Кино-Театр.Ру
МЕНЮ
Кино-Театр.Ру
Кино-Театр.Ру

Обзор сериалов >>

Учебный год, как и новый телесезон, который теперь захватывает и стриминги, по традиции начинается 1 сентября, в День знаний. Пользуясь поводом, мы решили вспомнить об одном из самых ярких сериалов текущего года, который выходил аккурат к «последнему звонку», но, кажется, не потерял свою актуальность и сейчас. Это «Первый класс» – сериальный дебют режиссера Светланы Самошиной, за свой первый полный метр «Край надломленной луны» получившей приз Московского Международного кинофестиваля, со множеством известных артистов в главных ролях. Рассказываем, почему стоит посмотреть (или пересмотреть) этот небанальный проект.

Снова в школу: почему стоит пересмотреть сериал «Первый класс» с Хлыниной, Чиповской и Лядовой

Снова в школу – с разной мотивацией

Конечно, на поверхности лежит школьная тематика, решенная здесь, впрочем, в несколько необычном контексте. Три подруги, когда-то подружившиеся на филфаке, но так особо и не нашедшие себя не только в профессии, которой учились в университете, но и в жизни, неожиданно начинают борьбу за место для своих детей в новой элитной петербургской гимназии «Культурное наследие». Приехавшая из Перми Аня (Юлия Хлынина), уверенная, что кресло заместителя председателя по культуре Санкт-Петербурга достанется именно ей, заприметила школу для своей дочки Сони первой – учеба в элитном месте придала бы всей семье Белоборец (в роли мужа-следователя – Артем Быстров) нужный статус. Вяло пишущая книжки и подрабатывающая сдачей апартаментов и работой барменшей коренная петербурженка Таня (Марина Васильева) для своей дочки Софы хотела бы найти место попроще, но в ее жизнь вмешивается бывший муж-криптовалютчик (Никита Ефремов), который уже нашел для дочери место в элитной московской школе. Так что битва за «Культурное наследие» оборачивается для Тани именно борьбой за дочь и родительское влияние на нее. У третьей подруги Лены (Аня Чиповская) все еще проще (или напротив сложнее): ее богатый муж Борис (Ростислав Бершауэр) хочет отдать своего сына в спортивную школу, которая ближе к их коттеджному поселку, так что именно Лене придется чаще всего водить мальчика на учебу, в то время, как «Культурное наследие» расположено в шаговой доступности от места жительства мамы мальчика и бывшей жены Бориса, которая уже давно отпустила прошлый брак и счастливо рожает и воспитывает новых детей.

Читать: 10 фильмов и сериалов про школу

Великолепная тройка – и это не только про взрослых актрис

«Первый класс» отчасти спекулирует на известных зарубежных сериалах – от «Секса в большом городе» до «Большой маленькой лжи», но при этом, что бывает пока редко в отечественной киноиндустрии, выводит на первый план именно женщин и детей, каждый из которых в данном случае является не просто массовкой и внешними обстоятельствами, а полноценными и сложными персонажами. Сериал Самошиной фиксирует трансформацию героинь – из тихой интеллигентной петербурженки в расчетливую мамашу, из нелюбимой мачехи в любящую маму, готовую стать настоящим другом ребенку, из хладнокровной карьеристки в наконец осознающую последствия своей большой маленькой лжи женщину, понимающую, что семья важнее работы. Но при этом и детей не воспринимает исключительно как сюжетную функцию. Сыгранная Мартой Евстигнеевой Софа – самая спокойная, умная и рассудительная. Пожалуй, по интеллектуально-нравственному камертону она оказывается на голову выше своих родителей. Другая Соня (Алиса Руденко), дочка героев Хлыниной и Быстрова, следователя, который так и не может получить повышения, хоть и не обладает высоким IQ, но, как и ее мама, уверенно считывает правду окружающей жизни и конфликты, происходящие между взрослыми. И наконец пасынок Лены – Петя в исполнении Ильи Кондратенко – отвечает за эмоции и всегда готов всех примирить, несмотря на сложные отношения с отцом, а также стать не только любимым сыном, но и лучшим другом для героини Чиповской, которая долгое время не может забеременеть. И детские актерские работы здесь ничуть не уступают взрослым. Равно как и последние не тушуются и не испытывают неловкости в совместных сценах.

Снова в школу: почему стоит пересмотреть сериал «Первый класс» с Хлыниной, Чиповской и Лядовой

Отдельный дуэт Елены Лядовой и Михаила Тройника

В «Первом классе» много не только первостепенных героев, но второго плана, за которыми хочется следить и которые обеспечивают важные движки развития истории. Пожалуй, главный из них – неожиданный дуэт Елены Лядовой и Михаила Тройника. Она – новая начальница Санкт-Петербургского отдела культуры. Он – директор «Культурного наследия». Казалось бы, что их может связывать, кроме коррупционных схем и лаковых ботинок, которые еще сыграют свою роль в сюжете. В большинстве отечественных проектов эти герои бы ушли на карикатурные эпизоды, но только не в «Первом классе», где кипучая страсть между героями Лядовой и Тройника является важным, если не сюжетообразующим, то сюжетно поворачивающим действие этой истории. Причем и один, и другая предстают на экране в совершенно нехарактерных для себя образах.

Снова в школу: почему стоит пересмотреть сериал «Первый класс» с Хлыниной, Чиповской и Лядовой

Смешение жанров: когда «Большая перемена» встречается с триллером

Устройство нынешних детей в школу, конечно, далеко от благостного (полу)советского распределения, и если родители решили перед собой поставить цель отдать ребенка в «нужную» школу, то их забег по местности лавирует где-то между комедийными «Крысиными бегами» и острым триллером, основанном на известной игре, когда кому-то одному бегущему под музыку не достается стула (слава богу, хотя бы это еще не получило экранизации). «Первый класс» умело смешивает жанры, начинаясь как раз с триллера или детектива с неким повешенным в интерьерах петербургского особняка, а затем с легкостью переходя в трагикомедию о тяготах дружбы и детско-родительских отношениях.

Читать: Интервью Юлии Хлыниной

Успешный сериальный дебют Светланы Самошиной – ученицы Бакурадзе и Хомерики, снявшей полный метр по сценарию Мещаниновой

Режиссер «Первого класса», как и героини сериала, выпускница филфака СПбГУ, затем решившая сменить профессию и отучившаяся не только в Нью-Йоркской Академии киноискусства, но и в Московской школе нового кино – у Бакура Бакурадзе и Николая Хомерики. Голосов так называемых «новых тихих». Свой первый метр «Край надломленной луны» она сняла по сценарию Наталии Мещаниновой, пронзительной прозой и фильмами которой, пожалуй, и закончилось явление нового российского кино, совмещающего самобытные характеры и чуткую изобразительность настоящей России, всегда живущей на стыке поколений не столько отцов и детей, сколько матерей и дочерей, что оказалось важным для «Края надломленной луны». Свой авторский режиссерский взгляд Самошина, на «Первом классе» выступившая еще и соавтором сценария, привнесла и в сериал.

Все серии «Первого класса» доступны на Иви.

«Первый класс»

Ссылки по теме
Юлия Хлынина разберется с «Трудными папами» Гариком Сукачевым и Александром Лыковым
От «Первого класса» до «Большой перемены»: 10 фильмов и сериалов про школу
«Первый класс»: Школа жизни
Юлия Хлынина: «Я имею уникальный опыт, подтверждающий, что женская дружба существует»
Юлия Хлынина, Аня Чиповская и Марина Васильева пойдут в «Первый класс» 23 мая
Сериал «Неверные» с Оксаной Акиньшиной взял главный приз фестиваля контента стриминговых платформ «ORIGINAL+»
Хлынина, Чиповская и Васильева в тизер-сцене «Первого класса» выбирают школу для детей
«Ректор» с Владимиром Канухиным вошел в конкурс Третьего фестиваля контента стриминговых сервисов ORIGINAL+
Хлынина, Чиповская и Васильева пытаются устроить детей в элитную школу в тизере драмеди «Первый класс»
Юлия Хлынина, Марина Васильева и Аня Чиповская готовы на всё, чтобы устроить детей в престижную школу

Афиша кино >>

триллер, фильм ужасов
Новая Зеландия, 2024
фильм ужасов
Индонезия, 2024
драма, исторический фильм
Италия, Франция, 2024
комедия
Россия, 2025
комедия, фильм ужасов, фэнтези
Венгрия, США, 2025
комедия
Россия, 2024
Россия, 2024
мелодрама
Россия, 2023
триллер
Великобритания, США, 2024
боевик, молодежный фильм
Россия, 2025
комедия, нуар (черный фильм), фэнтези
Франция, 2024
триллер, фильм ужасов
Австралия, Великобритания, США, 2024
все фильмы в прокате >>
Илья Учитель: «Папа мне никогда никакие мудрости конкретными фразами не доносил»
Интервью
Илья Учитель: «Папа мне никогда никакие мудрости конкретными фразами не доносил»
Режиссер фильма «Батя 2. Дед» – о работе на «домашней студии», богатой мимике Евгения Цыганова даже в пластическом гриме и любви, которая идет из детства и не зависит от поколений
2 комментария
Кино-театр.ру в Telegram