На стриминге Apple TV+ завершился показ восьмисерийного нуара «Шугар» с Колином Фарреллом, девять лет назад блиставшим во втором сезоне «Настоящего детектива». Еще после премьеры первых серий многие зарубежные и отечественные критики считали проект довольно скучным, но обещали неожиданный поворот. Мы же досмотрели сериал до конца и убедились в том, насколько обескураживающе просто шоураннер Марк Протосевич (сценарист «Тора» и американского ремейка «Олдбоя») признался в любви американскому кино, эпохе нуара, да и всему человечеству.
После очередного задания частный сыщик Джон Шугар (
Колин Фаррелл) приезжает из Токио в Лос-Анджелес, чтобы заняться поиском пропавшей внучки видного голливудского продюсера Джонатана Сигела (
Джеймс Кромвелл). Оливия (
Сидни Чандлер) не выходит на связь уже несколько дней, но полицию патриарх привлекать не хочет – иначе всё появится на первых полосах таблоидов. Впрочем, он единственный из большого семейства переживает за судьбу девушки: остальные – тоже сплошь продюсеры и артисты, у которых вот-вот должен выйти новый фильм, – уверены, что родная кровиночка ушла в очередной наркотический загул. Покутит и вернется — с покаянием и желанием отправиться в дорогой рехаб, как было уже несколько раз. Однако Джон Шугар убеждается, что в этот – всё иначе. Особенно когда находит заброшенную машину Оливии, где в багажнике лежит труп мужа-тирана, который, как свидетельствуют заголовки всё той же желтой прессы, виновен в смерти молодой женщины мексиканского происхождения.
Читать
Обзор второго сезона «Настоящего детектива» — с Фареллом
Сочиненный Протасевичем и поставленный в основном
Фернанду Мейреллишом, шагнувшим в Лос-Анджелес из «
Города бога», чьи фавелы раскалены от криминальных разборок, «Шугар» совсем не похож на путешествие самоуверенного или, напротив, депрессивного детектива по виллам голливудских селебрити. Мекка популярного кинематографа здесь напоминает скорее о полузабытом детективном сериале «
Дикие пальмы», в начале 1990-х, очевидно, не без влияния «
Твин Пикса», рассказывавшем про сайентологов и параллельные миры. Однако «Шугар» оказывается более приземленным детективом, чьи авторы выбирают стилистически следовать классическому нуару. Причем буквально: вплетая в повествование кадры из «
Мальтийского сокола» и «
Убийц», или оммажи «
Печати зла» и «
Головокружению». Закадровый голос детектива тоже не смолкает на протяжении всего сериала.
Герой Колина Фаррелла при этом сыщик хоть и классический, но слишком идеальный. Носит дорогой костюм, а не протертые до дыр шляпу и плащ. Умеет так или иначе со всеми найти общий язык. Наконец, верен идеям гуманизма: Джон Шугар, в отличие от большинства детективов-мизантропов, действительно любит людей и не выносит насилия, стараясь к нему не прибегать, даже когда грозит опасность. Да он даже предпочитает скотч, а не просто виски, как принято в кино, но не пьянеет и не впадает в депрессию после одного бокала. Эта идеальность, то ли наработанная годами и опытом, то ли полученная в генетической лотерее, и скрывает главную тайну частного сыщика, который вдобавок еще и киноман. Такие вот «
Секреты Лос-Анджелеса».
Читать
У каждого свой нуар: 10 черных фильмов XXI века, уже ставших классикой
«Шугар» нельзя назвать просто детективом, хотя эта жанровая составляющая здесь развивается с каждой серией: в ход идут и мексиканские беженцы, и влиятельные корпорации, и борцы за права женщин, и поиски мужчин, совершавших насилие. При этом сериал Протасевича – это скорее экскурсия по истории кинематографа: от черно-белого подражания популярным теперь корейским триллерам — вглубь американского кинематографа, если не придумавшего, то на определенных этапах зафиксировавшего чистоту многих стилей и жанров (от того же нуара до мелодрам и сайфая). «
Куросаву и Годара вы, наверное, посмотрели лет в шесть?» – спрашивает киномеханик Шугара. «
Нет, кино я познал значительно позже», – то ли с восхищением, то ли с сожалением отвечает тот. И отчасти подчинил ему жизнь. Ведь только благодаря кино любую историю ждет финал – неожиданный, смешной, нелепый, нарушающий подчас все законы драматургии, но тем не менее очень воодушевляющий. И, как ни странно для современных детективов, человеколюбивый.
«Шугар». Трейлер на английском языке
обсуждение >>