18 октября в эфире НТВ состоялась телевизионная премьера сериала «Агент национальной безопасности. Возвращение» – потерянного продолжения легендарного проекта продюсера Александра Капицы о сотрудниках вскользь названной российской спецслужбы. В момент смены веков оригинальный «Агент национальной безопасности» подарил отечественному ТВ один из самых ярких дуэтов постсоветских супергероев: сколь бравых, столь и непутевых чекистов Леху Николаева (Михаил Пореченков) и Андрюху Краснова (Андрей Краско). Офицеры то ли АНБ, то ли ФСБ защищали Санкт-Петербург от опасностей, с которыми бы не справились знаменитые «менты»: угроза на стыке веков исходила от наркоторговцев, хакеров, испорченной шавермы и… снежного человека.
1998-й – должно быть, самый важный год для российской сериальной культуры. Начавшись с «Кошмара на улице Стачек», в эфир канала ТНТ влетают
«Улицы разбитых фонарей». Экранизации коротких повестей
Андрея Кивинова задают тон жанру милицейского процедурала: грязно-реалистичного, ироничного ответа российского телевидения культуре
(нео)нуара. Ларин и Дукалис – народные герои: актеров останавливают на улице настоящие милиционеры и подвыпившие бандиты (им сериал тоже нравится), во дворах дети играют в «ментов». В то же время журналист
Андрей Константинов – к нему всероссийская слава придет чуть позже, после выхода
«Бандитского Петербурга» – открывает Агентство журналистских расследований (АЖУР). Несколько последующих лет оно стабильно будет поставлять материалы, подкрепляющие всенародно известный стереотип о Северной столице — «городе федерально-криминального значения».
Читать:
Мифы и реальность «Бандитского Петербурга»
А еще это год беспрецедентного экономического кризиса. 17 августа, пока россияне наравне с остальным миром, следили за признанием Билла Клинтона в связи с Моникой Левински, в Москве официально объявили дефолт. Готовящийся к выходу фильм
Петра Луцика «Окраина» внезапно становится слишком злободневным, а создатели российских сериалов больше не надеются на сверхприбыли от творений. «Ленфильм» в эпоху кризиса существует под девизом, ранее провозглашенном ленинградским движением некрореалистов: «Тупость, бодрость и матерость». Снимать сериалы не слишком выгодно, но совершенно точно весело, и в эфир с новой силой начинает пробираться бурный питерский андеграунд. В его авангарде – продюсер Александр Капица, создатель всё тех же «Улиц». Именно в 1998-м он решает, что «Ментам» нужна альтернатива – и лучше её сделать самому, чем ждать прихода конкурентов. Снятый, по доброй традиции, практически на одном энтузиазме, с привлечением знакомых артистов петербургской сцены, «Агент национальной безопасности» вышел в эфир 1 января следующего года. Аккурат к постновогоднему абстинентному синдрому, накрывающему страну от края до края – и это состояние похмельного пограничья ему очень соответствовало.
Бондиана по-лиговски
За четыре года до премьеры «Агента национальной безопасности» Санкт-Петербург своим присутствием почтил сам Джеймс Бонд: в многострадальном, пережаренном в производственном аду
«Золотом глазе» агент Ми-6 лихо катался по центру города на танке, разнося скульптуры императоров и давя гусеницами «Жигули». И хотя Петербург был не настоящим – всего лишь декорацией, выстроенной на заброшенном британском аэродроме, – стиль шпионского безумия оказался городу к лицу. Российский Бонд – капитан спецслужбы Леха Николаев – конечно, не 007. В лучшем случае – 0,7. И не с лицензией на убийство, а с акцизной маркой. Как и все герои времени, он совмещал службу с алкогольными возлияниями, но пил отнюдь не мартини «взболтать, но не смешивать» (shaken, not stirred). Маленькие человеческие слабости ему можно было простить: шпана с Лиговского проспекта, недоученный студент театрального института и просто обаятельный парень «с нашего двора». Таким в представлении сценаристов
Игоря Агеева и
Владимира Вардунаса, а также режиссера
Дмитрия Светозарова (
«Прорыв»,
«Псы») и должен был быть новый отечественный чекист. И выбирали его соответствующе: чтобы гарантированно нравился женщинам. Конкурс на главного «Агента» страны проводили среди сотрудниц студии «Русское видео», в нем участвовали
Константин Хабенский,
Владимир Вдовиченков,
Андрей Мерзликин. А победил молодой артист театра Ленсовета Михаил Пореченков, до того прогремевший в театральной среде благодаря спектаклю
Юрия Бутусова «В ожидании Годо». Чисто питерская история становления: с концептуальных подмосток в дешевые, но народные детективы. Не приходится удивляться, что в том же спектакле, получившем «Золотую маску», Пореченков играл с Хабенским и
Михаилом Трухиным, связанных в итоге одной, милицейской линией успеха.
Смотреть онлайн
Классический «Агент национальной безопасности»
Новый герой питерской сверхреальности формировался по принципу из классического анекдота про шарики: «один сломал, другой потерял». Отправившись расследовать дело о странной гибели прихожанина секты «Свет истины», отважный капитан отвлекся от дела, чтобы познакомиться с девушкой Сашей (
Анна Геллер). Разговорился и проморгал момент, когда информатор выпрыгнул из окна ресторана прямо в мутную Неву. Спасая утопающего, Лёха благополучно оставляет на дне реки табельное оружие и подмачивает удостоверение, самоликвидируясь со службы. Строгий начальник — полковник Тарасов (
Андрей Толубеев) с позором изгоняет его работать сторожем на автостоянку. Но внезапное понижение Леху совсем не смущает: на работе бывает всякое. Применив врожденный артистизм, он самовольно внедряется в секту и раскрывает самый настоящий заговор: под видом официально зарегистрированного религиозного объединения готовится восстание культистов против российской государственности. И стоит за всем этим сотрудник его же ведомства Сурков (
Николай Лавров), организовавший поставки в Петербург психотропного препарата, подавляющего человеческую волю.
«Народу не нужна демократия. Он нуждается в жесткой руке», – заявляет путчист. До появления политического мема о «суверенной демократии», связанного с однофамильцем телевизионного злодея, остается каких-то шесть лет.
Герой-любовник на секретной службе, тайные культы и оружие массового поражения, злодей с претензиями на престол – «Агент национальной безопасности» не скрывает, что вдохновение черпается из «бондианы». Более того – он что есть силы подмигивает британскому коллеге по ремеслу. Титульная музыка за авторством
Андрея Сигле (человека, участвовавшего в записи главных треков группы «Кино» и вневременных экспериментов
Сергея Курехина) бьет в тот же нерв, что и культовая тема
Монти Нормана. Однако дело тут не в низкопоклонничестве перед Западом, а в желании творческой свободы. Светозаров и команда – выходцы из «Улиц разбитых фонарей», детектива «жизненного», уж слишком сковывающего полет фантазии. Нужен был принципиально иной масштаб: дела, о которых опера с Большой Монетной, прибитые к земле погонами и водкой, даже не мечтали.
Читать
«Секретные материалы» как ДНК современной поп-культуры
Защищаясь от обвинений в нереалистичности историй, создатели заранее заготовили еще одну уловку: исключили из повествования название спецслужбы. Герои «Агента национальной безопасности» упорно отказываются раскрывать зрителю структуру, в которой они работают. Творится невообразимая путаница: название сериала отсылает к американской разведке АНБ. Главный герой с гордостью извещает женщин, что он из «Службы федеральной безопасности» (выходит, СФБ?), а кабинеты Большого дома на Литейном – реальной штаб-квартиры питерского ГэБэ – украшены гербами несуществующей организации. Вероятно, чтобы у настоящих «чекистов» не возникало к телевизионным «коллегам» особых вопросов: жанровые предпочтения проекта нестабильны и качались от классического шпионского детектива (
«ТАСС уполномочен заявить») до мистического триллера с элементами паранормального (
«Секретные материалы»).
Отсутствие страха обидеть настоящую «Контору» открывает безграничные возможности: Лёха Николаев в качестве капитана «неизвестно чего» был подлинно неуязвим к критике скучающих реалистов. И этим пользовались, регулярно бросая оперативника в безумные сюжеты. В компании с верным напарником (и любителем шавермы) Андреем Красновым (
Андрей Краско), капитан брался за самые странные дела, неизменно вскрывая заговоры как минимум государственного значения. Вывоз антиквариата под видом корюшки становился первым звеном международной сети сбыта предметов искусства – причем прямиком из запасников петербургских музеев. Косвенно в нем оказывались замешаны художники, рисующий шаржи на Невском, знаменитые «Митьки» (камео художника
Дмитрия Шагина) и женщины образа «постсоветская la femme fatale». Случайно оказавшись в травести-клубе, где ряженые в платья мужчины поют блатные песни, капитан Николаев выходил на след таинственного махинатора, сливающего прессе ядерные секреты Родины. Любая мелочь могла быть ценна, ведь в мире «Агента национальной безопасности» случайности неслучайны. Даже буйные фантазии одинокой старушки о разбушевавшемся домовом вели не в знаменитый дурдом на Пряжке, а в законсервированные тоннели метрополитена, где квартировалась нарколаборатория опаснейшего злодея – авторитета Филарета (
Рудольф Фурманов).
Смотреть онлайн
«ТАСС уполномочен заявить»
Кажется, что это всё какая-то абстракция, сценарный выкрутас, не применимый к жизни. Но
«умерь свою фантазию до необходимого предела», как говорит прожженный полковник госбезопасности Тарасов. Романтика засиженных мухами коммуналок возвращает к реальности, а в ней оказывается, что некоторые из историй «Агента национальной безопасности» не то чтобы придуманы. Скорее – интерпретированы. Когда простой лиговский парень Лёха искал скрипку Страдивари, то это была вполне конкретная модель: та, которую украли из музея имени Глинки в 1996 году, вдохновившись перестроечным детективом
«Визит к Минотавру». И легенда о краже работ художника Павла Филонова из Русского музея тоже правдива: восемь миниатюр мастера аналитического искусства в конце 90-х чудесным образом оказались на французском аукционе, в то время как в петербургских запасниках лежали копии.
Даже название, казалось, одной из самых нереалистичных серий первого сезона – «Страсти по Филонову» – было не бульварщиной, а цитированием одноименной статьи в журнале «Смена». Инъекции реальности в российский бутлег «бондианы» еще сильнее нагоняли жути: а что, если и остальное правда, хоть бы и частично? По крайней мере, уютные воспоминания старых КГБшников Тарасова и Тихомирова (
Вадим Яковлев) – старших товарищей по службе и просто разведчиков «той самой» закалки – о командировках то в Анголу, то в Гондурас, а то и вовсе на Сицилию – ну точно секрет Полишинеля.
Смотреть онлайн
«Визит к Минотавру»
Русские страшилки
На момент выхода «Агента национальной безопасности» Алан Чумак, уже четыре года как прекративший заряжать воду и кремы через телевизор, готовился к выборам в Госдуму. Уфологи «Звёздной академии НЛО-контакта по методу Золотова» выкрали мумию Кыштымского карлика из рук доверчивого следователя. Активисты утверждали: из-за вышек сотовой связи в России резко сократилась популяция тараканов (а значит, люди — на очереди). В это же время задержанный криминальный авторитет Тигран Петросян объявил, что за ним охотится «Белая стрела» – тайная организация силовиков, взявшаяся очистить страну от преступности по совести, а не по закону.
Читать:
«Убойная сила»: Константин Хабенский и Андрей Федорцов ищут национальную идею
Появление «Белой стрелы» в топе городских легенд – тоже своего рода печать времени: конспирологическая мечта о высшей справедливости, меч которой направлен против настоящих врагов народа. На телевидении происходит премьера детектива с говорящим именем
«Шизофрения», в котором
Александр Абдулов играет киллера на службе ФСБ. «Агент национальной безопасности» отвечает на «стреломанию» по моде тех лет: спекулируя на разросшемся после развала СССР мифе о всесильном КГБ. По улицам Петербурга, оказывается, всё еще бродят агенты спецподразделения «Омега», натренированные ликвидировать врагов комитета при помощи методов на грани паранормального. В их арсенале парапсихологические приемчики из практик кунг-фу и тибетских монахов, холодный расчет и способность теряться в толпе. Но теперь, когда связь с Центром потеряна, «Омега» больше не ждет приказов и действует сама, точечно ликвидируя негодяев, которые творят беспредел в их городе. Столкнувшись с мстителями, Лёха Николаев впервые, должно быть, за свою практику супергеройства не может победить противника: уж слишком силен — да и мотивации судить его за прегрешения у агента нет. Как и большинство зрителей, он хоть и не одобряет самосуд, но видит в нем что-то иррационально справедливое.
Советское прошлое – «загадка, завернутая в тайну и помещенная внутрь головоломки», и «Агент» с достойным упорством внедрял в историю отечественных спецслужб мистическую ноту. Криминальные авторитеты нанимали к себе во служение экстрасенсов и медиумов (которые когда-то тоже имели связи с КГБ), способных парализовать человека силой мысли. На окраинах вымирающей деревеньки, так удачно расположившейся у стен секретной военной базы, замечали кровожадного снежного человека: расследуя это дело, агенты Николаев и Краснов чуть было не спились от напряжения, но всё же раскрыли истину. В ней оказались замешаны ГУЛАГ и эхо давно ушедшей войны, а история псковского йети — вольной интерпретацией биографии реального человека
Якова Томозова, пышно растиражированной в постсоветской прессе.
Читать
Как менялся «Твин Пикс» в течение 30 лет
Со временем заигрывание с фантастическими сюжетами обретет сакральный смысл: «Агент» умышленно подбрасывал зрителю всё новых и новых «монстров недели». У Николаева обнаружился американский брат-близнец: популярный актер, имя которого переводилось как «бешеный огурец». Краденные драгоценности императора Павла стремились прикончить похитителей, потому что были заговорены наказывать людей с темной душой. Киллер Саббах (Константин Хабенский) – тоже человек из КГБ – сошел с ума на службе и мечтал воплотить древнее пророчество, став новым бароном Унгерном. В некогда закрытом городе Заводск-49 (чем не русский
«Твин Пикс»?) расцветает новый рабовладельческий строй. Прямо как в позабытом
«Камышовом раю», для которого сценарий, как и для «Агента», писал
Игорь Агеев. Насмотревшись на «ужасы нашего Городка», Николаев и Краснов варили в ведре ворону и приговаривали:
«Раз в сутки суп должен быть в желудке». Чем дальше в лес, тем более жутким и сюрреалистическим становился сериал, начавшийся с простых попыток перепеть «бондиану» с народным колоритом.
«Агент национальной безопасности» не просто собирал городские легенды, но оборачивал их в формат сатирической притчи: есть в этом что-то от гоголевской «Шинели», из которой мы все вышли. Угадывается и рука ленинградских волшебников: за самые яркие эпизоды, на грани комедии и абсурдных снов, был ответственен
Владимир Вардунас – человек, до того работавший над фантастической трагикомедией «
Окно в Париж» и перестроечным ироничным капустником «
Что сказал покойник». Коллекционирование быличек о страшной жизни на Руси захватило его всецело. В будущем он, оставив «Агента», напишет для
Юрия Мамина сериал
«Русские страшилки», где совместит реальную криминальную хронику с домыслами желтой прессы и культурой садистских стишков. Тренировался работать с народным фольклором он на всё том же Лёхе Николаеве. Агент оказался не только супергероем, но и лабораторной мышью, на которой отрабатывали каноны загадочной и всеобъемлющей «
Русской симфонии» 90-х и ранних нулевых: весело и страшно, здорово и вечно.
Читать
«Кинотавр»: краткая история кино на фоне истории страны
«Целую крепко. Ваша Репка»
Золотой состав создателей «Агента национальной безопасности» покинет съемочную площадку после третьего сезона – разбредется кто куда. Михаил Светозаров отправится покорять новые вершины народного милицейского процедурала и запустит сериал «
Опера. Хроники убойного отдела» – апокрифичное продолжение «Улиц разбитых фонарей», воскресившее убитых ментов Ларина и Дукалиса. Варнудас займется историей журналиста Обнорского в «Бандитском Петербурге». Умрет от инсульта в 2010 году. Агеев будет учить петербургских кинематографистов драматургии, но примечать его будут не за «Агента», а «
Гения» и «
Куколке». Народный сериал – жанр невысокого полета, за него, конечно же, не дают призов ФИПРЕССИ. Продержавшись еще два цикла, поохотившись на сокровища в Выборге и раскрыв тайны якутской цивилизации, Лёха Николаев тоже засобирается на покой: Михаилу Пореченкову станет утомительно сниматься в проекте, который серия к серии всё сильнее падал в сценарном качестве. В июле 2004-го, спустя год после закрытия сериала – или, как тогда казалось, временной заморозки, – умрет Андрей Краско. У «Агента национальной безопасности» – должно быть, самая трагическая карма среди всех сериалов народного ментоцентрического корпуса.
Смотреть онлайн
«Агент национальной безопасности: Возвращение»
Быть может, для исправления этого реноме Светозаров и собрался вернуть на экраны агентов АНБ в самое неподходящее для того время: съемки сериала «Агент национальной безопасности. Возвращение» случились уже в конце «десятых». В пору, когда о гегемонии жанра напоминали разве что постироничные полицейские
Ильи Куликова («
Полицейский с Рублевки») и застрявшие в чистилище агенты «
Следа». Проект, несмотря на ностальгическую мощь, так и не был допущен в эфир «Первого канала». Ограничились цифровым прокатом на платформе Kino1TV: так поступают с проектами либо
слишком провокационными («
Салам Масква»), либо просто неудачными. Пролежав в спячке 15 лет, герой прошлого выходит из леса и наконец-то берется за расследование смерти сослуживцев. Они – и Краснов, и бывший начальник Тарасов – в начале нулевых напали на след группировки, совершающей махинации с предметами старины. А потом умерли странной смертью: от апноэ, «болезни силовиков». Конечно же, это было неспроста.
Центральной темой «Возвращения», однако, становятся вовсе не расследования, не мистика и даже не ностальгия, ради которой в проект вернулись многие артисты оригинала. Ключевое место действия сериала – кладбище, на котором в рядок стоят надгробия с фотографиями любимых артистов прошлого. В метафизическом «там» кто-то уже находится, а кто-то только готовится совершить прыжок в безвременье. Танцуя под нафталиновый шлягер группы «Мираж», бывший капитан Николаев и сам понимает, что его время безнадежно ушло. «Агент национальной безопасности» был жутковатой сказкой, замешанной на мистицизме, конспирологических теориях и наивном технотриллере. Его продолжение должно было выйти только для того, чтобы зафиксировать смену сериальных вех. Иногда героям прошлого лучше оставаться там, откуда они пришли. Призраки — это довольно страшно.
обсуждение >>