17 января онлайн-кинотеатр Okko начинает показ «Охотников за призраком» — новой режиссерской работы Дмитрия Тюрина («Триггер») в жанре сверхъестественного триллера. Ядром сюжета в очередной раз становится поиск серийного убийцы, по следу которого идет группа сыщиков во главе с бывшим полицейским Максимом (Алексей Маклаков). Оригинальность утомившей теме (сколько маньяков переловили в российском кино за последние несколько лет?) должна придать паранормальщина, ведь убийца — не человек, а кровожадное привидение. И ловить его придется нестандартными методами: магическими кругами, шаманскими дудочками и реквизитом, оставшимися со времен «Ночного дозора».
В черном-черном городе, на черной-черной улице, в черном-черном доме происходит громкий-громкий хлопок газа. Квартиру охватывает пламя, из которого не иначе как чудом спасают четырнадцатилетнего Женю (
Вадим Филипченков). Подросток проводит ночь в реанимации, а потом — уже в стационаре — его навещает следователь Максим Александрович (Маклаков). Есть основания полагать, что пожар был вовсе не случайным — в городе орудует серийный убийца, маскирующий свои преступления под несчастные случаи. Его жертвами становятся женщины определенного типажа: в возрасте около тридцати пяти, обязательно рыжие. Под это описание подходит и мама Жени (
Марьяна Спивак), которая, по словам Максима, погибла в огне. Подросток в ее смерть, конечно же, не верит. Всю ночь мать провела у его постели, разговаривала с ним и предупреждала о приближающейся опасности. Не могла же она ему почудиться.
Технически, конечно, могла — был бы интересный задел на психологический триллер. Но в «Охотниках за призраком» спойлер содержится уже в названии, так что удивляться происходящему далее не приходится. Мама Жени действительно умерла, ее неприкаянный дух продолжает оберегать сына, навещать его во снах и подкидывать полезную информацию для разгадки произошедшего. Ее убийца оказывается призраком-маньяком, вселяющимся в тела людей и творящим их руками зверства. По объективным причинам полиция тут бессильна: в ее картине мира места всякой бесовщине нет. А вот Максим и его немой напарник-медиум с позывным Лысый (
Арсений Касперович) рамками конвенционального следствия не ограничены. Взяв на вооружение оккультную магию, двое охотников за привидениями и примкнувший к ним Женя отправляются на поиски «того — не знаю кого». Злодей, прозванный Пассажиром, меняет носителей, как перчатки, чем регулярно сбивает преследователей со следа.
Что сразу настораживает — «Охотники за призраком» очень боятся утомить мистикой: вдруг она не заинтригует, а, напротив, усыпит зрителя? Поэтому уже в первых двух эпизодах все козыри сценария за авторством
Георгия Болдугерова сброшены на стол, не оставив и намека на тайну. Служилый пенсионер Максим Александрович буднично расскажет, как переквалифицировался из следака в экзорциста, а его невротичный напарник продемонстрирует свой коронный прием — быстрое и качественное усыпление людей силой мысли. Даже пресловутый Пассажир, которому на роду написано быть силой непознаваемой и вездесущей, окажется лишен хоть какого-то намека на загадочность — целую серию посвящают тому, как он виртуозно меняет личины, вселяясь в тела звезд российских сериалов (
Александр Робак,
Эльдар Калимулин,
Денис Прытков). Правила, по которым действует сила потустороннего психопата проговорены: переход в новое тело происходит при физическом контакте с жертвой. Таким образом, главное правило успеха — ни в коем случае с ним не обниматься, а сразу гнать нечисть внутрь магического круга, прямо в лапы скверной компьютерной графики. Уж втроем охотники как-нибудь с этим справятся, не так ли? Ловить невидимых злодеев по методу Антона Городецкого — при помощи зеркальца и фонарика — у них выходит довольно сносно.
«Ночной дозор» и «
Сияние», едва уловимая нотка «
Охотника за разумом» и подростковой фантастики «
Очень странных дел» (про «
Охотников за привидениями» даже упоминать неловко) — создатели не стесняются прямых цитат из фильмов и сериалов прошлого, послуживших для «Охотников за призраком» вдохновением. Их искренность непосредственна: да, местами вторично, зато посмотрите, как жутко выглядит одержимый бесами Александр Робак. Почти не уступает
Джеку Николсону! И все же сохраняется сумрачная надежда, что гиковская радость узнавания не останется единственным чувством, которое сериал вызовет при просмотре.
Режиссер Дмитрий Тюрин известен своим умением обманывать ожидания. Его фильм «
Рубеж», воспринимавшийся поначалу не иначе как пастишем по мотивам куда более успешного «
Мы из будущего», оказался смелым визуальным этюдом на тему исторической памяти. Герои «
Жажды» (экранизации одноименной повести
Андрея Геласимова) отверженно, но безнадежно искали своего пропавшего сослуживца, а нашли спасение от жестко крывшего их ПТСР. Может и в этот раз городское фэнтези — всего лишь экзотичная оболочка для человечной истории о потере и ее принятии? Чеховское ружье для нее, кстати, уже успели повесить: Женя все еще не может до конца осознать потерю самого близкого своего человека. Призрак мамы бродит где-то неподалеку, но неумолимо приближается момент, когда его придется отпустить. Этот трагический момент вполне может оказаться для сериала много ценнее побегушек за многоликим душегубом.
«Охотники за призраком» с 17 января в онлайн-кинотеатре Okko.
«Охотники за призраком»
обсуждение >>