23 июля 2022
В пятницу, 22 июля, телеканал ТВ-3 начал показ южнокорейской фантастической мелодрамы «Параллельные миры» (в оригинале W). История странной любви девушки и ожившего персонажа комикса уже несколько лет путешествует по миру, зарабатывая высокие зрительские рейтинги. Трудно поверить, что дело тут исключительно в наивной романтике – «Параллельные миры» скрывают в сюжете занятный комментарий к современной массовой культуре и ее жертвах. В первую очередь, это об авторах популярных медийных продуктов, становящихся заложниками своих произведений.
Кан Чхоль (
Ли Джон Сок) – молодой медиамагнат, мастер спортивной стрельбы и просто идеал, сделанный по лекалам современной южнокорейской поп-культуры. У него есть олимпийская медаль, неограниченные ресурсы и, конечно же, страшная трагедия в прошлом. Всю семью Кан Чхоля убил неизвестный преследователь. Жизнь героя разрушена, но он пересиливает себя и давление общества (которое верит, что убийца – он сам) и решает найти человека, уничтожившего его счастье. Так начинается долгое расследование, приводящее героя на крышу высотки, где ему суждено погибнуть.
Незавидный финал Кан Чхолю придумывает художник О Сон Му (
Ким Ый Сон, известный по зомби-экшну «
Поезд в Пусан»). Уже несколько лет он работает над феноменально популярным веб-комиксом W, главным героем которого и является плейбой-миллионер. Рисованный детектив лежит в каждой книжной лавке, от него фанатеют читатели всех возрастов. Корея замирает в ожидании финального твиста, когда О Сон Му пропадает. Только что он корпел над графическим планшетом, а теперь испарился – будто и не было его вовсе. Дочь художника, О Ён Джу (
Хан Хё Джу), обнаруживает в студии финальную главу комикса и явный намек на то, что ее отец хочет избавиться от творения: карточку с изображением «Сатурна, пожирающего своего сына» Франсиско Гойи. Автор устал: в момент осознания этого факта окровавленная рука втягивает О Ён Джу в экран, делая ее невольным участником W – мира, который живет по законам драматургии, как и полагается произведению искусства.
Читать:: 5 корейских дорам не только про любовь
Популярность дорамы «Параллельные миры» (тут отечественному зрителю повезло увидеть в названии отсылку на одиозный
мультфильм Ральфа Бакши) уже давно вышла за пределы Южной Кореи – проект активно транслируется зарубежными каналами и даже ждет американской адаптации. Не просто так: дорама телесети MBC наглядно показывает философию «Корейской волны», которая и привела к экспансии современной культуры страны на Запад. За несколько десятилетий сериальная индустрия, рожденная глобализацией и экономическим «Чудом на реке Ханган», прошла путь от прайм-таймовых исторических новелл до уникального продукта, который по разнообразию продающих идей стоит наравне с японской анимацией. Должно быть, свою роль играет притягательный корейский киберпанк, миксующий сложную реальность полуострова с особым религиозным взглядом на мир. В киновселенной Республики Корея очень логично сочетаются политика, древние легенды и современные технологии. Результат синергии этих элементов налицо: взглянуть хотя бы на «
Игру в кальмара», страшную сказку о выживании человека в пряничном домике анархо-капитализма.
Дорама – жанр крайностей, фантастических условностей. Благодаря этому она часто выглядит более закрученной и изобретательной версией западных популярных проектов. Политический триллер на 16 серий по обилию сюжетных поворотов может обогнать «
Игру престолов». Мелодрама схожего хронометража сводит на нет старания создателей мыльных опер, способных годами переливать из пустого в порожнее. В эпоху потребления быстрого контента у зрителя все меньше времени и желания смотреть размеренные сериалы-талмуды. Высокоскоростной забег по сюжету K-драмы дарит те же эмоции, но быстрее.
Поспешность повествования часто критикуется теми, кто корейский контент не переваривает. Не без оснований – отношение к темпу у жанра дорамы действительно спорное, толкающее сюжет в объятия инфантилизма. «Параллельные миры» в этом плане остаются верными тренду. Мир W очень изобретательный и слабо похож на наш. Здесь свои представления о пространстве-времени (вселенная комикса не замечает, что из нее по воле сюжета могут просто «выпасть» два месяца), жизни и конечности сущего. Более того, история Кан Чхоля подвержена редактуре, что и становится главным аттракционом сценария. Главные герои не только способны перемещаться между вселенными, но и открыто вмешиваются в нарисованную реальность – просто вовремя стерев из черновика комикса ненужную деталь, добавив полезный артефакт или метатекстуально обыграв смерть. Спасти человека от гибели в этой концепции можно легко и просто, добавив к финалу его истории емкое «продолжение следует». Реакция комикса на эти действия непредсказуема: от игнорирования очередной условности до тотальной катастрофы и исчезновения персонажей, внезапно потерявших свою функцию – единственно важную жизненную энергию в выдуманной вселенной. Но симулякр не может вечно терпеть, пока живые наиграются с его судьбой и вскоре выходит из-под контроля. В борьбе за независимость по ту сторону экрана ключевым героем станут не пара очень быстро влюбившихся героев (как дораме обойтись без высоких чувств?), а непосредственный создатель бунтующего мира. Несколько неожиданно «Параллельные миры» смещают фокус с максималистичной лирики в сторону нетривиальной попытки осмыслить противостояние автора и его героя. Чистый постмодернистский конфликт, экранизация идеи Луиса Хосе Борхеса о самоубийстве Бога.
Читать:: Рецензия на «Игру в кальмара»
Постеры и синопсис будут утверждать обратное, но серым кардиналом «Параллельных миров» остается стареющий мангака О Сон Му – обладатель предельно простой и реалистичной сюжетной линии. Сценарист Сон Джэ Джон выписывает фигуре Бога драматичную историю взаимодействия с его произведением. Когда-то W создавался художником в надежде убежать от тревог реального мира – комикс так и несет за собой хвосты этого эскапизма. Но со временем он становится национальным хитом, издается на бумаге и переходит для О Сон Му в разряд тяжелой работы. Над ним постоянно нависает издатель и жадное до зрелища фанатское сообщество. Популярность комикса W возросла настолько, что выдуманный мир обретает собственное самосознание – эту мысль о пространстве идей мы регулярно видим в историях с языческо-шаманскими мотивами, от «
Американских богов»
Нила Геймана до «
Человека-бензопилы»
Тацуки Фудзимото. О Сон Му пытается избавиться от своей золотой клетки, но уже слишком поздно. Кейс, практически повторяющий давнюю войну
Хидэаки Анно с фанатами «
Евангелиона» – японский режиссер годами призывает сообщество отпустить старых героев и начать жить без оглядки на свой депрессивный проект. Но тщетно – обретая культовый статус, произведение утекает из рук своего создателя.
Высказывание о судьбе художника, создателя и заложника, очевидно, намного оригинальнее обрамляющей его романтической линии. Взаимоотношения Кан Чхоля и О Ён Джу развиваются настолько быстро, что не предполагают какой-то глубины – это безусловная и экзальтированная любовь, которая по всем сказочным канонам должна закончиться словами про «жили долго и счастливо». Но мы же не укоряем Принца за то, что он влюбился в Золушку за время танца на балу? Нет, это формат, мы его принимаем. В истории телячьих K-нежностей справедливо придерживаться того же снисходительного подхода. За слезами, полуулыбками и драматичным придыханием «Параллельные миры» маскируют жемчужное зерно, ради которого некоторые жанровые условности можно и перетерпеть.
«Параллельные миры» по пятницам на ТВ-3. Все серии также доступны в онлайн-кинотеатре KION.
ВИДЕО:
«Параллельные миры». Трейлер №3
Ссылки по теме:
«Евангелион» — самый кассовый мультфильм — 2021: главные аниме-новости последней недели года
Игра в кальмара: японская анимация собирает награды на фестивале в Южной Корее
Что посмотреть после «Игры в кальмара»: 5 корейских дорам не только про любовь
Жизнь стоит того, чтобы жить. Но сколько это стоит? Почему «Игра в кальмара» так популярна
«Я намерен сокрушить «Истребителя демонов» и «Евангелион»: создатель «Гандама» о планах до пенсии
Как я встретил вашу маму: «Евангелион 3.0+1.01» приказывает долго жить