рассказывает о еще юном царевиче, для которого важнее всего становится расследование смерти своего отца Петра III и сепарация от властной матери Екатерины II, не подпускающей наследника собственно к престолу. Интересно, что роль императрицы в сериале Александра Котта сыграла Наталья Суркова, уже примерявшая на себя образ Великой в «Фаворите» по роману Валентина Пикуля – выходившем между «Тайнами дворцовых переворотов» и задолго до нового увлечения кинематографистами российской историей.

И последние станут первыми: пять небанальных уроков истории из новых российских сериалов
фото: "Павел. Первый и последний"/Cosmos Studio/Lookfilm/Первый канал/PREMIER

Заглавную роль в сериале Котта сыграл Денис Власенко, для которого это первая историческая работа. Его Павел – травмированный ранней смертью отца молодой человек, увлеченный рыцарскими романами, и подыскивающий себе не просто красивую и выгодную, но и мудрую и совестливую жену, чтобы стать независимым от матери, которая не хочет уходить с престола. Однако несмотря на внешнюю мягкость, Павел уже рассуждает как настоящий политик, не всегда готовый мириться с прежним укладом жизни. Что, как учат в учебниках истории, и не пошло на пользу будущему императору.

Петр I: Последний царь и первый император (2022)


И последние станут первыми: пять небанальных уроков истории из новых российских сериалов
фото: "Петр I. Последний царь и первый император"/ЦПШ/1-2-3 Production/PREMIER

Перезапустивший моду на нескучные уроки истории в кино цикл докудрам о российских самодержцах, создаваемый при художественном руководстве (а на первом фильме и непосредственно режиссурой) Андрея Кравчука, когда-то прославившегося фильмом и сериалом «Адмиралъ» о судьбе Александра Колчака в исполнении Константина Хабенского, а затем утвердившегося как постановщика исторических проектов с «Викингом», где Данила Козловский играл князя Владимира, и масштабным «Союзом спасения» про восстание декабристов.

До Кравчука смешение исторического научпопа и костюмной драмы довольно успешно было реализовано в проекте «Романовы»: классический док с закадровым перечислением реформ и важных дат расширял зрительскую аудиторию за счет актерских этюдов, демонстрирующих моменты частной жизни героев. В «Петре I», собственно, заглавная роль досталась актеру Ивану Колесникову, однако маленького Петра сыграл Даниил Муравьев-Изотов, а юного будущего правителя – Алексей Лукин. Закадровым рассказчиком биографии будущего императора стал, кстати, Константин Хабенский.

Читать: Тайны дворцовых докудрам
Художественная реконструкция ключевых для отечественной истории событий сделана со всем размахом, свойственным предыдущим картинам Андрея Кравчука. Помимо этого в картине также есть современная и понятная инфографика, иллюстрирующая и генеалогическое древо первого императора и знаковые даты его жизни, а также свойственные документальному кино комментарии экспертов – от директора Эрмитажа Михаила Пиотровского до публициста и сценариста Сергея Минаева. Визуально насыщенная экранизация биографии последнего царя и первого императора смогла получить в прокате почти 300 млн рублей, что для обычного документального кино сумма довольно внушительная, а затем уже в формате четырехсерийного проекта была показана в эфире НТВ и онлайн-платформе PREMIER. Успех «Петра I» запустил уже полноценный цикл об отечественных самодержцах, который в нынешнем году дошел уже до «Екатерины Великой» с Ольгой Лерман и Анной Михалковой в образе императрицы.

Казачок (2024)


И последние станут первыми: пять небанальных уроков истории из новых российских сериалов
фото: "Казачок"/студия SVERDЛOVSK/PREMIER/ТНТ

После молодого Петра I актер Алексей Лукин продолжил погружение в отечественную историю в совсем ином ключе – он сыграл старшеклассника Степу Говорова в комедийном сериале «Казачок», где перевоспитанием зацикленного на гаджетах подростка занимаются прямо в казачьей станице смутного времени.

По сюжету Степа завалил экзамен по истории России XVII века, так что осенью ему грозит пересдача. Родители (Алексей Макаров и Олеся Судзиловская) в качестве наказания за невыученные уроки не берут Степу в отпуск в Турцию, а отправляют в деревню к бабушке. Последняя настроена решительно: сразу же начинает закрывать лакуны в образовании внука генеалогическим древом. Род Говоровых берет начало от смелого казака, живущего в смутные времена. Степа, понятно, пропускает бабушкин рассказ мимо ушей и увлеченный телефоном и коптером, который привез с собой, идет погружаться в прелести деревенской жизни. Однако местные подростки, которым коптер испортил рыбалку, решают Степе отомстить, отобрав у него гаджеты. Спасаясь бегством, Степа вместе со всем своим оборудованием падает в колодец, после чего оказывается уже не в настоящем, а в прошлом – где вся станица отмечает женитьбу Говора (Николай Шрайбер). Конечно же, Степа, очевидно, смотревший «Холопа», уверен, что все вокруг – чистая постановка. Только вот когда на станицу нападают крымчаки, похищающие Говора, а казаки всех возрастов искренне удивляются гаджетам Степана и пытаются вывести из него бесов после упоминания земного шара и спутников с мобильной связью и интернетом, паренек начинает догадываться, что прошлое все-таки реально, и корит себя за невыученные уроки истории и редкое общение с родителями, которых теперь очень не хватает.

Читать: Обзор сериала «Казачок»
Конечно, «Казачок» не претендует на звание серьезного исторического сериала, однако в форме классического для комедии романа перевоспитания тоже может преподнести определенные уроки о прошлом и заставить задуматься о настоящем и будущем. Недаром комедия получила продолжение, которое должно выйти на экраны в этом году. В сиквеле герой Лукина снова попадет в XVII век и станет свидетелем избрания на престол первого царя из династии Романовых, ровесника Степы, Михаила Федоровича. Так что теперь именно современному подростку придется спасти весь род Романовых.

Цербер (2023)


И последние станут первыми: пять небанальных уроков истории из новых российских сериалов
фото: "Цербер"/«Студия Чеховъ»/PREMIER/НТВ

Из века XVII – в век XIX, драматические события которого в небанальной форме захватывающего детектива представлены в сериале «Цербер» сценариста и писателя Александра Гоноровского и режиссера Владимира Щеголькова. Действие «Цербера», признанного лучшим на фестивале сериалов «Пилот» в 2023 году, разворачивается вскоре после восстания декабристов, а главные герои — от царя и Пушкина до дворян и высокопоставленных военных – оказываются втянуты в запутанную криминальную интригу с политическим и литературным подтекстом.

Зима 1825-1826 годов в Петербурге выдалась неспокойной — восхождение на престол нового правителя Николая I (Алексей Трофимов) ознаменовалось попыткой государственного переворота, организованного несогласной с текущей политикой и самодержавным строем в целом группой дворян и офицеров. Действие сериала разворачивается в разгар расследования мятежа, которое по указанию императора затевает Третье отделение, оно же тайная канцелярия, и которое возглавляет Александр Бенкендорф (Дмитрий Ульянов). Пока участники дают показания и стройными рядами отправляются в камеры Петропавловской крепости в ожидании тех же дворян и офицеров, но не пошедших против власти, а еще и выдавших мятежников. Убийства совершаются жестоко и изобретательно — одному отрезают голову струной, другого топят в проруби посреди Невы, третьего сжигают заживо. Разбираться в этом поручают опытному следователю Лавру Петровичу (Тимофей Трибунцев), который в компании двух весьма непутевых и даже комичных помощников-ищеек (Кирилл Кяро и Владимир Крылов) исследует места преступлений. На каждом из трупов обнаруживают записки с отрывками из стихотворения Пушкина «Андрей Шенье».

Читать: Обзор сериала «Цербер»
Событий, героев и сюжетных линий в «Цербере» в изобилии. Как и исторического правдоподобия — почти все описанные в сериале персонажи реально существовали, а актеры выглядят не просто в стиле той эпохи, а загримированы и одеты согласно существующим рисованным портретам. Тема при этом, как показывает практика (и как принято нынче говорить), неоднозначная — в последнее время, казалось бы, сложившееся давно и прочно мнение о восстании декабристов получило, в том числе благодаря некоторым художественным произведениям, новые трактовки. Оттого наблюдать за версией авторов «Цербера» по меньшей мере любопытно и уж точно познавательно.

Плевако (2024)


И последние станут первыми: пять небанальных уроков истории из новых российских сериалов
фото: "Плевако"/PREMIER/ТПО "Рок"/НТВ

Самый популярный оригинальный сериал PREMIER по итогам прошлого года рассказывает об одной из самых интересных исторических фигур конца XIX-начала XX века – адвокате и судебном ораторе, во многом перевернувшем отечественную юриспруденцию Федоре Плевако. В сериале, созданном на основе его опубликованных публичных речей, адвокат превратился в Николая Федоровича Плевако в исполнении Сергея Безрукова, но несмотря на измененное имя-отчество, звездного статуса не потерял. На заседания с участием Плевако публика съезжается как в театр. В открывающей сцене идет суд над пожилой женщиной, укравшей чайник. Государственный обвинитель уверен, что несерьезное отношение к подобного рода преступлению угрожает безопасности страны, где собственность – священна. Ответная речь адвоката заставляет смеяться всех присутствующих зрителей, причем по обе стороны экрана. «Россия много пережила, — говорит защитник, — ее терзали печенеги и половцы, французы шли войной, но она устояла. И вот теперь старушка украла чайник. Этого Россия не переживет». Защита бабульки – дело несложное, но принципиальное для дорогого адвоката: он охотно берется бесплатно защищать самых уязвимых представителей общества, ведь закон всегда на стороне тех, у кого есть деньги и власть. Сам же Плевако знатным происхождением обделен: сын калмычки и поляка, рожденный вне церковного брака, в традиционной царской России построить карьеру может только, обладая уникальными талантами.

Читать: Обзор сериала «Плевако»
В каждом из десяти эпизодов Плевако ждут разные преступления и оправдания, режиссером Анной Матисон поданные весьма энергично. Калейдоскопический монтаж имитирует бурную профессиональную деятельность героя, у которого помимо дел имеется насыщенная личная жизнь. Важные места там занимают домовитая жена-мещанка (Зоя Бербер), прогрессивная сестра Юлия (Мария Смольникова), она же будущая стенографистка его речей в суде, а с некоторых пор еще одна прелестная особа, к которой после коротких встреч поборник справедливости воспылал чувствами. Мария Андреевна Демидова (Ольга Лерман) — жена крупного во всех смыслах текстильного промышленника (Николай Шрайбер), рассматривающего супругу как собственность (сейчас бы сказали — «абьюзер»). Среди сквозных персонажей — напоминающий доктора Ватсона помощник адвоката Шубнинский (Олег Савцов), советник царя Александра II Победоносцев (Игорь Гордин) и, конечно, меценат Савва Мамонтов (Виталий Коваленко), которого Плевако в одной из серий предстоит защищать в суде.

Государственная история, как и знаменитые ее персонажи, проходят по всему сериалу, представляющему собой элегантный процедурал с харизматичным героем, не равнодушным ни к судьбам Родины, ни к отдельным ее жителям, вне зависимости от их пола, возраста, класса и социально-политических убеждений. Плевако, в общем-то, и сам вершит историю – не только ярким словом, доносящимся в интерьерах суда, но и делом, поддерживая как самых незащищенных, так и известных персонажей, оклеветанных молвой.

«Павел. Первый и последний», а также другие сериалы из подборки можно посмотреть в онлайн-кинотеатре PREMIER.

«Павел. Первый и последний»

обсуждение >>

№ 4
Эксакустодиан   17.03.2025 - 08:41
Все ложь, .., и провокация! читать далее>>
№ 3
Алена Борзова (Екатеринбург)   16.03.2025 - 23:28
По моему, слишком сильно эксплуатируют историческую тему.Да и доверия в настоящее время эти истории не вызывают доверия. читать далее>>
№ 2
Мария_2191   16.03.2025 - 21:31
Взялись за историю, снимают истоки творения Руси, а ведь всё равно не выглядит правдоподобно, как не старались. Ну какой из Власенко Павел I? Я вас умоляю. читать далее>>
№ 1
Дмитрий А. Мишин   16.03.2025 - 20:09
Мне история надоела)) Снимают частично правду, вот что не нравится. Смотреть фильма А.Котта? пока не решил. читать далее>>
Ссылки по теме
Сергей Горошко станет императором Александром Первым
Сериал «Актерище» с Дмитрием Нагиевым взял главный приз фестиваля ORIGINAL+
«Золотое дно», «Мастер и Маргарита» и «Трасса» номинированы на XII Премию АПКиТ
Владимир Щегольков: «Пушкин есть в каждом из нас»
Тайны дворцовых реконструкций: путь жанра докудрама от выпусков новостей до фильмов про императриц
Утоли его печали: «Натали и Александр» - история о любви девушки и хулигана
«ВИА "Васильки"», «Опасная близость» и «Актерище» вошли в программу IV Фестиваля контента стриминговых сервисов ORIGINAL+
Сформирован лонг-лист XII Премии АПКиТ
Смотреть онлайн: «Аутсорс», «Челюскин. Первые» и новый сезон «Шершней»
«Сент-Экзюпери», «Екатерина Великая», «Пророк. История Александра Пушкина» и еще 12 фильмов февраля
«Плевако» и новый «Универ» стали самыми популярными сериалами в онлайн-кинотеатре PREMIER в 2024 году
«Виват, императрица!»: Анна Михалкова и Ольга Лерман в трейлере исторического фильма «Екатерина Великая»
«Беляковы в отпуске»: Телезритель в Турции
Суд да дело: «Плевако» — исторический детектив с Сергеем Безруковым
Лучшие российские сериалы 2024 года. Выбор критиков
«Враг у ворот», «Злые люди» и «Подростки в космосе»: ИРИ рассказал о премьерах нового сезона
«Слово пацана», «Подростки и космос» и «Министерство Всего Хорошего»: ИРИ рассказал о новинках сезона
Трепачи. Золотой век: 44 российских сериала осени, которые постучат в вашу дверь
Адаптация «Постучись в мою дверь», «Плевако» и «Убить Риту»: PREMIER представит 84 проекта в новом сезоне
Институт развития интернета подвел итоги 2022 года и поделился планами на будущее
Поиск по меткам

Афиша кино >>

научная фантастика, приключения, семейное кино, фэнтези
Япония, 1986
драма
Россия, 2024
мистика, триллер, фильм ужасов
США, 2024
драма, криминальный фильм, триллер
Италия, Франция, 2024
мелодрама
США, 2024
боевик, комедия, приключения, семейное кино, фэнтези
Австралия, 2024
комедия, научная фантастика, семейное кино
Россия, 2025
приключения, семейное кино
Россия, 2025
драма
Россия, 2025
боевик, мистика, научная фантастика, фильм ужасов
Таиланд, 2025
фильм ужасов
Италия, 1977
мелодрама
Россия, 2024
все фильмы в прокате >>
Кино-театр.ру в Telegram